kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития речи в 5 классе "Типы речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной разработки урока создать условия для овладения знаниями о понятиях основных типов речи (описания, повествования, рассуждения) и отработки умения определять тип речи в тексте.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 5 классе "Типы речи"»

Терёшина Людмила Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ им. М.М.Осипова с.Кондоль

Конспект урока русского языка в 5 классе


Тема: «Что такое тип речи?» (§67) (Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018).

Цель урока: создать условия для овладения знаниями о понятиях основных типов речи: повествования, описания, рассуждения и отработки умения определять тип речи в тексте.

Тип урока: урок освоения новых знаний и способов их применения по развитию речи

Предполагаемые результаты урока:

Личностные: бережное и внимательное отношение к русскому языку, обогащение словарного запаса учащихся, развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Метапредметные: развитие навыков целеполагания и планирования; совершенствование умений анализа, сравнения, обобщения; формирование навыков извлечения информации из различных источников и ее преобразования; овладение умениями делать выводы, строить рассуждения; осуществление коммуникативного взаимодействия с одноклассниками и учителем, умение приходить к общему решению в совместной деятельности, создание высказываний в устной и письменной форме.

Предметные: овладение знаниями о понятиях основных типов речи: повествования, описания, рассуждения; применение знаний в различных практических ситуациях (различение типов речи); расширение лексического запаса учащихся.





Ход урока

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты деятельности

1. Мотивация

Настроить на организацию рабочего пространства, подготовить учащихся к работе на уроке

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.


- Нарисуйте на полях тетрадей смайлик, который рассказал бы о вашем настроении в начале урока.


Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Личностные: ответственность за предстоящую деятельность.

Метапредметные: организация рабочего места.

2. Формулировка проблемы и постановка цели урока

Создать условия для постановки учащимися цели познавательной деятельности, формулировки темы урока и планирование деятельности

- Угадайте, о чем мы сегодня будем говорить? А для этого внимательно прочитайте моё стихотворение Приложение 1


- А теперь попробуйте сформулировать цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова:


  1. Познакомиться с...

  2. Учиться различать …___ ___ …






Учащиеся определяют тему и цель урока.




Личностные: внимательное и бережное отношение к родному языку, развитие учебных мотивов

Метапредметные: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

3. Уточнение цели, планирование деятельности

Создать условия для постановки учащимися цели познавательной деятельности, формулировки темы урока и планирование деятельности

- А как вы думаете, чем мы сегодня на уроке будем заниматься?


Итак, у нас урок развития речи и мы будем учиться определять тип речи.

Наша задача:

  • Познакомиться с тремя типами русской речи;

  • Научиться отличать их друг от друга;

  • Применить полученные знания при работе с текстом.

Отвечают на вопросы (Работать с текстами.)


Определяют задачи урока


Личностные: внимательное и бережное отношение к родному языку, развитие учебных мотивов

Метапредметные: Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
Предметные: знание основных терминов, умение находить опознавательные признаки текста

4. Откры-тие и осмы-сление новых речевед-ческих знаний и способов их применения.

Научить работать с информацией, развивать логическое мышление


Стр. 195. Работа с рубрикой «Читаем, наблюдаем и делаем выводы»





Выполнение упражнения 547.

Задание к упр.:

Сравните высказывания. В каком из них говорится о признаках, в каком – о действии или причине?


Работа с текстами в рубрике «Понаблюдайте!» на стр. 196


Учащиеся сравнивают, определяют, указывают, подбирают типы речи (повествование, описание, рассуждение).



Делают выводы, сопоставляют самостоятельно открытые знания с теоретическим материалом учебника

Личностные: внимательное и бережное отношение к родному языку, развитие учебных мотивов, обогащение словарного запаса Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, овладение приёмами отбора и систематизации материала

Предметные: умение определять типы речи: описание, повествование, рассуждение

5. Первичное закрепление способов применения новых речеведческих знаний

Выявление последовательности действий при применении новых знаний о типах речи, закрепить данные знания

Выполнение упражнения 548.


- Как вы понимаете выражение «окружающая действительность»?

Запись на доске и в тетрадях:

а) Повествование - что за чем происходит?

б)Описание - кто?что?----какой?

в) Рассуждение- почему так? Почему так случилось?


Определяют типы речи.


Беседа о типах речи.


Личностные: внимательное и бережное отношение к родному языку, развитие учебных мотивов, обогащение словарного запаса

Метапредметные: коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких- либо задач, участия в спорах, обсуждениях

Предметные: умение определять типы речи: описание, повествование, рассуждение

6. Установка на творческое применение речеведческих знаний.

Создать условия для анализа собственной деятельности и творческой реализации

Выполнение упражнения 549.

- Какой тип речи может быть использован в сочинениях на данные темы?

- Есть ли связь между формулировкой темы и типом речи? Докажите.


- Выполните упражнение 551. Как вы будете оценивать работу соседа? Попробуйте разработать критерии для оценки.


Осмысление






Работа в парах.

Личностные: внимательное и бережное отношение к родному языку, развитие учебных мотивов, обогащение словарного запаса Метапредметные: Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности владение устной и письменной речью

Предметные: умение создавать собственный текст

7. Творческое применение речеведческих знаний

Создать условия для творческой реализации

Выполнение упр. 552

Написание сочинения

Личностные: внимательное и бережное отношение к родному языку, развитие учебных мотивов, обогащение словарного запаса

Метапредметные: способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Предметные: умение создавать собственный текст

8. Рефлексия. Подведение итогов урока

Создать условия для анализа собственной деятельности и развития умения самооценки

- Исследование какой темы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса

- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

Дают ответы на вопросы





Анализируют работу на уроке через самооценку



Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов

Метапредметные: умение соотносить цели и результаты своей деятельности


9. Домашнее задание

Применить новые знания в творческой ситуации

- Дома § 67, упр. 552.

Анализируют материалы домашнего задания, задают вопросы учителю на уточнение

Личностные: бережное и внимательное отношение к русскому языку, развитие учебных мотивов

Метапредметные: планирование своих действий, структурирование знаний

Предметные: умение определять типы речи будущего текста собственного сочинения


Приложение 1


По-разному можно текст создавать:

Можно красиво все описать,

Можно проблему поднять, рассуждать,

Можно и случай какой рассказать.


Каждый получим с особым лицом.

В каждом особую прелесть найдем.

Ну, а поможет речи нам тип,

Ведь на урок наш он темой проник.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок развития речи в 5 классе "Типы речи"

Автор: Терешина Людмила Евгеньевна

Дата: 20.11.2024

Номер свидетельства: 659927

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Комплексная работа с текстом.8 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "komplieksnaia-rabota-s-tiekstom-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "132777"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416407445"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "программа по русскому языку 5 класс надомное обучение"
    ["seo_title"] => string(52) "proghrammaporusskomuiazyku5klassnadomnoieobuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "304895"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457811651"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Конспект урока русского языка на тему:«Подготовка к сочинению-описанию домашнего животного» "
    ["seo_title"] => string(103) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-podghotovka-k-sochinieniiu-opisaniiu-domashniegho-zhivotnogho"
    ["file_id"] => string(6) "216855"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433165420"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока развития речи "Текст-рассуждение" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-razvitiia-riechi-tiekst-rassuzhdieniie"
    ["file_id"] => string(6) "185512"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426186578"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Урок развития речи "Сказка о грустном художнике" "
    ["seo_title"] => string(53) "urok-razvitiia-riechi-skazka-o-ghrustnom-khudozhnikie"
    ["file_id"] => string(6) "137290"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417330650"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства