kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русскому языку. Склонение имен существительных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока в 3 «Б» классе

учителя начальных классов СОШ №53 Кальниязовой Б.З.

Дата проведения урока: 24.11.16г

Тема урока: Склонение имен существительных

Цель урока: Ознакомить учащихся с понятием склонения имени существительного.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
    • установить отличительные признаки имен существительных 1, 2, 3 склонений
    • научить определять склонение имен существительных.
  2. Развивающие:
    • развивать умения изменять существительные по числам, падежам, различать род
    • развивать мышление, умение выделять главное, делать умозаключение.
  3. Воспитательные: воспитывать  любовь и гордость к своей Родине, Республике Казахстан, интерес к изучению предмета русского языка.

Оборудование: карта Казахстана, иллюстрации:  Байтерек, города Казахстана, Герб и Флаг Казахстана, 25-летие Независимости Казахстан, раздаточные карточки с заданиями для работы в группе и в паре, разрезные карточки для индивидуальной работы, таблицы 3 склонения, падежи, тесты, компьютер.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку. Склонение имен существительных»


Средняя образовательная школа №53















Открытый урок:



«Склонение имен существительных»













Учитель: Калниязова Б.З.




















г. Актобе






Конспект открытого урока в 3 «Б» классе

учителя начальных классов СОШ №53 Кальниязовой Б.З.

Дата проведения урока: 24.11.16г


Тема урока: Склонение имен существительных

Цель урока: Ознакомить учащихся с понятием склонения имени существительного.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

    • установить отличительные признаки имен существительных 1, 2, 3 склонений

    • научить определять склонение имен существительных.

  2. Развивающие:

    • развивать умения изменять существительные по числам, падежам, различать род

    • развивать мышление, умение выделять главное, делать умозаключение.

  3. Воспитательные: воспитывать любовь и гордость к своей Родине, Республике Казахстан, интерес к изучению предмета русского языка.

Оборудование: карта Казахстана, иллюстрации: Байтерек, города Казахстана, Герб и Флаг Казахстана, 25-летие Независимости Казахстан, раздаточные карточки с заданиями для работы в группе и в паре, разрезные карточки для индивидуальной работы, таблицы 3 склонения, падежи, тесты, компьютер.

Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой под нежную мелодию.

– Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть зимнего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

2. Чистописание

Запишите число и узоры, которые видите на доске: Кℓаℓзℓаℓхℓсℓтℓаℓнℓ

(дети прописывают в тетради)Что заметили? Кто догадался, что написано? (Казахстан). Почему высветилось это слово? (Мы живем в Казахстане)

Преддверии большого праздника - 25-летия страны, что мы хотим рассказать о нашей любимой Родине.

Дети рассказывают:

1 ученик: Республика Казахстан расположена в Центральной Азии, в глубине Евразийского материка. Территория Казахстана очень большая. По площади Казахстан занимает второе место по территории среди государств СНГ и 9 место в мире.

2 ученик: В Казахстане-8,5 тысяч больших и малых рек. Самые крупные реки Урал и Эмба, впадающие в Каспийское море. Сыр-Дарья в Аральское море. Иртыш, Ишим, Тобол пересекают республику и впадают в Северный Ледовитый океан.

3 ученик: В Казахстане насчитывается 48000 больших и малых озер. Среди них самые большие: Аральское море, Балхаш, Каспийское море.

4 ученик: Столица-город Астана. Государственный язык-казахский, наравне с казахским официально употребляется русский язык.

Учитель: Для чего нужно изучать русский язык наравне с казахским?

(Быть грамотными, правильно писать, говорить, общаться между собой. Нашей стране нужны интеллектуально развитые, грамотные люди).





3.Актуализация знаний

Какой частью речи является слово Казахстан?(имя существительное)

– Что такое имя существительное? (часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что?, обозначает предмет)

– Назовите грамматические признаки существительного? (имеет род, изменяется по числам и падежам)

Вот ученик 3 класса разделил слова на 3 группы. Вот как он это сделал. Какую грамматическую категорию он положил в основу классификации? (род имен существительных) Верно он выполнил? Исправить.

Работа в паре

Школа дерево путь

Мнение колесо тетрадь

Тень свет портфель

Оценили себя.(дети показывают стикеры :5-красный,4- желтый,3 –зеленый)

4. Словарная работа

Какое задание можно выполнить со словами?(Вставить пропущенные буквы, выделить безударную гласную)

Индивидуальная работа ,1 ученик –у доски

С.ч.нение, к.р.дор, л.п.сток, обл.к., ном.р, еж.вика, неск.лько, ин.гда, .нот.

(проверка. Кто выполнил без ошибок? Похвалили себя. (погладили по голове)

– Что объединяет все эти слова? (словарные) С какой целью выполняли?( по первым буквам составляют слово склонение.

Тема урока: Склонение . Записать тему.

Что такое склонение?(Изменение имен существительных по падежам и числам)

4. Изучение нового материала

– Во время минутки чистописания, в словарной работе, мы использовали имена сущ.

Значит ,на уроке мы будем говорить об этой части речи.

1) Работа в группах. Сейчас мы проведем исследование.Мы будем младшими научными сотрудниками, учеными. Быть внимательными.

1 группа – изменяет по падежам слова дядя;
2 группа – изменить по падежам слово вода;
3 группа – изменить по падежам слово  слон;

4 группа- изменить по падежам слово дело;

5 группа-изменить по падежам слово ночь;

6 группа-изменить по падежам слово речь.

(ученики в группах работают над своими словами, спикеры от групп записывают окончания своих слов на доске) Сравнивают, анализируют:

– Что общего во всех столбиках? (падеж, вопрос)

– Чем отличаются? (окончанием)

– Почему же тогда разные окончания? (разные слова, род)

– И в 1 столбике сущ. ж. р. и в 3 столбике сущ. ж. р., а окончания разные

Новый грамматический признак существительного: существительные делятся на 3 склонения в зависимости от рода и окончания имен существительных:

1 столбик – ж. р. и м. р. с окончанием -а, -я.
2 столбик – м. р. с ; с.; с. р. с окончанием -о, -е.
3 столбик – ж. р. ь с 







Вывод: в зависимости от падежных окончаний имена сущ. можно разделить на 3 большие группы – 3 склонения.(таблица)

К 1 склонению относятся имена сущ. ж. р. и м. р. с окончаниями -а, -я.
Ко 2 склонению – имена сущ. м. р. с  и с. р. и с. р. с окончанием -о, -е.
К 3 склонению – имена сущ. ж. р. с ь .

Работа с учебником

– Читаем вывод в учебнике стр.72.(дети читают правило)

– Как определить склонение имени сущ.? (Чтобы определить склонение имени сущ. надо определить род и посмотреть на окончание).

Игра «Фотоглаз» тетрадь, блокнот, ручка, карандаш , парта, мальчик, девочка, бант.

Физминутка активная: если слово м.р - мальчики хлопают, если ж.р. - девочки хлопают, если - среднего рода- приседают все.

Внимание: шайба, голубь, ежик, окно, стекло, песня, зеркало, звезда, машина, коньки.

5. Закрепление ( работа по карточкам)

  1. Распределить по склонениям: сосна, цепь башня поле, окно дядя конь лошадь, юноша корабль алмаз кровать.

  2. Проверка у доски:1 ряд -1 склонение, 2 ряд-2 склонение, 3 ряд-3склонение.

  3. Оценили работу.

  4. Допишите в каждый столбик по 2 слова.– Обсудите, какие слова вы запишите.Проверяем.

6. Диагностика уровня знаний : карточки (дифференцированно)

Низкий уровень: зеленые карточки

  1. Определить род имен существительных.
    а) сахар, кот, мост –
    б) тетя, луна, лошадь –

  1. Найди лишнее слово:
    диван, стул, дверь, шкаф, стол.

  1. Определи склонение имен существительных.
    а) лень, рожь, мышь –
    б) озеро, стол, животное –

Средний уровень: желтые карточки

  1. Отметь + все имена сущ. м. р.
    а) ладонь
    б) огонь
    в) окунь
    г) ткань
    д) пень

  2. Отметь + все имена сущ. с. р.
    а) поле
    б) сравнение
    в) скорость
    г) чувство
    д) санаторий









  1. Отметь + все сущ. 3 склонения.
    а) молодежь
    б) конь
    в) день
    г) огонь
    д) горечь

  2. 4. Отметь + все сущ. 1 склонения.
    а) дядя
    б) страна
    в) семья
    г) зеркало
    д) Степа

Высокий уровень. Красные карточки

  1. Отметь + все сущ. м. р.
    а) соболь
    б) метель
    в) уголь
    г) рояль
    д) соль

  2. Отметь + все сущ. с. р.
    а) гербарий
    б) облако
    в) уравнение
    г) письмо
    д) полет

  3. Отметь + все сущ. 3 склонения.
    а) зверь
    б) метель
    в) уголь
    г) олень
    д) радость

  4. Отметь + все сущ. не 1-го склонения.
    а) свекла
    б) дедушка
    в) рог
    г) земля
    д) Коля

7. Домашнее задание

– стр 72 упр 195.(распределить по склонениям слова)

8. Итог

– О каком новом грамматическом признаке имени сущ. мы сегодня узнали на уроке?

– Как определить склонение имени сущ.?

– Что запомнили?

9.Рефлексия Оцените свою работу:

Сегодня на уроке узнал, открыл для себя… …

Научился, смог … …

Могу похвалить себя и своих одноклассников за … ….


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по русскому языку. Склонение имен существительных

Автор: Кальниязовой Балжан Забхановна

Дата: 25.01.2017

Номер свидетельства: 383764

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Презентация к уроку русского языка "Склонение имен существительных мужского рода во множественном числе" "
    ["seo_title"] => string(124) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-sklonieniie-imien-sushchiestvitiel-nykh-muzhskogho-roda-vo-mnozhiestviennom-chislie"
    ["file_id"] => string(6) "133968"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416636877"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Презентация к уроку русского языка "Склонение имен существительных" (3 класс)"
    ["seo_title"] => string(78) "priezientatsiiakurokurusskoghoiazykasklonieniieimiensushchiestvitielnykh3klass"
    ["file_id"] => string(6) "333157"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1465287976"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "урок русского языка. Склонение имен существительных.Основные типы."
    ["seo_title"] => string(76) "urok_russkogho_iazyka_sklonieniie_imien_sushchiestvitiel_nykh_osnovnyie_tipy"
    ["file_id"] => string(6) "345570"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1474712179"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Урок русского языка " Изменение имен существительных по падежам"."
    ["seo_title"] => string(67) "urokrusskoghoiazykaizmienieniieimiensushchiestvitielnykhpopadiezham"
    ["file_id"] => string(6) "309596"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458824959"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Презентация для урока русского языка"Введение нового слова из словаря" "
    ["seo_title"] => string(81) "priezientatsiia-dlia-uroka-russkogho-iazyka-vviedieniie-novogho-slova-iz-slovaria"
    ["file_id"] => string(6) "234115"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1443352398"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства