Урок – мастерская в 7 классе на тему «Союзы в художественной речи»
Урок – мастерская в 7 классе на тему «Союзы в художественной речи»
Педагоги могут использовать весь материал, т.к. он оригинальный, соблюдается творческий подход, развиваются и углубляются ключевые компетенции по данной теме урока и осуществляется подготовка к ЕГЭ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок – мастерская в 7 классе на тему «Союзы в художественной речи»»
Урок – мастерская в 7 классе
на тему «Союзы в художественной речи»
Цели урока:
(цели ставят ученики после столкновения с ситуацией: «Я хочу научиться …», «Я хочу выполнить исследования по теме; научиться пользоваться союзами в своей речи» - все эти «хочу» свидетельствуют о наличии познавательных интересов и творческих наклонностей ученика, а не о формальной ориентации в обучении= изучить материал , подготовиться к контрольной, получить отметку ).
1.образовательные: понять и усвоить материал урока на уровне текста – расширить знания учащихся о сочинительных и подчинительных союзах;
уметь применять усвоенные знания, умения и навыки в стандартной, нестандартной или творческой ситуации – показать функции и значение союзов в художественных текстах;
2. развивающие: развивать языковое чутье учащихся, их речь на уровне выбора и анализа союзов; развивать навыки комплексного анализа текста;
3. воспитывающие: создать условия для интересной творческой работы учащихся; убедить в том, что правильное употребление союзов способствует созданию красивых, правильно составленных текстов.
Работая в трех группах, учиться общаться друг с другом по теме, овладевать методами объяснения, развивать способность вести диалог, учиться определять свое отношение к чему – либо, находить свой вариант решения проблемы.
Проблемы урока:
1. Активизировать познавательный процесс насчет умения ставить знаки препинания перед союзами в простых и сложных предложениях.
2. Научиться чувствовать союз, те есть уметь правильно выбирать союз в конкретной ситуации, в контексте.
3. Научить правильно писать союзы.
Гипотеза:
1. Музыкальность русской речи достигается и точным употреблением союзов в речи, так как часто равноправие между частями в сложносочи-ненных предложениях относительное, то есть нет интонации законченности первого простого предложения, а наблюдаются смысловые отношения между двумя предложениями в тексте.
2. Роль союзов в текстах велика: в русском языке есть все элементы искусства.
Методические приемы:
1. выразительное чтение текстов;
2. элементы анализа текстов;
3.реализация межпредметных связей с литературой.
Дидактические задачи:
1. организационный момент;
2. проверка домашнего задания;
3. подготовка к усвоению новых знаний.
Что такое мастерская или творческая мастерская?
Это урок, на котором мы будем учиться обращаться со словом методом исследования различных текстов, раскрывать в соразмышлении и сопереживании духовную сущность слова.
Эпиграфы к уроку.
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Всеохватным русским языком. (С. Данилов).
Творчество предназначается для того, чтобы красота земли, призыв к борьбе за счастье, радость и свободу, широта человеческого сердца и сила разума преобладали над тьмой. (К. Паустовский).
Оборудование:
1. компьютер – слайды;
2. карточки с текстами и заданиями к ним;
3. иллюстрации: картины о весне (на компьютере – слайды о весне);
4 портрет А.А.Ахматовой;
5. портрет А.П.Чехова;
6. портрет А, А. Фета.
7. учебник русского языка 7 класса
Ход урока – мастерской.
I. 1. Слово учителя. Я познакомлю вас, ребята, с ценой ошибки в пунктуации, которую допустили в США в ноябре 1962 года. Из –за того что в программе вычислительной техники был пропущен дефис, космическую ракету, стартовавшую с мыса Канаверал, пришлось подорвать. А она стоила 18 миллионов долларов…( Из газеты «Педагогический вестник»).
А этот пример вы знаете. Казнить нельзя помиловать.
Далее учитель сообщает с помощью учащихся о теме, целях урока, проблеме, гипотезе, о слове «мастерская», об эпиграфах ( эпиграфы хором в самом начале урока, как принято у меня на уроках).
Итак, наша задача сегодня – посмотреть, как действуют союзы в художественных произведениях, какую роль они играют , каково их значение в тексте. Вряд ли вы найдете хоть одно художественное произведение без союзов, разве что это какой – нибудь малый жанр – пословица, поговорка, загадка, анекдот. Мы рассмотрим фрагменты прозаических и поэтических текстов с точки зрения роли в них сочинительных и подчинительных союзов.
II. Проверка домашнего задания.
1. Учебные сектора, сообщите, пожалуйста, результат вашей проверки.
Это были тесты под названием «Проверьте себя» в учебнике на странице 319: № 1- письменно;
№ 2 - наизусть – разряды подчинительных союзов;
№ 3 -морфол. разбор союз.в тесте № 3 письменно в тетрадях. Его проверим вслух:
а – то же - не союз: местоим. с част. ; еще И= частица;
б – тоже = союз( =и); сочин., соедин., простой, соединяет части сложного предложения.
в – Что бы - не союз: мест. с част.;
г – чтобы – союз = для того чтобы; подчин., целевой, простой, соединяет части сложного предложения;
д – зато (=но), союз, сочинит., противит., простой, соединяет два однородных определения;
е – за то – не союз: предлог и местоим.;
ж – по тому – не союз: предлог с местоим.;
з – потому что – союз: = оттого что;
и – как будто – союз = будто, словно;Запятая не ставится, т.к. входит в состав сказуемого.
№ 4– устно.
III. Слайд: на слайдах не должно быть союзов в пословицах и запятых.
- Учащиеся изучают записи на слайде и дают ответы на вопросы учителя:
- Ребята, какие проблемы, на ваш взгляд, мы будем исследовать на уроке? (выбор союза, правописание союза и постановка знаков препинания перед союзами).
- Чему будет посвящен наш урок? Какой теме?( Союзу. Союз).
Учащиеся записывают в тетрадях тему урока, проблемы урока.
Столкновение с ситуацией – сопоставление предложений.
В данных примерах на месте пропусков поставьте подходящие по смыслу союзы. Объясните свой выбор. Какие это союзы: сочинительные или подчинительные, простые или составные, разряд союза по его значению, что союз соединяет, как он пишется. О знаке препинания перед союзом!!!
Правой рукой строит, (а левой - разрушает). – Пословица: А- соотносит предметы, признаки и действия с друг другом, сопоставляет. Сочин., простой, против., соединяет однородные сказуемые. «Но» нельзя.
Апрель с водою, (а май с травою). – То же самое.
Мороз не велик, (да стоять не велит)..- Посл. «Но» нельзя, т.к. разг.стиль, разговорный оттенок. Сочин., простой, против., соединяет однородные члены предложения.
Своя земля (и в горести мила). – Посл. «И» - употребляется во всех стилях речи, здесь союз усиливает чувство. Сочин., простой, соединительный, но что он соединяет? (Это частица). Будем скоро изучать частицы: на ЕГЭ такие задания! – Опережающее обучение!
Коси, коса, пока роса, (роса долой – и ты домой). – Посл. Союз временной «пока», союз «И», т.к. в пословицах часто употребляется 2 лицо глагола. Пока – подчинит. союз, простой, временной, соединяет два предложения.
Истина может порой быть затемненной, однако никогда не гаснет.
Не послов., однако – книжный оттенок. «Но» нельзя.
На самом деле, роль каждого союза проявляется в конкретном предложении, каждый союз может выражать несколько значений.
Например: Чичиков не заметил, как въехал в середину обширного села... ( Гоголь). (Не заметил чего? Как въехал… . - изъяснительный союз.).
Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова. (Есенин).
( Роняю как? Как дерево роняет… - сравнительный союз).
- Итак, ребята, какие проблемы, на ваш взгляд, мы будем исследовать на уроке? (выбор союза, правописание союза и постановка знака препинания).
- Ребята, а решение данных проблем поможет нам доказать нашу гипотезу: русская речь музыкальная, в нем есть все элементы искусства?
