Просмотр содержимого документа
«Урок: "Изменение имён существительных по числам"»
Урок русского языка
Класс: 3
УМК: Школа России
ФИО учителя: Исакова Альбина Николаевна
Тема урока: Изменение имён существительных по числам
Планируемые результаты:
Предметные :
Формировать у учащихся понятие «число имени существительного».
Формировать умение наблюдать за признаками понятия «число имени существительного».
Формировать умение составлять алгоритм распознавания понятия «число имени существительного».
Формировать умение определять число имени существительного;
Формировать умение изменять имена существительные по числам;
Метапредметные:
Познавательные УУД:
Формирование умения самостоятельно создавать способы решения проблем (УУД осуществлялось через формулирование учащимися определения понятия, а также при составлении алгоритма распознавания понятия);
Формирование умения осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме (данное УУД прослеживалось на двух этапах урока – во время работы учащихся у доски, во время составления алгоритма распознавания понятия и др.);
Формирование умения осуществлять поиск и выделение необходимой информации (УУД прослеживалось на двух этапах: во время выделения признаков понятия, при формулировании определения понятия, при формулировании шагов алгоритма).
Регулятивные УУД:
Формирование умения прогнозирования через определение путей (способов) решения проблемы (УУД прослеживалось во время выделения учащимися признаков понятия, при сопоставлении сформулированного понятия с понятием, предложенным в учебнике, а также при работе по составлению шагов алгоритма);
Формирование умения контроля за своей деятельностью и за деятельностью сверстников в процессе работы (УУД осуществлялось на всех этапах урока и во всех видах работы);
Формирование умения взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в процессе учебной деятельности (УУД осуществлялось на всех этапах урока и во всех видах работы).
Коммуникативные УУД:
Формировать умения излагать и аргументировать свою точку зрения и оценку событий (УУД формировалась во время работы учащихся у доски, в процессе выделения признаков понятия, при формулировании определения понятия, а также при формулировании шагов алгоритма распознавания понятия).
Формирование умения осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности через работу с критериями контроля за деятельностью на уроке (критерии контроля за деятельностью применялись на протяжении всего урока).
Формирование умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение (УУД прослеживалось на большинстве этапах урока и во всех видах работы).
Личностные УУД:
Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности (УУД имело место на всех этапах урока и во всех видах работы).
Оборудование урока:
Техническое оборудование (презентация, проектор, интерактивная доска);
ОДЗ:создать необходимую эмоциональную атмосферу для продуктивной работы учащихся на уроке
Вид работы: беседа
Учитель: я прочитаю вам притчу, ваша задача будет в том, чтобы внимательно её прослушать и ответить на вопросы.
Контролировать свою деятельность и деятельность одноклассников будем по критериям:
Во время чтения, должна поддерживаться дисциплина;
Ответ должен быть аргументирован и грамотен;
Ответ не должен повторяться;
Высказывание должно быть чётким, достаточно громким.
«Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. «О, мои подданные!» обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её. Повёл он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. «Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем.» Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть её. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и - о, чудо! - она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась.Тогда падишах сказал: Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы.»
Учитель: Как вы понимаете основную мысль этой притчи? Как вы думаете, почему я выбрала именное её, для начала нашего урока?
Учитель: Действительно! Учебная деятельность – очень сложна, но при этом и крайне интересна. И лишь тот ученик с ней справится, кто не испугается перед трудностями и будет верить в свои силы.
2. Актуализация знаний полученных ранее
ОДЗ:актуализировать орфографическое действие по правописанию проверяемой безударной гласной в корне слова.
Вид работы:комментированное письмо
Учитель: я буду диктовать вам слова, вам нужно по алгоритму обнаружить и проверить орфограмму «проверяемая безударная гласная в корне слова». Работаем по цепочке: один ученик выполняет у доски, остальные пишут в тетради и контролируют деятельность одноклассника, работающего у доски.
Контролировать свою деятельность и деятельность одноклассников будем по критериям:
Правильность правописания безударной гласной в корне слова;
Соблюдение алгоритма проверки орфограммы;
Правильность подбора проверочного слова;
Высказывание должно быть чётким, достаточно громким
Учитель: Перед выполнением нашего задания, давайте вспомним алгоритм правописания проверяемой безударной гласной в корне слова.
Ученики: для того, чтобы выполнить проверку безударного гласного звука в корне, необходимо:
- произнести и послушать слово;
- определить лексическое значение;
- поставить в слове ударение;
- найти гласную, которая стоит не под ударением и нуждается в проверке.
