kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок в 9 классе по теме "Морфология"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 9 классе по теме "Морфология". Урок разработан по учебнику для 9 класса М.Т. Барановой, Т.А. Ладыженской. Цель данного урока :Формирование умения различать самостоятельные и служебные части речи. На данном уроке прослеживаются этапы:1. Орг. момент 2.Орфографическая разминка 3.Лингвистическая разминка 4.Проверка домашнего задания. 5. Работа с текстом С. Есенина "Пароша" 6 Индивидуальная работа по карточкам 7. Работа с учебником. 8. Подведение итогов 9. Домашнее задание и выставление оценок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 9 классе по теме "Морфология" »


Тема: Морфология.


Цели: умение отличать самостоятельные части речи от служебных, анализ текста; закрепление орфографических навыков.

Задачи: вспомнить самостоятельные и служебные части речи; перечислить их отличия; уметь видеть художественные средства в тексте, производить виды разборов.

Ход урок

  1. Организационный момент.

2. Орфографическая работа.

Бессмысленный, разбежались, путаный ответ, угаданная мысль, кованый меч, будто, довольно-таки, непросохшая дорожка, задачи не решены, во время наводнения.

3. Лингвистическая разминка.

Определите по данным морфемам части речи и приведите примеры:

а) -ик, б)-ащ-, в)-у, г)-ся, д)-ишь.

Ответы: а) существительное: братик,

б) причастие: слышащий,

в) существительное: сыну, наречие: сбоку,

г) глагол: обиделся,

д) глагол: стоишь.

4. Проверка домашнего задания.

Беседа по теме: «Морфология».

-Что такое морфология? (Морфология – это раздел языкознания, который изучает части речи и их формы).

- Сколько в русском языке частей речи? (10)

-На какие группы делятся части речи? (самостоятельные, служебные, междометия).

Один ученик возле доски работает с карточкой: указывает часть речи каждого слова и распределяет по группам.

Карточка.

Кавалерия, тут же, копаный, общенародный, слегка, несмотря на, посеян, насчет, мумия, перцовый, понимаю, янтарь, бесплодный, ветреник, вверх, Батюшки! Ох-ох, а, ведь.

- Какие самостоятельные части речи не изменяются? (наречие, деепричастие).

- Какие части речи изменяются по падежам? (прилагательное, существительное, причастие, местоимение, числительное).

- В чем заключается отличие служебных частей речи от самостоятельных? (не имеют лексического значения, не изменяются, не являются членом предложения).

- На доске записаны слова, одинаковые по написанию, но имеющие разное лексическое значение. Они образовались путем перехода собственных имен существительных в нарицательные. Составьте предложения с данными словами:

Кашемир – город в Индии; кашемир - вид шерстяной ткани;

Эхо, Нарцисс – герои древнегреческих мифов; эхо- отражение звука; нарцисс- цветок;

Пломбир – город во Франции; пломбир - сорт мороженого.


  1. Комплексный анализ текста (на столах обучающихся тексты с заданием).


Стихотворение С. Есенина «ПОРОША».

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под к..пытом на сн..гу,

Только серые в..роны

Ра..шумелись на лугу.

Заколдован нев..димкой,

Дремл..т лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подв..залася с..сна.


Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долб..т дятел на суку.


Скач..т конь, простору много,

Вал..т снег и стел..т шаль.

Бе..к..нечная дорога

Уб..га..т лентой (в)даль.

(С. Есенин)

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ:

1. Вставьте орфограммы. (копытом, снегу, вороны, расшумелись, невидимкой, дремлет, подвязалася, сосна, долбит, скачет, валит, стелет, бесконечная, убегает, вдаль)


2. Найдите в тексте односоставные предложения. Укажите тип каждого односоставного предложения. (Еду.(определенноличное) Тихо.(безличное))


3. Какие художественные средства вам встретились. Выпишите примеры из текста. (олицетворение: «дремлет лес», «оперлася на клюку», «убегает дорога»; эпитеты: «серые вороны», «белою косынкой»; сравнение: «словно белою косынкой», «как старушка», «убегает лентой»)


4. Выполните фонетический разбор слова «сказку».