- Что вы хотите делать сегодня на уроке, чтобы решить все проблемы? С чем работать? Что использовать для решения проблем? На каком материале?
- Мы хотим исследовать тексты, в которых имеются союзы. И т. д. – запишем это предложение, так как это цель урока: расширить свои знания о союзах и уметь применять их в речи.
- А узнаем ли мы союзы? Не путаем ли их с другими частями речи?
3. Слайд «Лингвистическая разминка « Узнай союз» – читать вслух: слитно( поднять одну руку) или раздельно (поднять две руки).
1.Зайди за то здание, увидишь нужный тебе дом.
2.Мост старый, ехать по этому мосту опасно.
3.Ты, наверное,тоже устал?
4. Если идти по тому переулку, выйдешь к площади.
5.Грибы собирать интересно, зато обрабатывать их довольно скучно.
6. Спой, пожалуйста, то же, что ты пел на концерте.
7. Поздно уже, а потому (это наречие) пора спать.
8. В незнакомой реке купаться опасно, поэтому( это наречие) будьте осторожны.
9. Чтобы вырастить дерево, нужно много лет.
10. Не знаешь, что бы мне надеть на день рождения?
Ответ: Союзы только в трех предложениях .
IY. Анализ фрагментов художественных произведений.
Необходимо, чтобы фрагменты текстов были у каждого ученика.
I. Из Достоевского.
I. Он вышел и – покончил дело… Машинально подошел он к окну, чтоб отворить его и дохнуть ночным воздухом, и – вдруг весь вздрогнул.
- Ребята, что здесь вы видите? ( не по правилам поставлено тире).
- А почему? Прочитайте еще раз, поймите смысл текста.
Ответ. Это писательская манера Достоевского в употреблении тире после союза И. Это тире как сигнал: остановись, сделай паузу, обрати внимание, так как далее идет нечто важное.
II. И.Северянин. Стихотворение «Отчего? »
- Какую роль играет союз И в нем? Каждая группа учащихся отвечает за себя, за свою группу.
-Союз И делает речь точной, красивой, правильной. Он соединяет два вопроса в одно вопросительное предложение.
- А какова будет интонация при чтении со знаком запятой перед И?
( одна пауза = раз и все, то есть недолгая).
- А для чего так написал поэт? ( Ведь пришла весна, дружная, напористая, активная, веселая, и читать надо быстрее, веселее).
- Нынешняя весна за окном не такая ли? Вы рады весне?
- Вы хотите прочитать так?
Отчего снег бесследно пропал, Отчего так внезапно весь мир
И ручьи отчего потекли? Пробудился от долгого сна?
Отчего соловей засвистал, - «Оттого, - прошептал мне зефир,
И цветы отчего зацвели? - Оттого, что настала весна».
- О чем это стихотворение? (О весне).
- Какая главная мысль? ( Мысль – это ответ на вопрос: Что описывает Северянин? – Наступление весны. Значит, мысль заключается в том, что наступила весна.).
- А какова идея произведения? ( Зачем написано? Цель создания пр –ия о весне. Показать, что весь мир пробудился от долгого сна. Он стал активным, добрым, ярким, приветливым, счастливым.).
- А человек может стать таким же счастливым? Видеть мир таким красивым, хотя бы весной? ( Вспомни Л Н. Толстого, его восприятие весны).
- А какие тропы использует автор лирического произведения?
( Мир пробудился – олицетворение; от долгого сна – метафора: будто был сон; прошептал мне зефир – олицетворение: ветер прошептал.).
- А ветер одухотворенный, и к нему обращается автор.
- Почему? ( Вопросы совсем «прозрачные», понятные, но у большого художника слова и такие вопросы остаются на века. Они передают взволнованность души, проникновенность, торжественность даже. И часто, чтобы передать свое настроение, волнение, мастера слова «задают вопросы» не человеку, хотя говорят о человеческом, а цветку, ветке, дереву, делая каждого из них как бы своим собеседником.).
