kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Местоимение как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ».

         

               УРОК   ПИСЬМА И РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 7 КЛАССЕ

                                          

 

ЦЕЛЬ.

                   1.Закрепление понятия о местоимении.

                   2. Актуализация знаний о местоимениях 1-го, 2 –го и 3-го лица..

 

ЗАДАЧИ.

 

    1.Коррекционно –образовательные.

- Формировать представление о местоимении как части речи..

- Формировать умение слышать и видеть местоимения в устной и письменной речи.

- Закреплять навыки и умения в определении лица местоимений

- Упражнять учащихся в согласовании местоимений с другими частями речи.

- Учить соотносить местоимения с именами существительными

 

     2. Коррекционно-развивающие.

- Развивать все стороны речи учащихся (фонетическую, лексическую, морфологическую, синтаксическую).

- Коррекция мышления на основе упражнений в распознавании лица местоимений.

- Развивать память, наблюдательность, внимание.

- Обогащать словарный запас учащихся.

- Развивать речь путем формулирования полных, доказательных ответов.

 

3.Коррекционно-воспитательные.

- Воспитывать эмоционально-положительный взгляд на мир, любовь к родному языку, интерес к предмету.

- Воспитывать навыки учебной деятельности, умение сотрудничать с другими учащимися класса.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Местоимение как часть речи" »

«МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ».

УРОК ПИСЬМА И РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 7 КЛАССЕ

Волгушева О. М.

учитель русского языка

ГКС (К) ОУ РМ «Поводимовская школа- интернат»

с. Поводимово Дубенского района Республики Мордовия


ЦЕЛЬ.

1.Закрепление понятия о местоимении.

2. Актуализация знаний о местоимениях 1-го, 2 –го и 3-го лица..


ЗАДАЧИ.


1.Коррекционно –образовательные.

- Формировать представление о местоимении как части речи..

- Формировать умение слышать и видеть местоимения в устной и письменной речи.

- Закреплять навыки и умения в определении лица местоимений

- Упражнять учащихся в согласовании местоимений с другими частями речи.

- Учить соотносить местоимения с именами существительными


2. Коррекционно-развивающие.

- Развивать все стороны речи учащихся (фонетическую, лексическую, морфологическую, синтаксическую).

- Коррекция мышления на основе упражнений в распознавании лица местоимений.

- Развивать память, наблюдательность, внимание.

- Обогащать словарный запас учащихся.

- Развивать речь путем формулирования полных, доказательных ответов.


3.Коррекционно-воспитательные.

- Воспитывать эмоционально-положительный взгляд на мир, любовь к родному языку, интерес к предмету.

- Воспитывать навыки учебной деятельности, умение сотрудничать с другими учащимися класса.



Ход урока.


1.Организационный момент.


- Здравствуйте, ребята. Сядьте ровно, посмотрите на меня. Улыбнемся друг другу. Урок сегодня особенный. У нас сегодня гости. Постарайтесь быть внимательными и активными.


2. Проверка домашнего задания.


- Что было задано? Откройте тетради, я пройду и посмотрю как вы справились. Молодцы, вы готовы к уроку.


3. Формулирование темы и целей урока.


-Какую часть речи мы изучаем?

-Что обозначает местоимение?

-Дайте полное определение этой части речи.

-Для чего люди используют местоимения в речи?

-Какие местоимения относятся к 1, 2 и 3 лицу?


-А теперь закройте глаза и послушайте муз. произведение.(Шум моря) Что вы представили, слушая эти звуки?

- Сегодня мы с вами совершим путешествие на корабле по морю знаний и в пути нам встретятся загадочные острова. Мы будем выделять местоимения в речи, поупражняемся в определении лица местоимений. Будем работать дружно, помогая и советуясь друг с другом. Мы все одна команда! Итак, в путь! (на доске изображение кораблика и островов)

4. Работа по теме урока.

1-й остров


-Прочитайте название острова. («МЕС»)

-Остров предлагает выполнить следующее задание: послушайте загадки и отгадайте.


Утром так заведено –
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе идёт оно
Розовой жар – птицей,
А стемнеет – он придёт:
Тоненький, смущённый.
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной.
Срок прошёл – плывёт она
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна…


– Кто такие оно, он, она?
– Какой частью речи являются эти слова?
– Что такое местоимение?
– Местоимение употребляется вместо какой части речи? Какого именно существительного в данном случае? На что указывает, на какой предмет? А как вы догадались? ( оно-солнце, он-месяц, она-луна) Проверим.



– Значит, на какие вопросы отвечает местоимение?
– Молодцы мы справились с заданием острова и отправляемся дальше.
– Как вы думаете какой остров мы посетим следующим?


2-й остров “ТО”.




– Назовите местоимения 1-го лица, 2-го лица и 3 лица. Итак, посмотрите на доску и проверьте правильность ответов.



Задание острова:


– Прочитайте отрывок из стихотворения про себя, приготовьтесь прочитать вслух.



Я, ты, он, она –
Вместе целая страна.
Вместе дружная семья,
В слове МЫ сто тысяч Я.


– Это стихотворение написал Роберт Рождественский. На его стихи положена музыка и получилась песня, которую исполняла София Ротару.
– О чём это стихотворение?
– Ваша задача: найти местоимения, определить лицо. Сколько местоимений вы нашли?


Итак, подведем итог.



Работа по учебнику в тетрадях.


Упражнение №192, стр. 151-152( разбор задания, выполнение в тетрадях).


Индивидуальники работают по карточкам.


Физминутка для рук «Солнышко»

.

– Молодцы! Мы покидаем и этот остров.
– Какой остров у нас по курсу?


3-й остров “И”.


