Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Местоимение как часть речи" »
«МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ».
УРОК ПИСЬМА И РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 7 КЛАССЕ
Волгушева О. М.
учитель русского языка
ГКС (К) ОУ РМ «Поводимовская школа- интернат»
с. Поводимово Дубенского района Республики Мордовия
ЦЕЛЬ.
1.Закрепление понятия о местоимении.
2. Актуализация знаний о местоимениях 1-го, 2 –го и 3-го лица..
ЗАДАЧИ.
1.Коррекционно –образовательные.
- Формировать представление о местоимении как части речи..
- Формировать умение слышать и видеть местоимения в устной и письменной речи.
- Закреплять навыки и умения в определении лица местоимений
- Упражнять учащихся в согласовании местоимений с другими частями речи.
- Учить соотносить местоимения с именами существительными
2. Коррекционно-развивающие.
- Развивать все стороны речи учащихся (фонетическую, лексическую, морфологическую, синтаксическую).
- Коррекция мышления на основе упражнений в распознавании лица местоимений.
- Развивать память, наблюдательность, внимание.
- Обогащать словарный запас учащихся.
- Развивать речь путем формулирования полных, доказательных ответов.
3.Коррекционно-воспитательные.
- Воспитывать эмоционально-положительный взгляд на мир, любовь к родному языку, интерес к предмету.
- Воспитывать навыки учебной деятельности, умение сотрудничать с другими учащимися класса.
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Сядьте ровно, посмотрите на меня. Улыбнемся друг другу. Урок сегодня особенный. У нас сегодня гости. Постарайтесь быть внимательными и активными.
2. Проверка домашнего задания.
- Что было задано? Откройте тетради, я пройду и посмотрю как вы справились. Молодцы, вы готовы к уроку.
3. Формулирование темы и целей урока.
-Какую часть речи мы изучаем?
-Что обозначает местоимение?
-Дайте полное определение этой части речи.
-Для чего люди используют местоимения в речи?
-Какие местоимения относятся к 1, 2 и 3 лицу?
-А теперь закройте глаза и послушайте муз. произведение.(Шум моря) Что вы представили, слушая эти звуки?
- Сегодня мы с вами совершим путешествие на корабле по морю знаний и в пути нам встретятся загадочные острова. Мы будем выделять местоимения в речи, поупражняемся в определении лица местоимений. Будем работать дружно, помогая и советуясь друг с другом. Мы все одна команда! Итак, в путь! (на доске изображение кораблика и островов)
4. Работа по теме урока.
1-й остров
-Прочитайте название острова. («МЕС»)
-Остров предлагает выполнить следующее задание: послушайте загадки и отгадайте.
Утром так заведено – Разомкнёшь ресницы, И к тебе идёт оно Розовой жар – птицей, А стемнеет – он придёт: Тоненький, смущённый. Он на цыпочках войдёт Долькою лимонной. Срок прошёл – плывёт она В пелене тумана, Круглолица и грустна, Будто Несмеяна…
– Кто такие оно, он, она? – Какой частью речи являются эти слова? – Что такое местоимение? – Местоимение употребляется вместо какой части речи? Какого именно существительного в данном случае? На что указывает, на какой предмет? А как вы догадались? ( оно-солнце, он-месяц, она-луна) Проверим.
– Значит, на какие вопросы отвечает местоимение? – Молодцы мы справились с заданием острова и отправляемся дальше. – Как вы думаете какой остров мы посетим следующим?
2-й остров “ТО”.
– Назовите местоимения 1-го лица, 2-го лица и 3 лица. Итак, посмотрите на доску и проверьте правильность ответов.
Задание острова:
– Прочитайте отрывок из стихотворения про себя, приготовьтесь прочитать вслух.
Я, ты, он, она – Вместе целая страна. Вместе дружная семья, В слове МЫ сто тысяч Я.
– Это стихотворение написал Роберт Рождественский. На его стихи положена музыка и получилась песня, которую исполняла София Ротару. – О чём это стихотворение? – Ваша задача: найти местоимения, определить лицо. Сколько местоимений вы нашли?
Итак, подведем итог.
Работа по учебнику в тетрадях.