- подобрать проверочное слово таким образом, чтобы на эту гласную падало ударение: найти однокоренное слово или изменить грамматическую форму;
- проверить правильность написание по орфографическому словарю; ИЛИ если подобрать проверочное слово не удалось, то необходимо посмотреть написание в орфографическом словаре;
Учитель: Отлично, значит теперь мы можем приступать к выполнению задания! Первое слово – лисичка.
По одному ученику работают у доски с комментированием.
Учитель: Ребята, вы огромные молодцы. Это была продуктивная работа. И теперь мы можем с вами двигаться дальше.
3. Постановка целей и задач урока.
ОДЗ:учить детей самостоятельно выделять и формулировать учебную задачу.
Учитель: отвечает ученик, которого я спрашиваю, остальные внимательно слушают и контролируют ответы одноклассников.
Контролировать свою деятельность и деятельность одноклассников будем по критериям:
Ответ должен быть грамотен, то есть должен быть полным, логичным, не имеющим речевых ошибок;
Ответ не должен повторяться;
Высказывание должно быть чётким, достаточно громким.
Содержание:
Учитель: Ребята, что вы узнали на последних урока?
Ответы детей.
Учитель: Замечательно, вы уже знаете достаточно. Но ещё не всё. Как вы думаете, какие ещё признаки могут быть у имени существительного? Если я вам назову три пары слов: кот-коты, слон-слоны, крот – кроты.
Ученик: количество.
Учитель: У имени существительного есть ещё одни признак – это число. Какую цель мы поставим перед собой? (узнать, что такое число имени существительного, научиться определять число имени существительного, научиться изменять имена существительные по числам).
4. Восприятие и осмысление понятия «число имени существительного»
ОДЗ:организовать наблюдение за признаками понятия «число имени существительного», обобщить выделенные признаки сформулировать понятие «число имени существительного».
Вид работы: классификация
Учитель:работать будем так: я задаю вам вопрос, вы отвечаете на него. Пока отвечает один ученик, остальные внимательно слушают и проверяют его по своим результатам работы.
Контролировать свою деятельность и деятельность одноклассников будем по критериям:
Ответ должен быть аргументирован и грамотен;
Ответ не должен повторяться;
Высказывание должно быть чётким, достаточно громким.
Учитель: Какие группы у вас получились? Попробуйте аргументировать, почему вы разделили слова именно так.
(На слайде учитель показывает получившийся вариант разделения слов на группы)
Ед. число
Мн. число
птица, яблоко, звезда, деревня.
синички, ручки, конфеты, звёзды, белки.
Учитель: Что вы заметили, когда распределяли слова по группам? Давайте выделим признаки понятия числа. (имена существительные в единственном числе обозначают один предмет, имена существительные в множественном числе обозначают несколько предметов).
Учитель: Молодцы. Вот такая модель у нас получится.
(Учитель показывает модель на доске)
Учитель: Мы с вами выполнили очень важную работу. Что же вы узнали про число имени существительного? (формулирование определения понятия «число имени существительного»)
Вид работы: работа в группах,беседа
Учитель:Разделимся на 3 группы. Каждая группа представляет свой вариант определения понятия «число имени существительного». Пока одни отвечают, другие внимательно слушают и следят за ответами одноклассников.
Контролировать свою деятельность и деятельность одноклассников будем по критериям.
Высказывание должно быть чётким, достаточно громким.
Содержание:
Учитель: Ребята, заканчиваем работу. Группы озвучивают свои результаты.
Учащиеся открывают учебник. Сравнивают свой вывод с определением в учебнике.
Учитель: Ребята, мы справились с поставленной перед нами задачей? Какие трудности у вас возникли?
5. Восприятие и осмысление понятия «число имени существительного»
ОДЗ:совместно с учащимися осуществить формулирование алгоритма распознавания понятия «число имени существительного»,выполнить задание, направленное на применение сформулированного алгоритма
Учитель: Работать будем так: совместно сформулируем шаги алгоритма. Пока отвечает один ученик, остальные внимательно слушают и проверяют его по своим результатам работы.
Контролировать свою деятельность и деятельность одноклассников будем по критериям:
Наличие всех шагов
Правильная последовательность шагов
Грамотная формулировка шагов
Высказывание должны быть чёткие, достаточно громкие
Содержание:
Учитель: Давайте подумаем, как будем определять число имени существительного. Предположите, что сделаем в первую очередь? (необходимо прочитать слово, определить лексическое значение, важно определить, что слово относится именно к нужной части речи – имени существительному, определить сколько предметов обозначает слово, если слово обозначает только один предмет, значит имя существительное стоит в единственном числе, а если слово обозначает два и более предметов, то значит имя существительное стоит в множественном числе)
Учитель: Как мы можем выполнить проверку? (проверку мы можем выполнить по словарю)
1) Прочитать слово;
2) Определить ЛЗ;
3) Определить часть речи (имя существительно);
4) Выяснить сколько предметов обозначает слово;
5) Если слово обозначает один предмет, то единственное число. Если слово обозначает два и более предметов, то множественное число;
6) Выполнить проверку по толковому словарю;
ТП: распознавание понятия по алгоритму.
