kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок «Закрепление значения русского слова: многозначность, переносное значение, синонимы, антонимы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок  в разделе  «Какими бывают лексические значения» третий по счету.

 Урок был насыщен разными занимательным заданиями, расширяющие кругозор детей, разнообразными видами деятельности, которые требовали эмоциональных переживаний и поддерживали интерес детей к данной теме.

Урок требовал от учащихся специальной подготовки, целью которой было развитие творческого потенциала ребенка, формирование умения работать в группе, работать с дополнительной литературой.

Их целью было достойно приготовиться к выступлению и представить свою группу слов по теме «Лексика».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«kartochki»

ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Спят


Спят

Идут

Идут


Золотая

Золотая


Красная

Красный






Ф.И._________________________





















Ф.И._________________________

ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Спят


Спят

Идут

Идут


Золотая

Золотая


Красная

Красный


























ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Спят


Спят

Идут

Идут


Золотая

Золотая


Красная

Красный






Ф.И._________________________





















Просмотр содержимого документа
«urok_0»

15








Открытый урок по русскому языку

по теме:

«Закрепление значения русского слова: многозначность, переносное значение,

синонимы, антонимы».













Разработала: М.В.Гугучкина

учитель начальных классов

НОУ «Нижневартвоская

православная гимназия»













г.Нижневартовск

2010

Цель:

обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Лексика”;

развивать речь у детей; обогатить словарный запас учащихся;

закрепить умения в подборе слов антонимов, синонимов;

закрепить умение пользоваться словарем синонимов;

раскрыть значение русского слова и многообразие русской речи.





Тип урока:

урок закрепления





Оборудование:



компьютер, проектор, карточки с прямым и переносным значением, карта Лексикологии, ребус антонимы, символы, карточки со словами /красота речи, точность речи, выразительность речи/







Методы обучения:

беседа, наглядный, анализ, обобщение, практические – работа по карточкам, работа со словарем, создание проблемной ситуации, создание проекта.



























Ход урока



Урок начинается с молитвы СЛАЙД 1



  1. Работа в тетради: Запись даты и классной работы



  1. Орфографическая минутка





- Вставьте пропущенные буквы в слова, и вы получите ключ к разгадке темы нашего урока.



На доске:

Коло… , церко…ь , д…бряк, со…нце, г…рдыня.



  1. ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ СЛАЙД 2



  1. Чистописание. СЛАЙД 3



Составьте из букв слово. Что получилось? СЛАЙД 4 чистый



С Л О В О

СЛАЙД 5

  1. Целеполагание

Итак, тема нашего урока – слова, их значение и роль в нашей речи.



Давайте вспомним стихотворение : СЛАЙД 6

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки

За собой повести.



- О каких свойствах слова говорится в этом стихотворении?

Как вы понимаете?

- Из этого стихотворения мы видим насколько велико значение слова.

- Кто из вас помнит, с каких слов начинается Библия?





СЛАЙД 7

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.



- Библия еще раз нам показывает, какую важную роль оно может нести.

Речью обладает только человек. А человек есть образ и подобие Божие.

- Сегодня мы должны с вами убедиться, как богат и как красив русский язык.

Слайд чистый 8



  1. Повторение.



- Игра, которую я хочу вам предложить, тоже связана со словами. А вот с какими, вы скажете сами.



Игра «Словарь вежливых слов» ПРОДОЛЖИТЕ СТРОКИ



Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться … (доброе утро)



Зазеленеет старый пень,

Когда услышит … (добрый день).



Мальчик вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь … (здравствуйте).



Растает даже ледяная глыба

От слова доброго …(спасибо)



Когда бранят за шалости,

Говорим «прости … (пожалуйста)»



И во Франции, и в Дании

Говорят, прощаясь … (до свидания).



Всем вам с большой любовью

Желаю крепкого … (здоровья)



За Доской:

спасибо пожалуйста до свидания



Как называются эти слова? /вежливые/

Важны ли эти слова в нашей жизни? Почему?





