kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок в 6 классе по теме: "Фразеологизмы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 6

Тема урока: «Фразеологизмы»

Тип урока :  урок новых знаний

 Согласно календарно-тематическому планированию , это первый урок из раздела «Фразеология. Культура речи». На предыдущих уроках учащиеся работали по темам из раздела «Лексика». Работали с толковыми словарями, знакомы со словарной статьёй.

При планировании данного урока учитывалась психолого-педагогическая характеристика класса (кол-во 30 человек, из них 3 слабоуспевающих, 15 сильных уч-ся, 12 учащихся со средними способностями). Ребята в большинстве своём очень активные, любят работать в группе, но есть и неуверенные в себе, с заниженной самооценкой. 

Урок по данной теме является первым, мною, исходя из этого, была выбрана структура урока.

Структура урока.

Соответствие урока требованиям ФГОС:

1. Ориентация на новые образовательные результаты

2. Нацеленная деятельность на формирование УУД

Планируемые результаты:

предметные:ученик научится толковать значение фразеологизмов , заменять их  синонимами и антонимами;

- употреблять в речи с учетом сферы и ситуации общения, использовать иллюстрации , определяя, какие фразеологизмы зашифрованы в них;

- ученик научится находить фразеологизмы, определять их значение;

- научится действовать по алгоритму;

ученик получит возможность научиться:

- выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;

- участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве,

личностные: ученик

- проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

- понимает причины успеха в учебной деятельности.

Универсальные учебные действия:

регулятивные     ученик

- определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-учится работать по предложенному учителем плану;

познавательные    ученик

- делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

-  составляет алгоритм под руководством учителя;

коммуникативные   ученик

- слушает и понимает речь других;

- договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

3. Использование современных образовательных технологий - проблемно-диалогической технологии, ИКТ, технологии здоровьесбережения (тренажер для глаз Базарнова В. Ф., двигательные  физминутки, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся)

Считаю, что заявленной цели и поставленных задач проведённый урок достиг.

Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинуться в своём индивидуальном развитии.

Время, отведенное на все этапы урока, считаю, было распределено рационально. «Связки» между этими этапами логичны.

Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий был осуществлён в соответствии с целями.

Мне было легко вести урок, т.к. ученики быстро и заинтересованно включались в работу. Меня порадовали слабые ученики, которые работали без подсказок, не так быстро, как сильные, но с заданием справились.

Домашнее задание не вызовет затруднения у учеников, потому что подобные задания они выполняли. Кроме того, у них есть выбор.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 6 классе по теме: "Фразеологизмы". »














Конспект

урока в 6 классе на тему:

«ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ»




Выполнила:

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 32 города Подольска

НЕНАХОВА Наталья Владимировна















Цели:

Тип урока: открытие нового знания.

Основные цели:

  1. Сформировать представление о способе выбора фразеологизмов как устойчивых сочетаний;

  2. Закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержания, , тренировать умение самостоятельного  осуществления учебной деятельности;

  3. Тренировать мыслительные операции: анализ, развивать речь, умение действовать по алгоритму, творческие способности.

Ожидаемые результаты: 

Предметные результаты:

  • Умение толковать значение фразеологизмов , заменять их  синонимами и антонимами;

  • Употреблять в речи с учетом сферы и ситуации общения, использовать иллюстрации , определяя, какие фразеологизмы зашифрованы в них.

Метапредметные результаты:

  • Адекватное понимание информации  сообщения;

  • Определять тему и цель урока;

  • Формирование навыков отбора, систематизации материала на данную тему;

  • Умение оценивать достигнутых результатов.

Личностные результаты:

  • Осознание обучающимися эстетической ценности русского языка.



УМК к уроку: учебник русского языка 6 класс. Авторы М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, карточки с заданиями

.

Ход урока:


  1. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Рада вас всех видеть. Какую установку мы даём с вами на сегодняшний урок? (Мотивация учебной деятельности).

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Всё делаем внимательно.

          - Над такими темами мы работаем в течение последних уроков? (Над темами «Заимствованные слова», «Архаизмы», «Историзмы», «Профессионализмы», «Неологизмы»)

          -Как вы усвоили эти темы? (Хорошо)

         - Сегодня вы познакомитесь  с новым знанием.

