Просмотр содержимого документа
«Урок «Активный и пассивный словарный состав русского языка».»
Тема урока
«Активный и пассивный словарный состав русского языка».
Цель урока: развивать познавательную самостоятельность обучающихся, их коммуникативные способности на основе изучения лексики с точки зрения активного и пассивного словарного запаса.
Задачи:
1. Активизировать знания учащихся о таких лексических единицах, как архаизмы, историзмы, неологизмы, жаргонизмы, профессионализмы, диалектизмы; совершенствовать умения разграничивать лексику активного и пассивного запаса языка на практике; помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности слова;
2. Воспитывать чувство патриотизма через любовь к родному языку: чувство ответственности за свой язык, уважение к культурному прошлому русского народа.
Ноутбук, проектор, учебник, тетради, ручки, раздаточный материал, карточки с заданиями, выставки: «Словари», «Афоризмы о русском языке», «Стихи о русском языке».
Тип урока: комбинированный.
Подготовительный этап. Домашнее задание:
1.Ответы на вопросы:
- Что называется лексикой общеупотребительной и лексикой, имеющей ограниченную сферу употребления?
- Что, по вашему мнению, может ограничивать сферу употребления слова?
2. Практическая работа
Составьте словарик профессиональных слов (по рядам):
а) дизайнеров: ……;
б) сварщиков: … ;
в) строителей: ...;
г) электриков: …. .
План урока:
№
Этап урока
Содержание этапа
Время (мин.)
1
Организационный момент
Приветствие, интрига, повторение материала прошлого урока, психологический настрой
Задание № 2 (схема), выступление учащихся, задание № 3 (создание художественной миниатюры: «Язык, великий наш язык.» -работа с афоризмами)
10
6
Самостоятельная работа
Задание № 4 (работа с учебником); задание № 5 (работа с карточками, выпуск Ералаша №1 «Почему мы так говорим?» - ответы на вопросы), составление кластера
10
7
Промежуточный итог
отрывок А.А.Ахматовой «Не страшно под пулями мертвыми лечь…», вывод по изученной теме
2
8
Проверочная работа
Терминологический диктант
5-7
9
Сообщение домашнего задания
Домашнее задание
1
10
Подведение итогов урока
Оценки, рефлексия
2-3
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Добрый день, отроки - младое и старшое племя, судари и сударыни, дамы и господа, леди и джентльмены, граждане и гражданки, товарищи! У нас с вами сегодня необычное занятие. Мы успеем за время урока мысленно попутешествовать по истории: окунуться во времена правления царей, поговорить о перестроечных временах и вернуться обратно, а осуществить задуманное помогут нам полученные знания на прошлых уроках по теме «лексика».
Начинаю предложения, а вы их продолжите:
- На русский язык я пришёл для того, чтобы…
- На предыдущем уроке мы проходили тему…
- Русский язык произошёл от ….
- Русский язык принадлежит…
- Лексика - …
- Что называется лексикой общеупотребительной и лексикой, имеющей ограниченную сферу употребления?
- Что, по вашему мнению, может ограничивать сферу употребления слова?
- Всем желаю…
- Настроение….
2. Сообщение темы и целей урока.
Язык как система постоянно находится в движении, развитии. И, в первую очередь, самым подвижным уровнем языка является лексика, потому что она реагирует на все изменения в обществе, пополняясь новыми словами. В то же время наименования предметов, явлений, не получающих более применения в жизни народов, выходят из употребления.
-Предположите, какова тема нашего занятия….
-Соответственно теме, какие задачи будем решать…
Итак, сегодня на уроке мы поговорим об истории развития лексики русского языка, о формировании его лексической системы, узнаем, как обогащался русский язык на протяжении веков и что с ним происходит в настоящее время.
Запишите число, тема: «Активный и пассивный словарный состав языка». 3. Задание № 1:словарно-орфографическая работа (записываем слова столбиком):
? Что здесь необычного? Как смогли бы вы распределить данные слова?
4. Вызов интереса. Вступительное слово учителя.
- Указом Президента Российской Федерации 2007 год был объявлен Годом русского языка.
Как вы думаете, почему государство обратило внимание на судьбу русского языка?
На рубеже веков русский язык переживает не лучшие времена. Это можно объяснить тем, что ХХ век подорвал социальную основу великорусского языка. Нарушилась взаимосвязь между разговорным и литературным языком. Язык канцелярских отчетов потеснил яркий, выразительный, певучий русский язык, затем со свободой слова пришли свобода обращения с языком, нелепые заимствования из других языков, жаргонизмы, вульгаризмы, стало больше ненормативной лексики (! в доказательство этому посмотрите один из выпусков ералаша «Почему мы так говорим?»). Все это наблюдается в современной литературе, средствах массовой информации и вездесущей рекламе. Поэтому правительство выразило особую обеспокоенность судьбой русского языка, ведь язык – это основа государства, его национальное достояние.