Запишите и разделите их для переноса.





Микроитог:



Какие правила переноса мы вспомнили?



  1. Закрепление и обощение знаний по теме Лексика

Слова бывают разные и каждое из них имеет свое значение и несёт свою роль.



Какая наука занимается изучением значений слов? Лексика



Сегодня мы с вами отправимся в страну Лексики” и закрепим все свои знания в этой области.



Давайте вспомним, о каких группах слов мы говорили на прошлых уроках, проверим ваше домашнее задание.



В чем оно заключалось? / каждой команде представить свою группу слов/



1 команда: догадайтесь кто мы? Сальников Петя

Устьянцев Богдан

Мы с приятелем вдвоем Пархоменко Аня

Дружно, весело живем. Шлей Кира

Я иду, и он шагает.

Я смеюсь, хохочет он.

Если грустно мне бывает,

Он печалится со мной.



О какой группе слов идет речь в этом стихотворении? /синонимы/



- Какие слова называются синонимами?

-Сравните эти два стихотворения. Прочитайте. Слайд 9



Мы с приятелем вдвоем

Дружно, весело живем.

Я иду, и он идет.

Я смеюсь, смеётся он.

Если грустно мне бывает,

Он грустит со мной.





- Какое стихотворение вам понравилось больше? Почему?

- Для чего нужны синонимы?

/красота/



- Синонимы приготовили задание: СЛАЙД 10



Прочитайте пословицу. Почему так говорят? Давайте её запишем в тетрадях.



Плохо жить без забот, худо без доброго слова.



Найдите слова-синонимы.

Молодцы!



Слайд чистый 11

Работа со словарем работа у доски



- Подберите слова-синонимы: по 3-4 слова



1 вариант к слову - честный /правдивый, прямой, искренний, безупречный

2 вариант к слову – смелый /отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный.





Представляем слово следующей команде.



2 команда: Юмагузин И., Самсонов С., Мосунов К., Голяева А.



Разгадайте ребус.

Мальчик АНТОН и МЫ. Кто мы? /антонимы/



- Когда так говорят: Живут как кошка с собакой? /недружно, плохо/



- Какие слова называются антонимами?



- Мы предлагаем вам составить из данных слов предложение, и вы узнаете, что требуется от каждого человека, чтобы ему было хорошо.



/противится, дает, Бог, смиренным, благодать, гордым/



Бог гордым противится, смиренным дает благодать.



- В чем может проявляться гордость? /в делах, в мыслях, в словах/



- Как избежать гордости? /стараться чаще каяться и думать о том, что все, что мы имеем, это от Бога и не является нашей заслугой/



- Найдите в предложении слова антонимы. Выпишите их. У ДОСКИ

- Как еще можно назвать гордого человека? А смиренного?



- Составьте предложение, в котором один предмет сопоставляется другому по размеру; по длине, по форме…





Микроитог:



- А для чего нужны антонимы? /сравнение / точность/



3 команда Мурадян Н, Примак Я., Тюрина К.

Мы девицы – мы сестрицы похожи как капли водицы.

Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.

Но значения у нас разные. Кто мы? /многозначные слова/



- Какие слова называют многозначными?



Мы приготовили для ребят скороговорку.

- Потренируйтесь в произношении этой скороговорки.



У ёлки иголки колки.

- Какое слово имеет несколько значений? Какие это значения?

- Какие многозначные слова вы еще знаете?



- Прочитайте стихотворение и вы узнаете новое слово, которое тоже имеет несколько значений. СЛАЙД 12



Вот этой овсянки не хочется киске.

/вот этой овсянки, которая в миске/.

Какой же овсянки она захотела?

Не той ли, что мимо сейчас пролетела?



О какой овсянке говорилось в первом случае? О какой, во втором?



А теперь давайте поиграем «Заселяем дом» СЛАЙД 13



Фронтально у компьютера



Микроитог: СЛАЙД 14 чистый







- Как вы думаете, как появились многозначные слова?