- Каким образом?( Повторим знакомый материал, выполним пробное действие. Узнаем,  что нам непонятно. Сами построим новый способ).


Наверное, нет человека, который бы хоть иногда не слышал в свой адрес: «Не валяй дурака!»,

«Не бей баклуши!» или «Заруби себе на носу!»

Каждый, хорошо владеющий родным языком, прекрасно понимает, о чём идёт речь, и не удивляется ни “сидоровой козе”, ни дождику, который почему-то идет в четверг. А помогает нам в этом изучение сегодняшней темы.

Учитель: Пробное действие. Зачем?

Ученики: Чтобы узнать, что нам непонятно и поставить цели.

Итак, не будем бить баклуши.

Вы засучите рукава.

Задания приготовьтесь слушать,

Чтоб не кружилась голова.

Готовы? Тогда в путь.


- Прочитайте стихотворение про одного ученика: (СЛАЙД 2)

Глеб у доски повесил нос.

Краснеет до корней волос.

Он в этот час, как говорится,

Готов сквозь землю провалиться.

О чём же думал он вчера,

Когда баклуши бил с утра?

Целеполагание

Учитель. Вспомните, какую задачу мы ставили перед собой на первом уроке по изучению темы «Лексика»? Верно, пополнение своего словарного запаса. А как вы думаете, зачем я взяла данный текст? Он как-то поможет нам выполнять нашу задачу? Что в нём необычного, всё ли вам понятно? Какие-то, может быть, незнакомые слова или выражения вы увидели в этом стихотворении? (Дети называют «повесил нос», «краснеет до корней волос» и т.д.) Что значит «бить баклуши», почему их непременно нужно бить?( НЕ знаем).

Что ж, постараемся ответить на этот вопрос в конце урока.


Учитель: Ребята, мы сейчас обсуждали с вами фразеологизмы. Как вы думаете, какую цель мы сегодня поставим перед собой, что мы должны получить на уроке?


(Ответы учащихся)

Понять, что такое фразеологизмы, закрепить это понятие, узнать, где можно найти значение фразеологизмом, чтобы мы могли грамотно использовать эти сочетания в своей речи.

Учитель: А как мы можем этого достичь? Как вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?..

Ученики: Сегодня мы попробуем себя в роли юных лингвистов-исследователей.

Учитель: Да, заглянем в историю языка и попробуем выяснить: почему фразеологизмы называют языковыми самородками (разбираем слово по составу).

Учитель: Но сначала давайте проверим домашнее задание. Как вы думаете, зачем нам это нужно?

Ученики: Чтобы понять всё ли мы усвоили. Можем ли делать следующий шаг.

  1. Проверка домашнего задания. (СЛАЙД 3) Работа в группах

1) Какие слова мы называем заимствованными? Найдите заимствованные слова и замените русскими. Запись слов парами.

* При проверке было выявлено немало дефектов (дефект-недостаток)

* Ваши аргументы убедительны (аргументы-доводы)

*Все работали с энтузиазмом (энтузиазм - азарт - воодушевление - восторг - горячность)

* Мы гордимся нашим голкипером (голкипер - вратарь)

Чем являются слова в каждой паре? Докажите.

2) Найдите устаревшие слова и замените современными.

* Горят румянцем свежие ланиты.

* Построен град великий над Невой.

- Почему вы смогли это сделать? (Архаизмы имеют синонимы в современном русском языке). А какие еще виды устаревших слов вы знаете? Историзмы.

Ребята, а зачем мы сейчас подбирали синонимы?(Чтобы подтвердить, что мы умеем это делать.Эти умения нам пригодятся при изучении этой темы).

Молодцы! Можем двигаться дальше?

3.Знакомство с фразеологизмами. (с понятием темы).

Послушайте историю из книги Чуковского «От двух до пяти»:

Четырёхлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как-то странно вертеться:

- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нет…

Что имела в виду Светина мама? Почему девочка не поняла её?

Ученики: Потому что Света понимала маму буквально...

Учитель: В основе этого забавного случая лежит интересное явление языка – фразеологизм. (разбираем по составу)

Учитель: А знаете ли вы происхождение слова «фразеология»?

