Конспект урока по теме "Два письма в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
Конспект урока по теме "Два письма в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
Цели урока:
образовательные: проведение сопоставительного анализ писем Татьяны и Евгения; выявление индивидуальной стороны писем Татьяны и Онегина; доказать на примере писем родство душ и исключительность двух героев;
развивающие: развивать навыки анализа лирического произведения, делать обобщающие выводы;
воспитательные: развивать навык владения культурными нормами и традициями русской речи; развивать логичность, осмысленность, склонность к исследовательской деятельности; воспитывать читательскую культуру школьников.
Оборудование: компьютер, мудьтимедийный проектор; портрет А.С.Пушкина, иллюстрации с изображением Татьяны и Онегина.
Ход урока
Любви нас не природа учит,
А первый пакостный роман…
А.С.Пушкин
Она прошла в его жизни мимо него не узнанная и не оцененная им;
в том и трагедия их романа.
Ф.М.Достоевский
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
III. Слово учителя.
- Современникам А.С.Пушкин представил свой роман как «собранье неспелых глав», «небрежный плод» своих забав.
Позволим себе не поверить поэту, так как содержание произведения говорит об ином. Нет ничего непродуманного или лишнего, каждый эпизод представляет высочайшую художественную ценность и несет в себе большую содержательную, смысловую нагрузку для понимания всего произведения и его главных героев.
Большую роль в понимании характеров героев, в определении их судьбы играют письма Татьяны и Онегина. То, что А.С.Пушкин придавал большое значение письмам героев, говорит факт написания письма Онегина в 1831 году, когда роман уже был написан. А.С.Пушкин посчитал необходимым иметь в романе именно два письма. Эти письма помогут нам разобраться в характерах героев, понять их «из первых рук», мы сможем связать их с судьбой героев, лучше понять замысел поэта.
IV. Чтение писем учащимися наизусть:
- письма Татьяны (под музыку вальса);
-письма Онегина (под музыку баркаролы).
Вопрос: что заставило героев написать письма? (глубокое чувство)
V. Сопоставительный анализ писем.
Сегодня мы попытаемся сопоставить два письма из романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин”. Это письмо Татьяны к Онегину и письмо Онегина к Татьяне. Мы чувствуем, что в письмах есть общие темы. Мы найдем их, сопоставим друг с другом, произведя таким образом сравнительный анализ.
На доске обозначена общая тематика в письмах. Ваша задача – найти текст в письмах, проанализировать содержание, коротко записать в соответствующий раздел таблицы (раздаточный материал).
Оценка характера
Письмо Татьяны
Письмо Онегина
Оценка характера
1.Предполагаемое отношение к написанному письму:
Совесть – стыд –скромность.
Возможно, презрение (девушка первая пишет письмо к малознакомому человеку).
Горькое презрение и злобный смех (месть за опоздавшее чувство).
Незнание Татьяны - эгоизм.
2.Для счастья достаточно:
Скромность – мечтательность – романтичность.
Изредка видеть его, а все остальное время только думать о нем.
Требует видеть её ежедневно, поминутно.
Эгоист – не уважает её положение.
3.Что означает их встреча:
Судьба.
Послан Богом, узнала: «Вот он!.»
Случайно…время.
Лишь случай.
4.Что означает для них любовь?
Скромность. Любовь – жизнь для любимого.
Горькое мученье!
Блаженство!
Состояние – светский роман.
5.Сила чувства.
Скромность.
Я вам пишу…
Противиться не в силах боле…
Слабость.
6.Окончание письма.
Скромна, доверчива.
Стыдится своего письма. Доверяется чести Онегина.
Сильное чувство. Отдает свою судьбу решать Татьяне.
Эгоистичность.
- Что можно сказать о письме Татьяны?
(Это письмо провинциальной русской дворянской барышни, молодой, неопытной, романтической, влюбленной в светского молодого человека. Она чисто русская девушка: скромная, мечтательная, стыдливая, доверчивая, искренняя в своих сильных чувствах, готова отдать себя любимому.)
- Что можно сказать о письме Онегина?
(Это письмо опытного, много знавшего в жизни светского человека, которого неожиданно поразила любовь к замужней женщине. Онегин сильно влюблен в Татьяну, однако думает только о себе.)
Учитель: Письма Татьяны и Онегина существуют как текст в тексте, перед каждым посланием есть заголовок.
- Наверное, только в письме человек может полностью излить душу… И герои Пушкина не являются исключением. Письма раскрывают внутренний мир персонажей, передают их чувства и переживания. В этом и заключается основная функция писем. Ведь вряд ли читатель смог бы представить нежный, женственный и романтичный образ Татьяны без ее искренней и проникновенной исповеди. Также именно в своем письме Онегин предстает обновленным, изменившимся человеком.
- Письма Татьяны и Онегина создают симметрию в композиции романа, являясь своеобразным отражением друг друга. Признание Татьяны и запоздалый ответ на него Онегина разделяют шесть лет и 5 глав (с 3 по 8).