Упражнение №192, стр. 151-152( разбор задания, выполнение в тетрадях).
Индивидуальники работают по карточкам.
Физминутка для рук «Солнышко»
.
– Молодцы! Мы покидаем и этот остров. – Какой остров у нас по курсу?
3-й остров “И”.
– Очень сложное задание приготовил для нас этот маленький остров. – В тексте мы искали местоимения, а теперь попробуем их услышать. – Игра называется “УСЛЫШЬ МЕНЯ” – Выложите столько жетонов, сколько местоимений вы услышите.
Мама! Она ласковая и добрая. Я ее очень люблю. И старший брат тоже. Он всегда говорит спасибо за тепло и заботу. Мы внимателен к маме. Она заслужила.
Проверка
– У кого сколько жетонов? (5 штук)
– О ком этот рассказ? Как нужно относиться к маме? А как относитесь вы?
Физкультминутка для глаз.
4-й остров “МЕ”.
Задание игрового характера «Читая Пушкина»
Детям предлагается вспомнить изученные на уроках чтения сказки Пушкина. Далее читаются выдержки из сказок, в которых есть личные местоимения. (детям раздаются карточки с отрывками) Нужно вспомнить, что обозначают слова «он», «она» и т.д. в отрывках, и выписать на доску эти существительные . ( дети работают самостоятельно и выходят к доске по очереди, кто как подготовился.)
В результате на доске появляется запись:
он
она
ты
мы
Кораблик
Царь
Лебедь
Царица
Волна
Царевич
Корабельщики
- Из какой сказки эти строчки?
– Прощаемся с этим островом, продолжаем путешествие.
5-й остров “НИЕ”.
Загадки.
– Первый слог слова – личное местоимение. Второй слог этого слова – детская болезнь. Вместе обозначают предмет, который удерживает судно.(Якорь.)Объяснение значения слова
– Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе – овощ.(Тыква.)
– Первый слог – личное местоимение. Второй слог ты найдёшь в конце слов сварщик, пильщик, барабанщик, вместе обозначают вместилище для чего-нибудь. (Ящик.)
-Проверим правильность ответов.
–Остров нас не хочет отпускать! Он предлагает нам ответить на вопросы и проверить, приобрели ли вы знания в своем путешествии.
Тест «Проверяю себя
-Внимательно прочитай вопросы, укажи правильный ответ. (самопроверка: -поднимите руки те, кто ответил правильно, только честно)
4. Домашнее задание.
Упражнение № 193, стр. 152 (разбор)
5. Выставление оценок.
- Большое спасибо за хорошую работу я говорю… и ставлю им «5».
- Молодцы… Они получают «4».
- Старались сегодня…Но нужно подтянутся «3».
Итог.
– Вот и подошло к концу наше морское путешествие. – Понравилось ли вам? – Что было самое сложное? Какое задание понравилось выполнять? – Готовы ли вы к дальнейшим приключениям?
- Спасибо за урок!
Список использованной литературы.
1. Н.Н.Бабешина, Ф.Н.Самсонова. Уроки русского языка во вспомогательной школе. 5-8 класс. – М., «Просвещение», 1970.
2. Н.М.Барская, Л.А.Нислевич. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы. – М., «Просвещение», 1992.
3. А.К.Аксенова, Н.Г.Галунчикова. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. – М., «Просвещение», 2002.
4. М.В.Гнездилов, Н.Н.Бабешина, В.П.Свириденков. Развитие речи не уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы. – М., «Просвещение», 1978.
5. Об оценке знаний, умений и навыков учащихся I-VIII(IX) классов вспомогательных школ по русскому языку и математике (инструктивно-методическое письмо). Москва, 1983.
6. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. Составители сборника В.И.Капинос, Т.А.Костяева. – М., «Просвещение», 1978.
7. М.Е.Прокопенко. Русский язык и чтение. 5-7 классы. Речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения. – Волгоград, «Учитель», 2009.
8. Т.П.Шабалкова. Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы. Коррекционное обучение. – Волгоград, «Учитель», 2007.
9. Ю.А.Вакуленко. Весёлая грамматика. Разработки занятий, задания, игры. – Волгоград, «Учитель», 2011.