5. Задание № 2: составление кластера
Прослушайте небольшие сообщения сверстников. Поместив в центре листа главное понятие «русский язык» в режиме свободного, нелинейного мышления, окружите его ключевыми словами и словосочетаниями, постепенно возникающими по ходу повествования. Линиями попытайтесь соединить слова, установив логические связи.
Это позволит наглядно увидеть смысловую структуру текста, легче запомнить содержание.
5. Выступления учащихся:
(выступление уч. №1)
Как известно, Михайло Ломоносов, творивший в эпоху так сказать, внутриутробного развития нашей словесности, объявил русский язык универсальнейшим и предрек ему великое будущее. Императрица Екатерина II, чистокровная немка, не уставала совершенствоваться в русской грамматике и достигла почти виртуозного мастерства в журналистике, считая литературное творчество наиважнейшим государственным делом. С ее легкой руки все российские государи и большевистские вожди были чрезвычайно озабочены судьбой русского слова. Октябрьский переворот стал самым знаменательным и самым роковым событием ХХ века, а русский язык с 1917 года начал стремительно двигаться на Восток и на Запад в качестве языка международного общения.
(выступление уч. №2)
Русский язык – один из ведущих мировых языков, один из шести языков ООН. Это государственный язык 145 миллионов россиян. Это язык жизни для 15 миллионов приехавших в Россию иностранных рабочих и специалистов. Это язык связан с родиной для 30 миллионов наших соотечественников за рубежом. Русский – язык Пушкина, Толстого, Чехова и Пастернака, язык национальной гордости и достоинства. Он является родным для 170 миллионов и 350миллионов его понимают. Это язык межнационального общения. Русский язык – это язык науки и образования, один из самых развитых и богатых языков мира.
(выступление уч. №3)
Слово – удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке есть великое множество слов. Сколько их? На этот вопрос не может убедительно ответить ни один специалист, ни одна статистика. 200 тысяч русских слов собрал в своем толковом словаре Владимир Иванович Даль. В словаре С.И.Ожегова – 57 тысяч слов. В произведениях А.С.Пушкина было использовано 20 тысяч слов. В современном мире все чаще появляются новые слова и выражения (неологизмы). Современный культурный человек имеет в среднем словарный запас от 3 до 6 тысяч.
6. Задание № 3: Создание художественной миниатюры: «Язык, великий наш язык.»
- На столе – листочки с высказываниями выдающихся людей о русском языке. Выберите понравившиеся вам и перепишите одно-два себе на листочки. Почему вы выбрали эти высказывания?
(см. листок с афоризмами)
- Вы озвучили великолепные миниатюры. И убедились в том, что создать текст не очень сложно, нужно только знать, о чем пишешь, и уметь находить нужные слова. Сегодня вы дали жизнь своим словам, потому что слова ваши проникнуты добротой, мудростью, пониманием.
7. Задание № 4: работа с учебником* (стр. 40 -45), приготовить сообщения по следующим темам:
- 1 ряд (стр. 40 – устаревшие слова);
- 2 ряд (стр. 41 – новые слова);
- 3 ряд (стр.43, 45 – слова, ограниченные в употреблении).
*10-11 класс Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова Просвещение 2016
8. Задание № 5: работа с карточками:
- устаревшие слова (кн. «Русская историческая поэма» // Иван Дмитриев «Ермак», стр. 32 – 37: найти устаревшие слова);
- новые слова: объясните лексическое значение слов:
ГЛАМУР (красивый)
КРЕАТИВНЫЙ (творческий)
ТЕЗАУРУС, ГЛОССАРИЙ (словарь)
МЭЙК-АП (макияж)
ТЮНИНГ (оформление, усовершенствование)
ТЬЮТОР (преподаватель)
БАНЕР (рекламный щит)
- вернуться к словарной работе (дописать к какой группе слов относится)
- специальная лексика: фрагмент Ералаша «Почему мы так говорим?» - ответы на ?
Скажите, пожалуйста, что мы можем понять о человеке, судя по его речи?
Согласны ли вы, что язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе? И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности.
Как вы думаете, почему в среде подростков довольно часто встречается грубость в языке, грубость в манерах, неряшливый вид? Отчего это происходит? Почему некоторым людям нравится вести себя именно так? Что на самом деле стоит за грубостью речи человека?
- Проблема чистоты языка – это не только ругательство матом, употребление жаргонов, но и обилие в нашей речи иностранных слов, которые порой вовсе непонятны большинству людей: и пресса, и телевидение, и мы, общаясь друг с другом, будто забыли о красоте и богатстве русского языка.