Сказку – 2 слога.

С-[с] – согл.,глух., тверд.

К-[к] – согл., глух., тверд.

А-[а] – гласн., ударн.

З -[с] – согл., глух., тверд.

К-[к] – согл., глух., тверд.

У-[у] – гласн., безударн.

6 букв, 6 звуков.


5. Выполните морфемный разбор. (убегает, заколдован)

6. Упражнение 227.

Перепишите. Укажите склонение и падеж существительных, в которых пропущены

буквы.

В одном месте, около плантации, вдоль тропинки лежал толстый ствол упавшего дерева. На стороне, обращенной к деревне, было вырублено несколько фигур. Я отправился из деревни по тропинке. Быстрые реки текут в каждом ущелье. Машина проносилась по возвышенности. В безмолвии погас звенящий зной. Кто-то пробежал по главной аллее. Вошел молодой кондуктор в белом кителе. Костер горит уже огромным пламенем. Поздно вечером проводил Павел гостей. В кабинете Татьяны Марковны стояло старинное, тоже окованное бронзой и украшенное резьбой бюро с зеркалом. Мы вышли с проселка, где ноги вязли в расползавшейся почве, на большое шоссе, ведущее из Ясс в Бухарест.


7. Итоги: - Над какими орфограммами мы сегодня работали?

- Что изучает морфология?

- Отличие самостоятельных частей речи от служебных?


8. Выставление оценок.

9. Домашнее задание: вспомнить сведения о существительном, прилагательном, местоимении, числительном; упражнение 228.



Указать часть речи каждого слова и распределить по группам.

Карточка.

Кавалерия, тут же, копаный, общенародный, слегка, несмотря на, посеян, насчет, мумия, перцовый, понимаю, янтарь, бесплодный, ветреник, вверх, Батюшки! Ох-ох, а, ведь.

Стихотворение С. Есенина «ПОРОША».

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под к..пытом на сн..гу,

Только серые в..роны

Ра..шумелись на лугу.

Заколдован нев..димкой,

Дремл..т лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подв..залася с..сна.


Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долб..т дятел на суку.


Скач..т конь, простору много,

Вал..т снег и стел..т шаль.

Бе..к..нечная дорога

Уб..га..т лентой (в)даль.

(С. Есенин)



Стихотворение С. Есенина «ПОРОША».

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под к..пытом на сн..гу,

Только серые в..роны

Ра..шумелись на лугу.

Заколдован нев..димкой,

Дремл..т лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подв..залася с..сна.


Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долб..т дятел на суку.


Скач..т конь, простору много,

Вал..т снег и стел..т шаль.

Бе..к..нечная дорога

Уб..га..т лентой (в)даль.

(С. Есенин)






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок в 9 классе по теме "Морфология"

Автор: Самотохина Галина Ивановна

Дата: 30.09.2014

Номер свидетельства: 115691

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Урок на тему "Морфология в 7 классн""
    ["seo_title"] => string(37) "urok_na_tiemu_morfologhiia_v_7_klassn"
    ["file_id"] => string(6) "445039"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1513600074"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока на тему "Морфология әлеміне саяхат""
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt_uroka_na_tiemu_morfologhiia_lieminie_saiakhat"
    ["file_id"] => string(6) "382764"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485171447"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему: "Морфология и орфография. Морфологический разбор слова""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_v_7_klasse_na_temu_morfologiia_i_orfografiia_m"
    ["file_id"] => string(6) "519729"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1568530425"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Урок - повторение темы "Морфология" 10 класс"
    ["seo_title"] => string(40) "urokpovtorieniietiemymorfologhiia10klass"
    ["file_id"] => string(6) "274329"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452360045"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Урок по русскому языку для 5 класса на тему :"Морфология как раздел языкознания. Части речи. Общая характеристика.""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_po_russkomu_iazyku_dlia_5_klassa_na_tiemu_morfologhiia_kak_razdiel_iazykozn"
    ["file_id"] => string(6) "464608"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1522612788"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства