Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 5 классе ( изложение)»
Урок развития речи в 5 классе. Изложение «Стыдно перед соловушкой»
1.
- Сегодня будем писать изложение. Как изложение можно назвать иначе?
(пересказ)
- Изложение от слова «изложить» ( см. толковый словарь)
- Приходилось ли вам пересказывать?
- Считаете ли вы это умение важным?
- У нас в учебнике есть ПАМЯТКА для работы с изложением. ( стр.192)
- Ребята, а вам когда-нибудь было СТЫДНО? Как вы ощущали это состояние? Давайте более точно подберем значение этому слову с помощью словаря синонимов. (словарь синонимов, синонимы к слову «стыдно»)
2.
- У вас на столе лежат рабочие листы. Значение слова «стыдно» запишите в них.
Мы будем сегодня работать по тексту В.А.Сухомлинского. Несколько слов об этом удивительном человеке.
Об авторе текста.
Василий Александрович Сухомлинский (1918 – 1970) – советский педагог-новатор, детский писатель (больше тысячи рассказов и сказок).
Украина. В том самом селе, что и Н.В.Гоголь (с. Васильевка).
1941г. – ушёл на фронт
1942г. – защищал Москву, тяжело ранен (осколок снаряда остался в груди навсегда)
После освобождение Украины от фашистов вернулся в родное село и только тогда узнал, что его жену и маленького сына замучили в гестапо.
- А теперь ПОСЛУШАЙТЕ ВНИМАТЕЛЬНО ТЕКСТ.
Ваша задача: слушать так, чтобы потом восстановить все описанные в нем события и написать хорошее изложение.
3.
Беседа.
-О чём говорится в тексте?
-Какова тема? ( о бережном отношении к природе)
-Что девочки делали в лесу?
- Что заставило их заслушаться?
-Расскажите, как поступила каждая девочка после обеда.
-Чьё поведение вам больше понравилось?
- А вы в лесу как себя ведёте?
4.
Послушайте текст ещё раз. Сколько в нём частей? Поможет нам КАК ВСЕГДА план (на развороте доски)
ПЛАН.
Что делали девочки в лесу?
Кого заслушались они?
Как девочки поступили с остатками еды?
Почему Лида не оставила мусор в лесу?
- Откроем учебники ( стр.131). Постараемся обсудить данный текст в деталях. Как вы думаете, поможет ли обсуждение лучше написать изложение? Почему?
Вопросы по тексту:
- Куда пошли Оля и Лида? ( в лес)
-Что сделали девочки после долгой дороги ( сели обедать)
-Что достали из сумок? ( яйца, хлеб с маслом)
КАКИЕ ОПОРНЫЕ СЛОВА можно использовать для части «Обед в лесу»?
( выписывают в рабочий лист)
- Что произошло, когда закончился обед? ( запел соловей)
-Как девочки слушали песню? ( не шевелясь)
КАКИЕ ОПОРНЫЕ СЛОВА можно использовать для части «Чудесная песня»? (выписывают в рабочий лист)
- Что сделала Оля, когда соловей закончил петь?
-Что сделала Лида?
КАКИЕ ОПОРНЫЕ СЛОВА можно использовать для части «Поступок Оли»? (выписывают в рабочий лист)
- О чём спросила Оля у Лиды?
- ПОЧЕМУ Оля считает, что можно оставлять мусор в лесу? (никто не увидит)
- Что ответила ей Лида?
- О чём говорится в финале?
КАКИЕ ОПОРНЫЕ СЛОВА можно использовать для части «Поведение Лиды»? ( выписывают в рабочий лист)
6.
Прочитайте текст про себя. Обратите внимание на правописание слов: «д_орога», «ут_мительной», о_дохнуть» и т.д.( см .рабочий лист)
7.
Закройте книги. Попробуем пересказать (желающие). Письмо работы.
8.
Знакомство с книгой.
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943)
Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.
Как вы поняли слова: «привести в порядок свою планету»?
Лист самооценки заполнить.
Рабочий лист сдать, вложив его в тетрадь с изложением.
Всем спасибо за урок.
Рабочий лист ________________________________________________