Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка в 5 классе по теме "Повторение и обобщение. Синтаксис и Пунктуация". ФГОС".»
Урок русского языка в 5 классе. ФГОС.
Тема: Повторение. Синтаксис и пунктуация.
Цель деятельности учителя: обобщить, систематизировать знания учащихся по теме.
Тип урока: обобщение знаний..
Планируемые результаты:
Предметные: знать опознавательные признаки простого предложения, понятия «главные и второстепенные члены предложения, двусоставные и односоставные предложения, однородные члены, вводные слова, обращения, прямая речь, слова автора, диалог»; уметь различать простое и сложное предложение, выделять средства связи в сложном предложении, пунктуационно оформлять на письме изученные конструкции предложений.
Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: экран, проектор, компьютер.
Организационная структура урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Слайд
Добрый день, дорогие ребята! Рада Вас видеть! Для того, чтобы настроиться на наше занятие, давайте подарим друг другу и нашим гостям улыбки. Каждый из Вас, улыбнувшись, передал частичку доброй своей энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Главное – доброе начало.
Актуализация и проблемное учебное действие.
- Какова же тема сегодняшнего урока? Ответить на этот вопрос поможет следующее задание: мы должны отгадать зашифрованное слово, ответив на вопросы и записав первые буквы в пустые клеточки.
Слайд:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1. Название главного члена предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи и выражается чаще всего глаголами, но может быть выражено и существительными, и прилагательными, подчёркивается двумя чертами. Сказуемое.
2. Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого. И
3. Название предложений по интонации, которое произносится спокойным тоном, без ярко выраженных эмоций. Невосклицательное
4. Название знака препинания, который ставится в предложениях, где и подлежащее, и сказуемое – существительные в Им. П. Тире.
5. Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого, перед ним всегда ставится запятая. А
6. Знак препинания, который всегда выделяет прямую речь. Кавычки
7. Название единицы синтаксиса, состоящей из 2-х и более слов, связанных по смыслу и грамматически. Словосочетание
8. Название падежа, на вопросы которого отвечает подлежащее. Именительный
9. Название части речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. Союз
- В итоге получилось слово Синтаксис.
Слайд
- Второе слово вы получите, если правильно соедините буквы, находящиеся на слайде.
У Я К Н А П Т И У Ц Пунктуация
Слайд
- Запишите тему в тетради.
- Каковы цели урока: повторить, обобщить наши знания и умения по данным разделам русского языка.
3. Выявление места и причины затруднения.
- Что такое синтаксис?
- Что такое пунктуация?
Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуться; Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
- Итак, Ребята, Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие, в страну «Синтаксис и пунктуация». В пути нас ждёт много интересных заданий.
- А путешествовать мы будем на сказочном паровозике.
Слайд.
- Кто водит поезда? (машинист)
Паша у нас сегодня будет в роли машиниста. Ну, что вперёд?
Первая станция «Словосочетание».
- Вот мы и подъехали к первой станции, и называется она «Словосочетание»
-Что такое словосочетание?
Слайд.
- На слайде даны фразы, девочки записывают только словосочетания, мальчики - то, что не является словосочетанием.
Падают листья, сильный ветер, чудесный день, жёлтые и красные, дождливая осень, у леса.
Проверка. Один из учащихся читает, остальные слушают и проверяют.
А теперь, сверим ответы.
Слайд
- Встаньте те девочки, у кого записаны такие словосочетания.
- Проверим, что записали мальчики.
Слайд
- Что можно составить из словосочетания? (предложения)
- Какие бывают предложения по количеству грамматических основ? (простые и сложные)
- Следующая станция, куда мы отправляемся, называется «Простое предложение»
Слайд.
Вторая станция «Простое предложение».
- Что такое простое предложение?
Работа в группах.
класс делится на 2 группы.
Задание 1.
У каждой группы на парте лежат конверты.
-Давайте откроем их и посмотрим, что находится внутри конверта.
- Из тех слов, которые оказались у вас на парте, нужно составить предложение и, если оно составлено верно, записать его в тетрадь. Даю одну минуту, время пошло.
Проверка. Одна группа читает своё предложение, две другие слушают и определяют, какое предложение по цели высказывания.
1 группа. Куда летят осенью перелётные птицы?
2 группа. С утра до вечера хлопочут в еловом лесу белки.
Слайд
правильно составленные предложения.
- Какие предложения вы составили, дайте хар-ку предложений.
Один уч-к из группы отвечает.
Станция «Сложное предложение».
Слайд
1) Каждой команде даются схемы с пропущенными знаками препинания.
- Расставьте знаки препинания, объясните, схемы каких предложений вы видите.
Проводник сказал что в лесу водятся медведи Прошла гроза и выглянуло солнышко
Слайд
3). Составьте предложение по картинке. Самое лучшее красивое мы запишем в тетради.
8.Включение в систему знаний и повторение.
- Какие разделы науки о языке мы сегодня повторили?
9. Рефлексия учебной деятельности.
- Какие трудности у вас появлялись на уроке? Как вы их преодолевали?
- Понравилось вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился – выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.
Выставление оценок.
10. Домашнее задание (на выбор)
1. Упражнение №….. (списать, расставить знаки препинания, выполнить синтаксический разбор.
2. Подобрать 3-4 предложения из стихотворений о зиме, записать их, выполнить синтаксический разбор одного из них. (Повышенный уровень)