– Очень сложное задание приготовил для нас этот маленький остров.
– В тексте мы искали местоимения, а теперь попробуем их услышать.
– Игра называется “УСЛЫШЬ МЕНЯ”
– Выложите столько жетонов, сколько местоимений вы услышите.


Мама! Она ласковая и добрая. Я ее очень люблю. И старший брат тоже. Он всегда говорит спасибо за тепло и заботу. Мы внимателен к маме. Она заслужила.


Проверка

– У кого сколько жетонов? (5 штук)

– О ком этот рассказ? Как нужно относиться к маме? А как относитесь вы?


Физкультминутка для глаз.


4-й остров “МЕ”.


Задание игрового характера «Читая Пушкина»

Детям предлагается вспомнить изученные на уроках чтения сказки Пушкина. Далее читаются выдержки из сказок, в которых есть личные местоимения. (детям раздаются карточки с отрывками) Нужно вспомнить, что обозначают слова «он», «она» и т.д. в отрывках, и выписать на доску эти существительные . ( дети работают самостоятельно и выходят к доске по очереди, кто как подготовился.)


В результате на доске появляется запись:

он

она

ты

мы

Кораблик

Царь

Лебедь

Царица


Волна

Царевич


Корабельщики


- Из какой сказки эти строчки?

– Прощаемся с этим островом, продолжаем путешествие.


5-й остров “НИЕ”.


Загадки.


– Первый слог слова – личное местоимение. Второй слог этого слова – детская болезнь. Вместе обозначают предмет, который удерживает судно. (Якорь.)Объяснение значения слова

– Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе – овощ. (Тыква.)

– Первый слог – личное местоимение. Второй слог ты найдёшь в конце слов сварщик, пильщик, барабанщик, вместе обозначают вместилище для чего-нибудь. (Ящик.)

-Проверим правильность ответов.



–Остров нас не хочет отпускать! Он предлагает нам ответить на вопросы и проверить, приобрели ли вы знания в своем путешествии.


Тест «Проверяю себя



-Внимательно прочитай вопросы, укажи правильный ответ. (самопроверка: -поднимите руки те, кто ответил правильно, только честно)


4. Домашнее задание.


Упражнение № 193, стр. 152 (разбор)


5. Выставление оценок.


- Большое спасибо за хорошую работу я говорю… и ставлю им «5».

- Молодцы… Они получают «4».

- Старались сегодня…Но нужно подтянутся «3».

Итог.

– Вот и подошло к концу наше морское путешествие.
– Понравилось ли вам?
– Что было самое сложное? Какое задание понравилось выполнять?
– Готовы ли вы к дальнейшим приключениям?


- Спасибо за урок!



Список использованной литературы.


1. Н.Н.Бабешина, Ф.Н.Самсонова. Уроки русского языка во вспомогательной школе. 5-8 класс. – М., «Просвещение», 1970.

2. Н.М.Барская, Л.А.Нислевич. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы. – М., «Просвещение», 1992.

3. А.К.Аксенова, Н.Г.Галунчикова. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. – М., «Просвещение», 2002.

4. М.В.Гнездилов, Н.Н.Бабешина, В.П.Свириденков. Развитие речи не уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы. – М., «Просвещение», 1978.

5. Об оценке знаний, умений и навыков учащихся I-VIII(IX) классов вспомогательных школ по русскому языку и математике (инструктивно-методическое письмо). Москва, 1983.

6. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. Составители сборника В.И.Капинос, Т.А.Костяева. – М., «Просвещение», 1978.

7. М.Е.Прокопенко. Русский язык и чтение. 5-7 классы. Речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения. – Волгоград, «Учитель», 2009.

8. Т.П.Шабалкова. Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы. Коррекционное обучение. – Волгоград, «Учитель», 2007.

9. Ю.А.Вакуленко. Весёлая грамматика. Разработки занятий, задания, игры. – Волгоград, «Учитель», 2011.

10. Коррекционно-развивающее обучение: нормативные документы, методические рекомендации сост. И.Г.Савельева, под общ. ред. В.В.Пустоваловой. – Волгоград: Учитель, 2009.

11. А. К. Аксёнова. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М.:«ВЛАДОС»1999г.;

12. Н. М. Барская. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы.- М.: Просвещение, 1992.

13. М. А. Поваляев. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи. Качество образования.- Ростов: Феникс,2006.

14. В. П. Свириденков . Сборник упражнений по русскому языку для 5-8 классов вспомогательной школы.- М.: Просвещение,1969.

15. А.П.Федченко , Л.Ю. Долгих . Учимся рассуждать. Справочный материал по русскому языку для специальной(коррекционной) школы: Методическое пособие.- Иркутск, 2002.

16. М. П. Филипченко. «Дополнительные материалы к урокам русского языка. 5-9 классы».Волгоград «Учитель» 2007.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока "Местоимение как часть речи"

Автор: Волгушева Ольга Михайловна

Дата: 27.10.2014

Номер свидетельства: 122992

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "конспект урока  "Местоимение как часть речи""
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-miestoimieniie-kak-chast-riechi-2"
    ["file_id"] => string(6) "306513"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458142093"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока "Местоимение как часть речи."
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekturokamiestoimieniiekakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "280590"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453392040"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Конспект урока "Местоимение как часть речи". "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-miestoimieniie-kak-chast-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "239527"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444815296"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока по теме "Местоимение как часть речи""
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekturokapotiemiemiestoimieniiekakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "279842"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453295223"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Местоимение как часть речи.Конспект урока по ФГОС "
    ["seo_title"] => string(55) "miestoimieniie-kak-chast-riechi-konspiekt-uroka-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "219602"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434288561"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства