развивать умения изменять существительные по числам, падежам, различать род
развивать мышление, умение выделять главное, делать умозаключение.
Воспитательные: воспитывать любовь и гордость к своей Родине, Республике Казахстан, интерес к изучению предмета русского языка.
Оборудование: карта Казахстана, иллюстрации: Байтерек, города Казахстана, Герб и Флаг Казахстана, 25-летие Независимости Казахстан, раздаточные карточки с заданиями для работы в группе и в паре, разрезные карточки для индивидуальной работы, таблицы 3 склонения, падежи, тесты, компьютер.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
развивать умения изменять существительные по числам, падежам, различать род
развивать мышление, умение выделять главное, делать умозаключение.
Воспитательные: воспитывать любовь и гордость к своей Родине, Республике Казахстан, интерес к изучению предмета русского языка.
Оборудование: карта Казахстана, иллюстрации: Байтерек, города Казахстана, Герб и Флаг Казахстана, 25-летие Независимости Казахстан, раздаточные карточки с заданиями для работы в группе и в паре, разрезные карточки для индивидуальной работы, таблицы 3 склонения, падежи, тесты, компьютер.
Ход урока
1. Организационный момент. Психологический настрой под нежную мелодию.
– Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть зимнего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
2. Чистописание
Запишите число и узоры, которые видите на доске: ΩКℓаℓзℓаℓхℓсℓтℓаℓнℓ
(дети прописывают в тетради)Что заметили? Кто догадался, что написано? (Казахстан). Почему высветилось это слово? (Мы живем в Казахстане)
Преддверии большого праздника - 25-летия страны, что мы хотим рассказать о нашей любимой Родине.
Дети рассказывают:
1 ученик: Республика Казахстан расположена в Центральной Азии, в глубине Евразийского материка. Территория Казахстана очень большая. По площади Казахстан занимает второе место по территории среди государств СНГ и 9 место в мире.
2 ученик: В Казахстане-8,5 тысяч больших и малых рек. Самые крупные реки Урал и Эмба, впадающие в Каспийское море. Сыр-Дарья в Аральское море. Иртыш, Ишим, Тобол пересекают республику и впадают в Северный Ледовитый океан.
3 ученик: В Казахстане насчитывается 48000 больших и малых озер. Среди них самые большие: Аральское море, Балхаш, Каспийское море.
4 ученик: Столица-город Астана. Государственный язык-казахский, наравне с казахским официально употребляется русский язык.
Учитель: Для чего нужно изучать русский язык наравне с казахским?
(Быть грамотными, правильно писать, говорить, общаться между собой. Нашей стране нужны интеллектуально развитые, грамотные люди).
3.Актуализация знаний
Какой частью речи является слово Казахстан?(имя существительное)
– Что такое имя существительное? (часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что?, обозначает предмет)
– Назовите грамматические признаки существительного? (имеет род, изменяется по числам и падежам)
Вот ученик 3 класса разделил слова на 3 группы. Вот как он это сделал. Какую грамматическую категорию он положил в основу классификации? (род имен существительных) Верно он выполнил? Исправить.
(проверка. Кто выполнил без ошибок? Похвалили себя. (погладили по голове)
– Что объединяет все эти слова? (словарные) С какой целью выполняли?( по первым буквам составляют слово склонение.
Тема урока: Склонение . Записать тему.
Что такое склонение?(Изменение имен существительных по падежам и числам)
4. Изучение нового материала
– Во время минутки чистописания, в словарной работе, мы использовали имена сущ.
Значит ,на уроке мы будем говорить об этой части речи.
1) Работа в группах. Сейчас мы проведем исследование.Мы будем младшими научными сотрудниками, учеными. Быть внимательными.
1 группа – изменяет по падежам слова дядя; 2 группа – изменить по падежам слово вода; 3 группа – изменить по падежам слово слон;
4 группа- изменить по падежам слово дело;
5 группа-изменить по падежам слово ночь;
6 группа-изменить по падежам слово речь.
(ученики в группах работают над своими словами, спикеры от групп записывают окончания своих слов на доске) Сравнивают, анализируют:
– Что общего во всех столбиках? (падеж, вопрос)
– Чем отличаются? (окончанием)
– Почему же тогда разные окончания? (разные слова, род)
– И в 1 столбике сущ. ж. р. и в 3 столбике сущ. ж. р., а окончания разные
Новый грамматический признак существительного: существительные делятся на 3 склонения в зависимости от рода и окончания имен существительных:
1 столбик – ж. р. и м. р. с окончанием -а, -я. 2 столбик – м. р. с ; с.; с. р. с окончанием -о, -е. 3 столбик – ж. р. ь с
Вывод: в зависимости от падежных окончаний имена сущ. можно разделить на 3 большие группы – 3 склонения.(таблица)
К 1 склонению относятся имена сущ. ж. р. и м. р. с окончаниями -а, -я. Ко 2 склонению – имена сущ. м. р. с и с. р. и с. р. с окончанием -о, -е. К 3 склонению – имена сущ. ж. р. с ь .
Работа с учебником
– Читаем вывод в учебнике стр.72.(дети читают правило)
– Как определить склонение имени сущ.? (Чтобы определить склонение имени сущ. надо определить род и посмотреть на окончание).