- Следует обратить внимание на интонацию в письмах.
Письмо Татьяны развивается интонационно последовательно. Начинается с умеренно-приподнятой экспозиции, которая продолжается в повествовательном тоне. Затем интонация поднимается и достигает кульминации. К заключению интонация постепенно опускается и оканчивается достаточно уверенным постскриптумом.
Письмо Онегина начинается с восклицания. Буря чувств, томившихся в душе, прорывается едкостью и сарказмом. Внезапно эта интонация сменяется повествованием, задумчивостью. Затем - томление, нарастание страсти; снова мука, подъём до кульминации и нисходящая интонация концовки.
- Изящный пушкинский сюжет основывается на двух противоположных точках: два письма, написанные с шестилетним интервалом. Письма - не только неотъемлемый элемент фабулы романа, они её стержень. Существование писем вне романа возможно, романа без писем - никогда. Мы бы не узнали, какова Татьяна, не услышав её сокровенных строк, говорящих более красноречиво, нежели комментарии рассказчика. Без письма Онегина мы бы представили образ героя, но остались бы скрытыми метаморфозы его души, динамика развития образа и развязка.
Кстати, за рамками романа остались ещё три письма Онегина, но они, так же как оригинал письма Татьяны, написанный на французском языке, предоставлены воображению и интуиции читателя и составляют одну из многих загадок романа. Ещё два ненаписанных письма Онегина - это устные ответы Евгения на письмо Татьяны и Татьяны на письмо Евгения. Оба обладают эпистолярными признаками: монолог по форме, продуманный заранее на заданную тему как продолжение переписки. Среди всех перечисленных писем два первых наиболее содержательны и значимы.
- Как писал философ и публицист прошлого века Николай Николаевич Страхов: “До сих пор всякий, желающий говорить о Пушкине, должен, нам кажется, начать с извинения перед читателями, что он берётся в том или другом отношении измерять эту неисчерпаемую глубину”. С этим высказыванием сложно не согласиться.
- Пушкин и его произведения самодостаточны и самоценны, они не нуждаются в комментариях и интерпретировании и неподвластны им. Русский человек читает Пушкина сердцем, становясь мистически сопричастным духовному опыту огромной культуры эпох и поколений.
VII. Подведение итогов урока, выставление оценок.
VIII. Домашнее задание: письменная творческая работа «Два письма в романе «Евгений Онегин»».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Два письма в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин" »
Урок по теме "Два письма в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»".
Презентация к уроку
Цели урока:
образовательные: проведение сопоставительного анализ писем Татьяны и Евгения; выявление индивидуальной стороны писем Татьяны и Онегина; доказать на примере писем родство душ и исключительность двух героев;
развивающие: развивать навыки анализа лирического произведения, делать обобщающие выводы;
воспитательные: развивать навык владения культурными нормами и традициями русской речи; развивать логичность, осмысленность, склонность к исследовательской деятельности; воспитывать читательскую культуру школьников.
Оборудование: компьютер, мудьтимедийный проектор; портрет А.С.Пушкина, иллюстрации с изображением Татьяны и Онегина.
Ход урока
Любви нас не природа учит,
А первый пакостный роман…
А.С.Пушкин
Она прошла в его жизни мимо него не узнанная и не оцененная им;
в том и трагедия их романа.
Ф.М.Достоевский
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
III. Слово учителя.
- Современникам А.С.Пушкин представил свой роман как «собранье неспелых глав», «небрежный плод» своих забав.
Позволим себе не поверить поэту, так как содержание произведения говорит об ином. Нет ничего непродуманного или лишнего, каждый эпизод представляет высочайшую художественную ценность и несет в себе большую содержательную, смысловую нагрузку для понимания всего произведения и его главных героев.
Большую роль в понимании характеров героев, в определении их судьбы играют письма Татьяны и Онегина. То, что А.С.Пушкин придавал большое значение письмам героев, говорит факт написания письма Онегина в 1831 году, когда роман уже был написан. А.С.Пушкин посчитал необходимым иметь в романе именно два письма. Эти письма помогут нам разобраться в характерах героев, понять их «из первых рук», мы сможем связать их с судьбой героев, лучше понять замысел поэта.
IV. Чтение писем учащимися наизусть:
- письма Татьяны (под музыку вальса);
-письма Онегина (под музыку баркаролы).
Вопрос: что заставило героев написать письма? (глубокое чувство)
V. Сопоставительный анализ писем.
Сегодня мы попытаемся сопоставить два письма из романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин”. Это письмо Татьяны к Онегину и письмо Онегина к Татьяне. Мы чувствуем, что в письмах есть общие темы. Мы найдем их, сопоставим друг с другом, произведя таким образом сравнительный анализ.
На доске обозначена общая тематика в письмах. Ваша задача – найти текст в письмах, проанализировать содержание, коротко записать в соответствующий раздел таблицы (раздаточный материал).