Учитель: Сейчас мы будем анализировать словосочетания, работать будем так: на доске будут записаны словосочетания. Я буду вызывать одного ученика, которому необходимо будет определить число имени существительного, выполняя рассуждения в соответствии с составленным нами алгоритмом. Пока отвечает один ученик, остальные внимательно слушают и проверяют его по своим результатам работы.
Контролировать свою деятельность и деятельность одноклассников будем по критериям:
Проговаривание каждого шага алгоритма;
Высказывание должно быть грамотно сформулировано;
Высказывание должно быть чётким, достаточно громким.
Содержание:
Учитель: Давайте выполним задание. Определите число имени существительного.
На доске записаны словосочетания
Ученики выполняют задание, определяя число им.сущ. в предложенных словосочетаниях.
Словосочетания: интересные сказки, большое яблоко, пришел Егор, новые краски.
Учитель: Ребята, чему мы с вами сейчас учились? Возникали ли у вас какие-либо затруднения? Какой-то шаг вызвал у вас затруднения?
Учитель: Сегодня мы проделали с вами серьезную работу по определению числа имени существительного. Вы сегодня все хорошо поработали. Но у нас осталось ещё очень важное дело.
ТП: Составление алгоритма распознавания понятия
Учитель: Работать будем так: совместно сформулируем шаги алгоритма. Пока отвечает один ученик, остальные внимательно слушают и проверяют его по своим результатам работы.
Контролировать свою деятельность и деятельность одноклассников будем по критериям:
Наличие всех шагов
Правильная последовательность шагов
Грамотная формулировка шагов
Высказывание должны быть чёткие, достаточно громкие
Содержание:
Учитель: Давайте подумаем, как будем изменять число имени существительного. Предположите, что сделаем в первую очередь? ( необходимо прочитать слово и определить его лексическое значение, определить, что они являются именами существительными, для того, чтобы определить число имени существительного, необходимо определить количество предметов, которые обозначает слово, если слово обозначает один предмет, то имя существительное стоит в единственном числе, а если несколько предметов, то имя существительное стоит во множественном числе. Если у нас слово стоит в единственном числе, то изменяем его так, чтобы оно стало называть несколько предметов. А если слово стоит в множественном числе, изменяем его так, чтобы оно стало обозначать один предмет)
(На доске появляется готовый алгоритм)
1) Прочитать слово;
2) Определить ЛЗ;
3) Определить часть речи (имя существительно);
4) Определить число имени существительного;
5) Если имя существительное стоит в единственном числе, то необходимо изменить слово так, чтобы оно называло несколько предметов. Если слово стоит в множественном числе, то необходимо изменить его так, чтобы оно называло только один предмет;
6) Выполнить проверку по толковому словарю;
Учитель: Составленный алгоритм поможет вам изменять имена существительные по числам.
Учитель: откроем в учебнике упражнение 29 на странице 21. Я буду вызывать одного ученика, которому необходимо будет изменить число имени существительного, выполняя рассуждения в соответствии с составленным нами алгоритмом. Пока отвечает один ученик, остальные внимательно слушают и проверяют его по своим результатам работы.
Контролировать свою деятельность и деятельность одноклассников будем по критериям:
Проговаривание каждого шага алгоритма;
Высказывание должно быть грамотно сформулировано;
Высказывание должно быть чётким, достаточно громким.
Содержание:
Учитель: Давайте выполним задание. Измените число имени существительного.
Ученики работают самостоятельно и у доски.
Учитель: Ребята, чему мы с вами сейчас учились? (изменять имена существительные по числам).
6. Домашнее задание
Учитель: Дома вам будет необходимо выполнить задание из учебника. Посмотрите внимательно на страницу 21. Вам необходимо выполнить упражнение 30 и 32. Все ли задания вам понятны?
7. Подведение итогов урока
Учитель: Поделимся впечатлениями от прошедшего урока. Скажите, какова была цель сегодняшнего урока?Что мы узнали сегодня?А чему мы сегодня научились?Мы достигли запланированной цели?
Учитель: Вы справились с работой! Молодцы. На этом урок окончен.