Этапы | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия |
1.Мотивация к учебной деятельности
| Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово. Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы на урок всем нам, Захотелось вновь прийти. слайд 1 | Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок. | Фронтальная | Коммуникативные: - умение слушать Личностные: - ценностно-нравственная ориентация (настройка на работу, установление доброжелательных отношений в коллективе, контакта с классом). |
2. Актуализация и пробное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа. | - Сегодня мы будем работать в группах. Помните- важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам. Ведь не только личный результат, но и результат работы всей группы приведет к успеху всего класса. | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: использование знаково-символических средств для решения задания Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности Регулятивные: учет правила в планировании и контроле способа решения. |
3.Выявление места и причины затруднения | Беседа | Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаток своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности. Сегодня утром на имя нашего класса пришла телеграмма. Только вот незадача, с ней что-то случилось в дороге, и некоторые буквы в словах куда-то подевались. Все же давайте попробуем ее прочитать и восстановить потерянные буквы. | Чтение телеграммы слайд 2 Не все буквы могут вставить правильно. | Индивидуальная, групповая работа | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Ознакомление с целью урока. | Формирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. - Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос: в каких случая в приставках пишется буква И, а в каких Е. | Воспринимают на слух информацию, формулируют цель урока в диалоге с учителем. Просмотр и прослушивание слайда3. Совместное определение цели урока. | Фронтальная | Познавательные: Извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказывания одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану |
5.Творческая практическая деятельность | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Подбор своих примеров. Работа со словарными словами. | Здравствуйте, друзья. Мы получили вашу телеграмму и ждали вас с нетерпением. Проходите, располагайтесь. Это вы хорошо придумали. Ну что ж, приступим? Для начала давайте познакомимся. Я начну, а вы ( обращение к приставкам) продолжите. Прекрасная погода, приятели мои, Два неразлучных друга приставки ПРЕ- и ПРИ-. Пришли гулять на площадь, где вместо до зари прекрасно отдыхали приставки ПРЕ- и ПРИ-. Такие вот ребята различные они, приятели, два друга: приставки ПРЕ- и ПРИ-. Ну вот, можно считать, что первое знакомство состоялось. Вы заметили, ребята, какие разные наши гости? И у каждого своя задача. Давайте посмотрим, что об этом говорится в правиле
Но есть, ребята, еще такие слова, которые нужно запомнить ,слайд 5 | Стук в дверь. Заходят два ученика. ( выступают в роли приставок При- и Пре-) Пре: Здравствуйте, ребята! При: Приветствуем вас всех! Пре: Мы узнали, что вы как раз сегодня собираетесь поговорить о приставках ПРе и –При. При: Поэтому поспешили к вам, чтобы помочь. Ведь кому понравится, если его не просто не знают, да еще и неправильно пишут. Пре: Мы решили познакомиться с вами лично. При: ПРЕ- парень преспокойный и презабавный ПРЕ, Пре: А ПРИ- приятель скромный, придворный паж, поэт. При: Коль на пути преграда, не унывает ПРЕ, преодолевает сразу. Где Пре – всегда успех. Пре: А ПРИ спешить не будет, и, глазки чуть прикрыв, Прицелится, присядет, приставит стул и прыг… При: Пре чуть преувеличить. Пре: ПРИ приуменьшить рад. При: ПРЕ прерывает песню. Пре: ПРИ припевает в лад. Читают правило, приводят свои примеры, делают выводы. слайд 4 | Групповая работа | Познавательные: - общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации; умение применять информацию для решения практических задач. структурирование знаний; умение адекватно, осознанно строить устное высказывание. Регулятивные: планирование своей деятельности; волевая саморегуляция–мобилизация сил к преодолению трудностей; коррекция; контроль. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества; разрешение конфликтов; управление поведением партнёра; умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью; умение аргументировать свои высказывания и приводить соответствующие доводы Личностные: ценностно-нравственная ориентация (настрой на работу, установление доброжелательных отношений). |
| Физпауза |
После физпаузы настраивает на следующий этап урока. | Физкультминутка «Приставочки». (Учитель называет слова с приставками пре- или при, учащиеся мимикой, жестами, движениями повторяют сказанные слова) А теперь всем нужно встать, присмотреться, приосаниться, руки медленно поднять, пригнуть пальчики, распрямить их, руки вниз приопустить и так стоять. А теперь присесть, привстать, принагнуться, снова приосаниться да призадуматься: «А ведь преинтересный урок у нас получается!» Можно снова присесть на стул и прислушаться к новому заданию. | Групповая | Регулятивные:саморегуляция; Коммуникативные: управление поведением партнёра Личностные: ценностно-нравственная ориентация (настрой на работу, установление доброжелательных отношений в классе). |
6. Первичное закрепление с комммментирова-нием | | А сейчас я приглашаю к компьютеру представителей команд , слайд 6
Эта эстафета напомнила о телеграмме. Вернемся к ней. | Ребята распределяют роли в представлении ответа и готовят ответы с доказательствами. (поочередно).Выделяется наиболее важное из прозвучавшего на уроке. Добавляют представители команд свои слова, исправляют ошибки ( если есть). Игра- эстафета, слайд 7 слайд 3 Переписывают телеграмму в свою тетрадь, вписывают недостающие буквы и объясняют свой выбор. Проводят самоанализ. | Групповая , самостоятельная
| Познавательные: - общеучебные: умение применять информацию для решения практических задач; умение адекватно, осознанно строить устное высказывание; выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи; умение строить доказательства; рефлексия способов и условий действия - логические: анализ объектов с целью выделения признаков и их классификация; умение представлять связи между составляющими предмета изучения (синтез) Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия с эталоном с целью обнаружения отклонения от эталона коррекция; оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция – мобилизация сил к преодолению препятствий. Коммуникативные: сотрудничество в поиске информации; умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью; умение аргументировать свои высказывания и приводить соответствующие доводы Личностные: самоопределение; развитие познавательного интереса, ситуации само- контроля, создание ситуации успеха; развитие творческого мышления. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. | На доске вы видите картинки мальчишек ПРИ- и ПРЕ-, а на столах значения этих приставок, необходимо прикрепить нужное значение к приставке. | Самостоятельно ребята работают с правилом: метод активно-репродуктивный. Ребята моделируют ситуацию, излагают свои суждения, делают выводы. Исправляют ошибки своих товарищей, доказывая свою точку зрения. | Самостоятельная | Познавательные: действие по аналогии Регулятивные: оценка правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив в действие после его завершения Личностные: Формирование адекватной самооценки |
7.Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке сведений | Спасибо вам, друзья. Нам это пригодится. Интересно было с вами общаться. Ребята, а вам понравилось? | При: Молодцы, вот теперь мы видим, что вы отлично усвоили тему. Ну а нам пора. Пре: Напоследок мы бы хотели подарить вам такую памятку , слайд 8 В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Работа с текстом. | Групповая | Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки. |
8. Рефлексия | Заключительная беседа по вопросам | Организует рефлексию. Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги. Выполнили мы поставленные цели? Молодцы! Что дал вам сегодняшний урок? Поделитесь своими впечатлениями. А для этого прошу вас продолжить фразу: «Сегодня на уроке…» | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Индивидуальная, групповая | Регулятивные: оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; оценка процесса и результата деятельности. Личностные: самооценка на основе успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
| Подведение итогов | Комментарий результатов деятельности. | Запись д/з. Каждый ученик выбирает себе задание самостоятельно , слайд 9 |
| Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи в зависимости от условий Регулятивные: прогнозирование; оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самооценка на основе успешности |