/ у них есть какое то общее свойство/





4 команда Шимко М., Буряк С., Жукова П.



О какой группе слов пойдет речь сейчас?



Говорит учитель нам:

Дремлет лес и дремлет класс.

Как же нам его понять:

Разве лес - может спать?



- Ответьте на вопрос недоуменного ученика. Какое слово употребляется дважды? В каком значении - в первом случае? В каком - во втором?



Микроитог:



- Какую роль играют многозначные слова и слова с переносным значением?

Какой они делают нашу речь? /выразительность/



  1. Итог урока

- Посмотрите, как богат наш русский язык. Русский язык считается одним из самых трудных и красивых языков.

- Давайте подведем итог урока.

- Над чем мы работали сегодня на уроке? /над словом/

- Какая наука занимается изучением значения слов? /лексика/

- Значения каких групп слов мы затронули сегодня на уроке?

- Какую роль играют эти слова в нашей речи?



Красота речи

Точность речи

Выразительность речи

СЛАЙД 15 МОЛОДЦЫ

Оценки. Домашнее задание.

Спасибо за урок.



Просмотр содержимого презентации
«znachenie_russkogo_slova»

Звенит звонок,  начинается урок

Звенит звонок, начинается урок

Электронные физминутки для глаз

Электронные физминутки

для глаз

Значение русского слова

Значение русского

слова

Словом можно убить, Словом можно спасти, Словом можно полки За собой повести.

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки

За собой повести.

В начале было Слово, Слово было у Бога, и Слово было Бог.

В начале было Слово, Слово было у Бога, и Слово было Бог.

Мы с приятелем вдвоем Дружно, весело живем. Я иду , и он шагает . Я смеюсь , хохочет он. Если грустно мне бывает, Он печалится со мной. Мы с приятелем вдвоем Дружно, весело живем. Я иду , и он идет . Я смеюсь , смеётся он. Если грустно мне бывает, Он грустит со мной.

Мы с приятелем вдвоем

Дружно, весело живем.

Я иду , и он шагает .

Я смеюсь , хохочет он.

Если грустно мне бывает,

Он печалится со мной.

Мы с приятелем вдвоем

Дружно, весело живем.

Я иду , и он идет .

Я смеюсь , смеётся он.

Если грустно мне бывает,

Он грустит со мной.

Плохо жить без забот, худо без доброго слова.

Плохо жить без забот, худо без доброго слова.

Овсянка  Вот этой овсянки не хочется киске. (Вот этой овсянки, которая в миске). Какой же овсянки она захотела? Не той ли, что мимо сейчас пролетела.

Овсянка

Вот этой овсянки не хочется киске.

(Вот этой овсянки, которая в миске).

Какой же овсянки она захотела?

Не той ли, что мимо сейчас пролетела.

А теперь давайте поиграем! Игра «Заселяем дом» Вот стоит высокий дом, Новоселье скоро в нём. Ты подумай, не спеши, И жильцов в дом  засели! В этом доме живут…  «ручки».

А теперь давайте поиграем!

Игра «Заселяем дом»

Вот стоит высокий дом,

Новоселье скоро в нём.

Ты подумай, не спеши,

И жильцов в дом

засели!

  • В этом доме живут…

«ручки».

МОЛОДЦЫ !!!

МОЛОДЦЫ !!!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Гугучкина Мария Валерьевна

Дата: 05.10.2014

Номер свидетельства: 116490

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока по теме: "Синонимы, антонимы, омонимы" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sinonimy-antonimy-omonimy"
    ["file_id"] => string(6) "144503"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418739107"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Урок на тему "Лексика""
    ["seo_title"] => string(22) "urok_na_tiemu_lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "449905"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1515935936"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока по русскому языку "Омонимы" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-omonimy"
    ["file_id"] => string(6) "189348"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426870870"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414686378"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства