Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты деятельности |
1. Мотивация | Настроить на организацию рабочего пространства, подготовить учащихся к работе на уроке | Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. - Нарисуйте на полях тетрадей смайлик, который рассказал бы о вашем настроении в начале урока. | Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. | Личностные: ответственность за предстоящую деятельность. Метапредметные: организация рабочего места. |
2. Формулировка проблемы и постановка цели урока | Создать условия для постановки учащимися цели познавательной деятельности, формулировки темы урока и планирование деятельности | - Угадайте, о чем мы сегодня будем говорить? А для этого внимательно прочитайте моё стихотворение Приложение 1 - А теперь попробуйте сформулировать цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова: Познакомиться с... Учиться различать …___ ___ … | Учащиеся определяют тему и цель урока. | Личностные: внимательное и бережное отношение к родному языку, развитие учебных мотивов Метапредметные: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности |
3. Уточнение цели, планирование деятельности | Создать условия для постановки учащимися цели познавательной деятельности, формулировки темы урока и планирование деятельности | - А как вы думаете, чем мы сегодня на уроке будем заниматься? Итак, у нас урок развития речи и мы будем учиться определять тип речи. Наша задача: Познакомиться с тремя типами русской речи; Научиться отличать их друг от друга; Применить полученные знания при работе с текстом. | Отвечают на вопросы (Работать с текстами.) Определяют задачи урока | Личностные: внимательное и бережное отношение к родному языку, развитие учебных мотивов Метапредметные: Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Предметные: знание основных терминов, умение находить опознавательные признаки текста |
4. Откры-тие и осмы-сление новых речевед-ческих знаний и способов их применения. | Научить работать с информацией, развивать логическое мышление | Стр. 195. Работа с рубрикой «Читаем, наблюдаем и делаем выводы» Выполнение упражнения 547. Задание к упр.: Сравните высказывания. В каком из них говорится о признаках, в каком – о действии или причине? Работа с текстами в рубрике «Понаблюдайте!» на стр. 196 | Учащиеся сравнивают, определяют, указывают, подбирают типы речи (повествование, описание, рассуждение). Делают выводы, сопоставляют самостоятельно открытые знания с теоретическим материалом учебника | Личностные: внимательное и бережное отношение к родному языку, развитие учебных мотивов, обогащение словарного запаса Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, овладение приёмами отбора и систематизации материала Предметные: умение определять типы речи: описание, повествование, рассуждение |
5. Первичное закрепление способов применения новых речеведческих знаний | Выявление последовательности действий при применении новых знаний о типах речи, закрепить данные знания | Выполнение упражнения 548. - Как вы понимаете выражение «окружающая действительность»? Запись на доске и в тетрадях: а) Повествование - что за чем происходит? б)Описание - кто?что?----какой? в) Рассуждение- почему так? Почему так случилось? | Определяют типы речи. Беседа о типах речи. | Личностные: внимательное и бережное отношение к родному языку, развитие учебных мотивов, обогащение словарного запаса Метапредметные: коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких- либо задач, участия в спорах, обсуждениях Предметные: умение определять типы речи: описание, повествование, рассуждение |
6. Установка на творческое применение речеведческих знаний. | Создать условия для анализа собственной деятельности и творческой реализации | Выполнение упражнения 549. - Какой тип речи может быть использован в сочинениях на данные темы? - Есть ли связь между формулировкой темы и типом речи? Докажите. - Выполните упражнение 551. Как вы будете оценивать работу соседа? Попробуйте разработать критерии для оценки. | Осмысление Работа в парах. | Личностные: внимательное и бережное отношение к родному языку, развитие учебных мотивов, обогащение словарного запаса Метапредметные: Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности владение устной и письменной речью Предметные: умение создавать собственный текст |
7. Творческое применение речеведческих знаний | Создать условия для творческой реализации | Выполнение упр. 552 | Написание сочинения | Личностные: внимательное и бережное отношение к родному языку, развитие учебных мотивов, обогащение словарного запаса Метапредметные: способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме Предметные: умение создавать собственный текст |
8. Рефлексия. Подведение итогов урока | Создать условия для анализа собственной деятельности и развития умения самооценки | - Исследование какой темы вели на уроке? - Какие понятия разобрали? - Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Что нужно сделать ещё? - Где можно применить новые знания? - Оцените свою работу на уроке. Работу класса - Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему? | Дают ответы на вопросы Анализируют работу на уроке через самооценку | Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов Метапредметные: умение соотносить цели и результаты своей деятельности |
9. Домашнее задание | Применить новые знания в творческой ситуации | - Дома § 67, упр. 552. | Анализируют материалы домашнего задания, задают вопросы учителю на уточнение | Личностные: бережное и внимательное отношение к русскому языку, развитие учебных мотивов Метапредметные: планирование своих действий, структурирование знаний Предметные: умение определять типы речи будущего текста собственного сочинения |