Сегодня на уроке русского языка вы будете пчёлами. Пчёлы живут большими и дружными семьями. В одной семье тысячи пчёл. А сейчас давайте запишем дату нашего урока.
II. Минутка чистописания.
К концу лета в каждом гнезде у пчёл начинается подготовка к зиме. Пчёлы собирают с почек деревьев тополя клей – прополис и аккуратно замазывают щели. Итак, мы сейчас пчёлки – строители. Строим аккуратно и красиво. Дд, Вв, Чч
III. Словарная работа. Игра «Заполни соты нектаром».
Все вы знаете, что пчёлы приносят мёд, строят соты, запечатывают ячейки.
Давайте нектаром заполним соты.
Слова на доске (проектор): п.льто, п.суда, с.бака, . рех, х.рошо, м.локо, м.шина, .дежда, р.бота, м.роз, к.рова.
IV. Закрепление изученного материала. Игра «Опыляем цветы».
Пчёлы не только собирают мёд, но и опыляют растения. За день пчела опыляет 7 тысяч цветков. Эти пчёлы называются пчёлами-сборщицами. Итак, пчёлки в путь - опылять цветы (10 слов на доске: ромашка, тетрадь, осень, секунда, девочка, ножницы, машина, учитель, собака, карандаш).
На какие вопросы отвечают все эти слова? (кто? что?)
К какой части речи они относятся? Докажите.
Какие ещё части речи вы знаете? Расскажите о них.
V. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы закрепим знания о частях речи.
VI. Уточнение представлений о частях речи.
Живёт пчела 1 месяц. Но за этот месяц она делает разную работу очень аккуратно и исправно. И вы сейчас будете исправно делать работу – запасы на зиму.
1.Списывание с заданием (запись с комментированием и определение частей речи).
Утро на реке.
Утро было прохладное. Над водой поднимался молочный туман. Тяжёлая роса клонила к земле траву. Из леса доносился томительный и милый голос кукушки.
Почему туман назван молочным?
Почему голос кукушки томительный, но милый?
ФИЗМИНУТКА. Комплекс (локоть-колено 6 раз + восьмёрка левой, затем правой рукой, затем двумя руками).
2.Игра «Заселяем ульи».
Давайте заселим домики-ульи.( Три домика: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Под диктовку 9слов: пчела, летать, сладкий, вкусный, собирать, носить, улей, мёд, пахучий. Дети определяют часть речи и «заселяют» нужный улей.) 1 у доски
3.Восстановление деформированного предложения.
Пчёлы летают друг за другом, т.е. гуськом. Составьте предложение и выстройте пчёл по- порядку.
Над деревьями и цветами вьются пчёлы.
4. Самостоятельная работа.
У пчёл есть пчёлы – уборщицы. Своими крыльями они подметают до блеска дно улья, не позволяя соринкам попасть в мёд. У каждого из вас баночка с мёдом (имя сущ., имя прилагательное или глагол), но в каждой банке есть мусор (на каждой банке записано по 10 слов, 3 из них лишние.) Давайте очистим мёд – зачеркнём ненужную часть речи (у каждого ребёнка индивидуальное задание).
VII. Итог урока.
Рабочих пчёл в улье тысячи, а главная у них одна – это матка. Она в улье сидела, всё видела, как вы трудились, убирались, как мёд собирали и цветы опыляли, знания о частях речи закрепляли. За урок получили оценки следующие учащиеся: … .
Рефлексия. Закончите предложения. 1. На уроке я повторял.... 2. На уроке мне понравилось... 3. На уроке я удивился...