Оценка характера
Письмо Татьяны
Письмо Онегина
Оценка характера
1.Предполагаемое отношение к написанному письму:
Совесть – стыд –скромность.
Возможно, презрение (девушка первая пишет письмо к малознакомому человеку).
Горькое презрение и злобный смех (месть за опоздавшее чувство).
Незнание Татьяны - эгоизм.
2.Для счастья достаточно:
Скромность – мечтательность – романтичность.
Изредка видеть его, а все остальное время только думать о нем.
Требует видеть её ежедневно, поминутно.
Эгоист – не уважает её положение.
3.Что означает их встреча:
Судьба.
Послан Богом, узнала: «Вот он!..»
Случайно…время.
Лишь случай.
4.Что означает для них любовь?
Скромность. Любовь – жизнь для любимого.
Горькое мученье!
Блаженство!
Состояние – светский роман.
5.Сила чувства.
Скромность.
Я вам пишу…
Противиться не в силах боле…
Слабость.
6.Окончание письма.
Скромна, доверчива.
Стыдится своего письма. Доверяется чести Онегина.
Сильное чувство. Отдает свою судьбу решать Татьяне.
Эгоистичность.
- Что можно сказать о письме Татьяны?
(Это письмо провинциальной русской дворянской барышни, молодой, неопытной, романтической, влюбленной в светского молодого человека. Она чисто русская девушка: скромная, мечтательная, стыдливая, доверчивая, искренняя в своих сильных чувствах, готова отдать себя любимому.)
- Что можно сказать о письме Онегина?
(Это письмо опытного, много знавшего в жизни светского человека, которого неожиданно поразила любовь к замужней женщине. Онегин сильно влюблен в Татьяну, однако думает только о себе.)
Учитель: Письма Татьяны и Онегина существуют как текст в тексте, перед каждым посланием есть заголовок.
- Наверное, только в письме человек может полностью излить душу… И герои Пушкина не являются исключением. Письма раскрывают внутренний мир персонажей, передают их чувства и переживания. В этом и заключается основная функция писем. Ведь вряд ли читатель смог бы представить нежный, женственный и романтичный образ Татьяны без ее искренней и проникновенной исповеди. Также именно в своем письме Онегин предстает обновленным, изменившимся человеком.
- Письма Татьяны и Онегина создают симметрию в композиции романа, являясь своеобразным отражением друг друга. Признание Татьяны и запоздалый ответ на него Онегина разделяют шесть лет и 5 глав (с 3 по 8).
- Следует обратить внимание на интонацию в письмах.
Письмо Татьяны развивается интонационно последовательно. Начинается с умеренно-приподнятой экспозиции, которая продолжается в повествовательном тоне. Затем интонация поднимается и достигает кульминации. К заключению интонация постепенно опускается и оканчивается достаточно уверенным постскриптумом.
Письмо Онегина начинается с восклицания. Буря чувств, томившихся в душе, прорывается едкостью и сарказмом. Внезапно эта интонация сменяется повествованием, задумчивостью. Затем - томление, нарастание страсти; снова мука, подъём до кульминации и нисходящая интонация концовки.
- Изящный пушкинский сюжет основывается на двух противоположных точках: два письма, написанные с шестилетним интервалом. Письма - не только неотъемлемый элемент фабулы романа, они её стержень. Существование писем вне романа возможно, романа без писем - никогда. Мы бы не узнали, какова Татьяна, не услышав её сокровенных строк, говорящих более красноречиво, нежели комментарии рассказчика. Без письма Онегина мы бы представили образ героя, но остались бы скрытыми метаморфозы его души, динамика развития образа и развязка.
Кстати, за рамками романа остались ещё три письма Онегина, но они, так же как оригинал письма Татьяны, написанный на французском языке, предоставлены воображению и интуиции читателя и составляют одну из многих загадок романа. Ещё два ненаписанных письма Онегина - это устные ответы Евгения на письмо Татьяны и Татьяны на письмо Евгения. Оба обладают эпистолярными признаками: монолог по форме, продуманный заранее на заданную тему как продолжение переписки. Среди всех перечисленных писем два первых наиболее содержательны и значимы.
- Как писал философ и публицист прошлого века Николай Николаевич Страхов: “До сих пор всякий, желающий говорить о Пушкине, должен, нам кажется, начать с извинения перед читателями, что он берётся в том или другом отношении измерять эту неисчерпаемую глубину”. С этим высказыванием сложно не согласиться.
- Пушкин и его произведения самодостаточны и самоценны, они не нуждаются в комментариях и интерпретировании и неподвластны им. Русский человек читает Пушкина сердцем, становясь мистически сопричастным духовному опыту огромной культуры эпох и поколений.
VII. Подведение итогов урока, выставление оценок.
VIII. Домашнее задание: письменная творческая работа «Два письма в романе «Евгений Онегин»».