Фразеология - от греч. phrasis – выражение, оборот речи, слово, понятие и logos– учение.

- Что изучает фразеология?


Фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые нельзя понимать буквально.

4. Наблюдение над фразеологизмами. РАБОТА В ГРУППАХ

Учитель: А сейчас мы с вами отправимся в лингвистическую лабораторию исследовать фразеологизмы. Разделимся на группы, каждая группа проведёт своё исследование и поделится с нами полученными результатами. Но нам нужно составить с вами алгоритм действий. Зачем, как вы думаете? (чтобы нам легче было выполнять задания)

Алгоритм

Найти устойчивое словосочетание

Объяснить значение

Подобрать синоним

Сделать вывод


1 ГРУППА (СЛАЙД 4)

Учитель: Ребята, что будете делать вы?

Наблюдать над свободными словосочетаниями и фразеологизмами.


Сравните:

Повесить нос

Повесить пальто

Взять себя в руки

Взять ребёнка на руки

Сесть в калошу

Сесть на стул

Вешать лапшу на уши

Вешать платье в шкаф


ВЫВОД. В первом столбике выражения имеют переносное, шуточное значение.(2«художника» сделали шутливые иллюстрации к фразеологизмам)

Их можно заменить одним словом: огорчиться; успокоиться, опозориться, обманывать.

Фразеологизмы употребляются в разговорной речи.


2 ГРУППА (СЛАЙД 5)

Учитель: Посмотрите, ребята, как думаете, в чём будет заключаться ваше исследование?

Ученики: Попробуем составить словосочетания с данными в скобках словами и выясним, есть ли среди них фразеологизмы, все ли словосочетания могут быть фразеологизмами..


(Голуби, петухи, куры) не клюют.

(Собака, кот, козел) наплакал.

(Тертый, ржаной, черствый) калач.

ВЫВОД: Среди этих словосочетаний есть устойчивые (зачитывают, объясняют, что означают) Остальные в качестве фразеологизмов использовать нельзя. Фразеологизмы используются в речи в неизменном виде.

3 ГРУППА (СЛАЙД 6)

Учитель: Ребята, а что ещё мы должны исследовать, как вы думаете?


Мы исследуем синтаксическую функцию фразеологизмов в предложении, попробуем выяснить, какими членами предложения они являются.

  1. Если я, к примеру, плохо учился, то меня всем классом тянули за уши, добиваясь, чтобы я исправился.

  2. В трех верстах от станции стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки.

Вывод. Фразеологизмы могут быть разными членами предложения, весь фразеологизм в целом является одним членом предложения.


4 ГРУППА (СЛАЙД 7)

Учитель: Последняя наша группа. Что можете вы исследовать и узнать о нашем продукте вы?

Ученики: Используем слова для справок, сравним их с предложенными фразеологизмами, попробуем найти в них что-то общее

Жить душа в душу -

Пруд пруди - …

За тридевять земель - …

Засучив рукава - …

Слова для справок: с гулькин нос, рукой подать, как кошка с собакой, спустя рукава.

Вывод. Фразеологизмы имеют синонимы и антонимы.


Физминутка


5. Обращение к авторитетному источнику.

- Прочесть определение понятия «фразеологизм» в учебнике на стр. 82-83. Сравните полученную вами информацию с зафиксированной в учебнике.

Где чаще всего используются фразеологизмы? (В разговорной речи и в художественных произведениях).


Работа со словарём.

Для разъяснения непонятных слов существуют толковые словари. Для толкования фразеологизмов обратимся к фразеологическому словарю (дети читают толкование в словаре и делают ВЫВОД, где можно узнать, значение фразеологизма)

Давайте ещё раз прочтём стихотворение про Глеба:

Глеб у доски повесил нос.
Краснеет до корней волос.
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться.
О чём же думал он вчера,
Когда баклуши бил с утра?

Учитель: Сможем мы теперь узнать, что означает фразеологизм «бить баклуши»? Находят в словаре.





(СЛАЙД 8)

6. Самостоятельная работа по использованию фразеологизмов в речи Задание. Прочитайте предложения. Замените выделенные слова фразеологическими оборотами. Как изменились предложения?