III. А теперь послушайте стихотворение А.А.Фета « Я пришел к тебе с приветом…». ( читает ученик наизусть). Каждая группа отвечает за себя – 4 группы учащихся .
- Какую роль в нем играют союзы? ( «Что» 8 раз – почему? «И» -2 раза, «Но» -1 раз, «Как» -1 раз.).
- 8 раз «что», так как поэт изъясняет о том, что наступила весна: значит,
рассказать о чем?
- Какой глагол часто употребляется? –Рассказать 4 раза, причем он 6 раз пропущен, но чувствуется в тексте. И это делает текст ярким, образным, точным.
- Какова цель употребления союзов, особенно союза «что»?
( Сообщение, передача адресату информации о том, какие изменения произошли в природе, о весне).
- Но главное не о внешнем мире, а о внутреннем состоянии поэта, о его чувствах и эмоциях: взволнованность, восторг… Это мысль: что произошло с лирическим героем? Об этом две последние строчки).
- Что используется для этого? ( лексические повторы: лес проснулся – весь проснулся; веткой каждой – каждой птицей; параллельные конструкции , акцентированные анафорой: Рассказать, что…; использование лексики, обозначающей эмоциональное состояние: страсть, счастье, веселье, песня.).
IY. Самостоятельная работа для четырех групп учащихся.
А.А.Ахматовой « Мужество».
И.А.Бунина «Слово»,
А.С.Пушкин «И мысли в голове волнуются в отваге…»,
М. Ю.Лермонтов «По небу полуночи ангел летел…».
А.А. Ахматова
Мужество
Мы знаем, что нынче лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Февраль 1942 года
1. У Ахматовой интонация стихотворения торжественная, автор использует различные средства речевой выразительности:
лексические повторы: час мужества – мужество, русская речь – русское слово;
синтаксический параллелизм: Не страшно под пулями мертвыми лечь – Не горько остаться без крова…;
полисиндетон: И внукам дадим, и от плена спасем ;
союзы: что, и что, и, и, и, и, и. Роль их велика: они сообщают о событиях войны, перечисляют самое главное, что надо сделать во время войны: быть мужественными, сохранить речь, спасти и дать его внукам.
При помощи этих средств экспрессии передается оценка.
Родной язык будет сохранен защитниками Отечества и передан внукам.
Почему Ахматова считает, что должно быть передано именно такое наследство?
Здесь необычный образ: с одной стороны, СЛОВО – это именно русский язык, а с другой – СЛОВО выступает своеобразным метонимическим обозначением народа. Сохранить великое русское слово означает для Ахматовой сохранить саму нацию, поскольку язык выступает здесь как символ народа.
В данном случае надо говорить об этнической функции языка: язык для этноса (народа) является объединяющим фактором, знаком национально – культурной идентичности.
И.А.Бунин «Слово»
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы , на мировом погосте,
Звучать лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь,
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
1915 год
2. У Бунина речь «дар бессмертный». Почему?
Смерть – жизнь (оппозиция). Смерть – это то, что все материальное умерло .
Издавна человечество стремилось сохранить память о людях и событиях, однако ни специально построенные гробницы, ни предметы древних цивилизаций, найденные археологами, не несут столько информации, сколько заключено в слове, дошедшем до нас из глубины веков. Недаром поэт пишет слово «Письмена» с заглавной буквы. Сам язык является бесценным хранителем информации об истории народа, его культуре. Сберечь язык означает для Бунина сохранить историческую память народа.
Таким образом, язык является хранителем культурно – исторической памяти человечества.
А.С.Пушкин
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут…
3. У Пушкина повторяющийся соединительный союз И открывает первые три строки строфы – три предложения с параллельной связью. Этот союз скрепляет мысли , словно нанизывает строчки, усиливает плавность поэтической речи, придает ей легкость, стремительность, усиливает выразительность речи. Четвертый союз И – внутри последней строки, находится после паузы, обозначенной тире. С его помощью завершается логическая цепочка , следствие которой - выплеск поэтической энергии: и стихи свободно потекут.
М.Ю. Лермонтов
По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
4. У Лермонтова наблюдается анафора – одинаковое начало строк. Союз И встречается четыре раза, синтаксическая роль его такая: первый союз И соединяет однородные сказуемые, остальные союзы стоят при перечислении однородных подлежащих второго простого предложения в составе сложного. Повторяющиеся союзы и придают строфе плавность, напевность, звучность.
Итог урока.
Вывод о разнообразии роли союзов в художественных текстах, об их значении в создании последовательности, логичности изложения, в создании образа времени, в создании ритма, плавности речи и т. д.
Школьники учатся философскому осмыслению языка и речи, привыкают относиться к языку как к духовной ценности.
Рефлексия « Заверши тезис».
Сегодня на уроке я узнала…
Самым интересным для меня было …
Для себя я возьму…
Домашнее задание:
написать репортаж о союзе, объем одна страница.
Литература.
1.Учебник «Русский язык» 7 класса под редакцией Л.В. Кибиревой и др., страница 319.
2.Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку, 7 класс, М., 2006,
стр. 173 – 180.
3.З.Н. Николаева. Игротека. Технология развивающих игр на уроках русского языка: разработка. Организация, проведение, Чебоксары, 2007, стр.33.
4.Журналы «Русский язык в школе» №:6, 2006, стр. 14 -15.
5.Журнал «Русский язык в школе» №1, 2008, стр.4.
6.Журнал «Русский язык в школе» №5, 2009, стр. 31 – 32.
7. Журнал «Русский язык в школе» № 5, 2007, стр.17 – 20.
8. Журнал «Русский язык в школе» №1, 2007, стр. 25 – 28.
9. Журнал «Русский язык в школе» № 4, 2002, стр. 21.
10. Журнал «Русский язык в школе» № 4, 2003, стр. 24 – 32.
11. Газета «Первое сентября» - русский язык, №10, 2008, стр.31 и др.
1. У Ахматовой интонация стихотворения торжественная, автор использует различные средства речевой выразительности:
лексические повторы: час мужества – мужество, русская речь – русское слово;
синтаксический параллелизм: Не страшно под пулями мертвыми лечь – Не горько остаться без крова…;
полисиндетон: И внукам дадим, и от плена спасем ;
союзы: что, и что, и, и, и, и, и. Роль их велика: они сообщают о событиях войны, перечисляют самое главное, что надо сделать во время войны: быть мужественными, сохранить речь, спасти и дать его внукам.
При помощи этих средств экспрессии передается оценка.
Родной язык будет сохранен защитниками Отечества и передан внукам.
Почему Ахматова считает, что должно быть передано именно такое наследство?
Здесь необычный образ: с одной стороны, СЛОВО – это именно русский язык, а с другой – СЛОВО выступает своеобразным метонимическим обозначением народа. Сохранить великое русское слово означает для Ахматовой сохранить саму нацию, поскольку язык выступает здесь как символ народа.
В данном случае надо говорить об этнической функции языка: язык для этноса (народа) является объединяющим фактором, знаком национально – культурной идентичности.
2. У Бунина речь «дар бессмертный». Почему?
Смерть – жизнь (оппозиция). Смерть – это то, что все материальное умерло .
Издавна человечество стремилось сохранить память о людях и событиях, однако ни специально построенные гробницы, ни предметы древних цивилизаций, найденные археологами, не несут столько информации, сколько заключено в слове, дошедшем до нас из глубины веков. Недаром поэт пишет слово «Письмена» с заглавной буквы. Сам язык является бесценным хранителем информации об истории народа, его культуре. Сберечь язык означает для Бунина сохранить историческую память народа.
Таким образом, язык является хранителем культурно – исторической памяти человечества.
3. У Пушкина повторяющийся соединительный союз И открывает первые три строки строфы – три предложения с параллельной связью. Этот союз скрепляет мысли , словно нанизывает строчки, усиливает плавность поэтической речи, придает ей легкость, стремительность, усиливает выразительность речи. Четвертый союз И – внутри последней строки, находится после паузы, обозначенной тире. С его помощью завершается логическая цепочка , следствие которой - выплеск поэтической энергии: и стихи свободно потекут.
4. У Лермонтова наблюдается анафора – одинаковое начало строк. Союз И встречается четыре раза, синтаксическая роль его такая: первый союз И соединяет однородные сказуемые, остальные союзы стоят при перечислении однородных подлежащих второго простого предложения в составе сложного. Повторяющиеся союзы и придают строфе плавность, напевность, звучность.
Итог урока.
Вывод о разнообразии роли союзов в художественных текстах, об их значении в создании последовательности, логичности изложения, в создании образа времени, в создании ритма, плавности речи и т. д.
Рефлексия « Заверши тезис».
Сегодня на уроке я узнала…
Самым интересным для меня было …
Для себя я возьму…
Домашнее задание:
написать репортаж о союзе, объем одна страница.
Пояснительная записка
Мой урок –мастерская в 7 классе на тему «Союзы в художественной речи» универсален в том плане, что он доступен и семиклассникам, и очень полезен старшеклассникам. Я по этой теме провела в 7 классе открытый урок, где все учащиеся были вовлечены в самостоятельную практическую деятельность, так как созданные условия для активной деятельности обучающихся способствовали развитию познавательного интереса через интерактивное обучение.
Уже в самом начале урока учащиеся сами формулируют цели по теме, то есть этот урок проводится перед завершением темы «Союзы». В системе уроков этот урок занимает важное место. т.к. после этой темы изучается частица.
Сама форма урока (мастерская) учит обращаться со словом методом поиска –исследования текстов, учит сопереживать, размышлять, а это сегодня актуально. Так познается духовная сущность слова, например, союза. Также по ходу урока учащиеся находят тропы и стилистические фигуры: эпитеты, сравнения, олицетворения, лексические повторы, полисиндетон, синтаксический параллелизм, анафору.
В разработке урока четко описаны методы и приемы, новые технологии (интерактивное обучение – разнообразная работа в группах в течение всего урока, работа с текстом, межпредметные связи, применение на уроке гипотезы о музыкальном русском языке как элементе искусства).
Все три проблемы решаются на уроке и во время исследовательской деятельности учащихся – это анализ поэтических и прозаических текстов в единстве формы и содержания.
Широко представлены образовательные цели:повторение – проверка домашнего задания вслух, прекрасное столкновение –сопоставление предложений с целью привития чутья к стилистическому выбору союза, лингвистическая разминка «Узнай союз». И все это успешно помогает решать и гипотезы, и проблемы урока.
Развивающие цели учат выбирать союзы, анализируя данную ситуацию в тексте методами сравнения, сопоставления, анализа и синтеза, наблюдения, обобщения.
Воспитывающие цели решаются тоже неплохо, так как созданная мною презентация помогает на каждом этапе урока поддерживать интересную творческую работу учащихся. Слайды убеждают, как интересно заниматься поиском нужных союзов для своего текста. А главное, учащиеся чувствуют, что язык живой, интересный, он любит точность, ясность, образность речи.
Ребята на уроке настолько активны, что им хочется все успеть: тексты Достоевского, Северянина и Фета вносят особое оживление( ищут тропы, считают количество союзов, выявляют их качество и т.д.). И, безусловно, самостоятельная работа в группах учит создавать логику, плавность текста, воспитывает чутье к языку, литературный вкус, учит общаться, коллективно решать проблемы и способствует успешной подготовке к ЕГЭ.
В конце урока подводятся итоги о важной роли союзов в художественной речи для создания наших духовных ценностей, а прием рефлексии поможет увидеть урок глазами обучающихся.
Дома учащиеся напишут репортаж о союзе, т.е. союз все расскажет о себе, похвалит себя, расскажет, как он гордится собой и почему.
Педагоги района могут использовать весь материал, т.к. он оригинальный, соблюдается творческий подход, развиваются и углубляются ключевые компетенции по данной теме урока и осуществляется подготовка к ЕГЭ.