Запишите отрывок А.А.Ахматовой.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова.
Но мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово!
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
ВЫВОД ПО ИЗУЧЕНОЙ ТЕМЕ.
- Негоже считать свой язык самым лучшим в мире, нескромно как-то, но надо признаться вслед за Тургеневым: только наш великий, могучий, правдивый и свободный до сих пор язык спасает нашу страну от бессилия. Вот и думаешь, глядя вокруг грустными глазами: не может все-таки быть, чтобы великий язык не был дан великому народу.
Потому с чувством радости воспринимаешь озабоченность Госдумы, президента и правительства состоянием русского языка. Принимаются федеральные законы, направленные на повышение престижа русского языка и отечественной словесной культуры.
Терминологический диктант: см.в Приложении
Домашнее задание: найти любую новую информацию о русском языке и приготовить её в виде небольших сообщений.
Рефлексия: я начинаю предложение, а заканчивает тот, к кому я подойду…
Сегодня я узнал на уроке…
Новым для меня было…
Оказывается, русский язык…
У меня настроение…
Спасибо за внимание!
Приложение
1.Определите лексическое значение слов:
ГЛАМУР (…………………………………….)
КРЕАТИВНЫЙ (………………………………….)
ТЕЗАУРУС, ГЛОССАРИЙ (………………………………….)
МЭЙКАП (…………………………………………..)
ТЮНИНГ (……………………………………)
ТЬЮТОР (…………………………………….)
БАНЕР (……………………………………..)
(выступление уч. №1)
Как известно, Михайло Ломоносов, творивший в эпоху так сказать, внутриутробного развития нашей словесности, объявил русский язык универсальнейшим и предрек ему великое будущее. Императрица Екатерина II, чистокровная немка, не уставала совершенствоваться в русской грамматике и достигла почти виртуозного мастерства в журналистике, считая литературное творчество наиважнейшим государственным делом. С ее легкой руки все российские государи и большевистские вожди были чрезвычайно озабочены судьбой русского слова. Октябрьский переворот стал самым знаменательным и самым роковым событием ХХ века, а русский язык с 1917 года начал стремительно двигаться на Восток и на Запад в качестве языка международного общения.
(выступление уч. №2)
Русский язык – один из ведущих мировых языков, один из шести языков ООН. Это государственный язык 145 миллионов россиян. Это язык жизни для 15 миллионов приехавших в Россию иностранных рабочих и специалистов. Это язык связан с родиной для 30 миллионов наших соотечественников за рубежом. Русский – язык Пушкина, Толстого, Чехова и Пастернака, язык национальной гордости и достоинства. Он является родным для 170 миллионов и 350миллионов его понимают. Это язык межнационального общения. Русский язык – это язык науки и образования, один из самых развитых и богатых языков мира.
(выступление уч. №3)
Слово – удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке есть великое множество слов. Сколько их? На этот вопрос не может убедительно ответить ни один специалист, ни одна статистика. 200 тысяч русских слов собрал в своем толковом словаре Владимир Иванович Даль. В словаре С.И.Ожегова – 57 тысяч слов. В произведениях А.С.Пушкина было использовано 20 тысяч слов. В современном мире все чаще появляются новые слова и выражения (неологизмы). Современный культурный человек имеет в среднем словарный запас от 3 до 6 тысяч.
Русский язык необыкновенно богат. (В.Белинский).
Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов. (К.Паустовский).
Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем. (А.Герцен).
Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. (А.Куприн).
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (И.Тургенев).
Терминологический диктант:
Слова, которые характерны для речи населения какой-либо области, района: пимы, хата, изба…;
Новые слова, появляющиеся в языке в результате возникновения новых понятий, явлений: креатив, мобильный, лифтинг…;
Слова и словосочетания полуофициального характера, названия специальных понятий и предметов в разного рода ремёслах, профессиях: морфемы, глагол, кабель…;
Общеупотребительные слова: дом, красивый, ученик…;
Слова, которые вышли из употребления в связи с исчезновением тех реалий действительности, которые они обозначали: стрелец, царь, боярин, холоп…;
Слова, которые относятся к лексике ограниченного употребления, слова той или иной социальной группы людей: музон, препод, халява, тусоваться…;
Слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия: ланиты, очи, чело…;
К какой группе словарного состава языка относятся неологизмы, историзмы, профессионализмы….
ЭТАЛОН: ПАССИВНЫЙ СЛОВАРНЫЙ СОСТАВ ЯЗЫКА, ЖАРГОНИЗМЫ, АКТИВНЫЙ СЛОВАРНЫЙ СОСТАВ ЯЗЫКА, АРХАИЗМЫ, НЕОЛОГИЗМЫ, ИСТОРИЗМЫ, ДИАЛЕКТИЗМЫ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