Вера Сергеевна объяснила решение задачи, но Петя не слушал. (Пропустил мимо ушей)

Кирилл целый день бездельничал. (Бил баклуши)

Мы догадывались, что он нас обманывает. (Вешает лапшу на уши)

Первого сентября Ира проснулась очень рано. (Ни свет ни заря)

УЧЕНИКИ. Вывод. Использование фразеологизмов в речи делает ее более выразительной и образной.

Учитель: Ребята, у каждого из вас на парте лежит карточка-тест. Отметьте галочкой верный вариант ответа.


КАРТОЧКА - ТЕСТ (с самопроверкой) (СЛАЙД 9)


О каком человеке так говорят:

    1. Он выйдет сухим из воды:

  • ловкий

  • робкий

    1. Он звёзд с неба не хватает:

  • умный

  • глупый

    1. У него денег куры не клюют:

  • богатый

  • бедный

    1. У него семь пятниц на неделе:

  • надёжный

  • рассеянный

    1. У него зимой снега не выпросишь:

  • щедрый

  • жадный

    1. У него душа нараспашку:

  • наивный

  • скрытный

    1. Он водит всех за нос:

  • показывает людям дорогу

  • обманывает людей

Все справились с заданием? Сложно было его выполнять?

(СЛАЙД 10)


Работа с карточками -Ребята, где можно применять новые  знания?  (Будем использовать в устной речи, знать, что обозначают фразеологизмы, откуда они появились).

-Теперь предлагаю выполнить более сложное задание:

Дополнительное задание: выпишете фразеологизмы, объясните значение:

А теперь положите перед собой карточку с БУРАТИНО.

- Кто узнал, какие фразеологизмы здесь спрятались? Кому сложно было выполнить это задание? Почему?

- Какие ещё фразеологизмы, связанные с частями тела, вы знаете?




7. Подведение итогов исследования. Рефлексия.

Учитель. -Ребята, заканчивается урок. Что надо сделать? (Подвести итог).

-Какова была цель урока? (как найти словосочетание в переносном значении).

-Достигли ее? (Да).

-В чем вы испытали затруднения? (Мы не могли сразу найти фразеологизмы).

-Что помогло вам в работе? (Групповая работа, работа в парах, алгоритм).

-Оцените свою деятельность на уроке, используя фразеологизмы:

Работал засучив рукава-10 обучающихся

Работал в поте лица –10 обучающихся

Поломал голову- 4 обучающийся

Знаю как дважды два – 6 обучающихся

Учитель: -Ребята, где можно применять новые  знания?  (Будем использовать в устной речи, знать, что обозначают фразеологизмы, откуда они появились).

А как вы думаете, всё ли мы уже знаем о фразеологизмах? Какие задачи мы можем поставить перед собой на следующий урок? (Исследовать источники фразеологизмов и ответить на вопрос, почему их называют самородками).

Русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы – это прекрасное украшение нашей речи. И чем больше вы будете их знать и научитесь к месту употреблять, тем выразительнее и ярче станет ваша речь



Учитель. Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а продолжаем работу.

Сегодня на уроке не было ни одного ученика, который бы бил баклуши или тянул кота за хвост!

Молодцы, ребята!

Спасибо за работу!



8. Домашнее задание.

Сформулируйте, какие умения вы будете тренировать дома.

НА ВЫБОР

1) Сделать свою книжку фразеологизмов, с иллюстрациями.

2). Выписать 5 фразеологизмов из произведений художественной литературы, подобрать к выписанным фразеологизмам синонимы и антонимы.

15


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок в 6 классе по теме: "Фразеологизмы".

Автор: Ненахова Наталья Владимировна

Дата: 07.12.2014

Номер свидетельства: 140696

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока на тему "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "114818"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411668938"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Конспект урока по теме: "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-po-tiemie-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "113601"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410550556"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "План-конспект урока русского языка из раздела «ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ». 5 класс Тема. Фразеологизм. Источники фразеологии."
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspekt_uroka_russkogo_iazyka_iz_razdela_leksikologiia_frazeologiia_5_klas"
    ["file_id"] => string(6) "622230"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1672756624"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект открытого урока на тему "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-otkrytogho-uroka-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "222400"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436264958"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока русского языка на тему "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "114829"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411669718"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства