II. Языковая разминка. | Словарный диктант «Наоборот». – Запишите к словам антонимы, обозначьте орфограммы: 1) диалог (монолог); 2) исчезать (появляться); 3) оптимизм (пессимизм); 4) прекрасный (безобразный); 5) рассвет (закат); 6) расставаться (встретиться). – Обменяйтесь тетрадями и сравните с вариантом на доске. Орфографический мониторинг. «Кто больше знает слов?» Послушайте стихотворение «Всюду снег» (текст на слайде): Двор весь заснеженный ярко блестит, Снежная крепость в нём смехом звенит. Лепит снежки детвора день-деньской. Хвалятся крыши каймой снеговой. С новой метёлкой стоит снеговик. Снега излишки увёз грузовик. К ёлке готовим снежинки, фигурки, Ставим спектакль мы весёлый Снегурке. Мы не скучаем пока по весне, Но вот подснежники видим во сне. - Какие однокоренные слова вы услышали в стихотворении? - Обоснуйте своё мнение. Запишите эти слова. Выделите корень и окончание слова. - Могут ли образовываться новые слова с помощью окончания? Докажите. - Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова? Докажите. - Как найти в слове окончание? Докажите. | Познавательные УУД Владеть разными видами аудирования (ознакомительным, выборочным); устанавливают причинно следственные связи; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза. сравнения. классификации. Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности |
III. Введение в тему урока. | На доске изображена схема: – Что вы можете рассказать о слове по этой схеме? Попробуйте подобрать к ней примеры. – Что у вас получилось? Достаточно ли в схеме информации, чтобы примеры имели какое-то сходство? – Сделайте необходимые добавления, чтобы можно было рассказать о слове более точно. Ученики дополняют схему изображением частей слова: приставки, корня, суффикса, окончания. – Назовите ключевое слово урока. (Основа слова.) | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему урока. Познавательные УУД Извлекать информацию, представленную в виде схемы, преобразовывать и передавать её в других формах (текст, слова). |
IV. Актуализация изученного. | Фронтальная беседа. - Что такое основа слова? - Запишите слова и выделите в них основу: тучами, пишем, начальный. - Что необходимо помнить, чтобы правильно выделить основу слова? | Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Познавательные УУД Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим). Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы. |
V. Открытие нового знания. | Чтение диалога и знакомство с теоретическим материалом учебника : параграф 73. с.10. - Как вы думаете. нужно ли определять часть речи перед тем как выделять основу? Почему? ( да, нужно, потому что изменяемые части речи имеют окончание, в том числе нулевое. а неизменяемые состоят только из основы) - Что нового вы узнали об основе слова? (Неизменяемые слова состоят только из основы. В основе заключено его лексическое значение.) - Приведите примеры слов, состоящих только из основы. (Наречия: сверху, вдалеке, скоро и т.д) - Можно ли сказать, что эти слова имеют окончание? (Нет. Эти наречия оканчиваются на гласные у, е, о, являющиеся суффиксами) Коллективное выполнение упр.386 стр.11. | Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
VI. Первичное закрепление нового знания, развитие умений. | Работа в группах. А) выполнение упражнений учебника 1 группа - упр. 387 2 группа – упр. 388 (по 1 человеку от группы работают у доски) Б) Прочитайте стихотворение. Как А.С. Пушкин рисует картины зимнего утра? Зимнее утро. Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. - Задания у нас будут разной сложности. и вы можете выбрать. в какую группу вы сегодня готовы пойти. 1 группа: списать текст. 2 группа: списать, обозначить окончание и основу в выделенных словах. 3 группа: списать. поставить ударение, обозначить орфограммы. В) Прочитайте, догадайтесь, какие окончания пропущены. Зимн… холод… пахнул… На пол… и на лес... Ярк… пурпур.. зажглися Пред закат… небес... Ночь… бур… бушевал…, А с рассвет… на сел.., На пол…, на сад пустынн… Перв… снег… понесло... И сегодня над широк… Бел… скатерть… пол… Мы простились с запоздал… Верениц… гус…. - Спишите по вариантам ( 1-й вариант -1 строфа, 2-й вариант – 2 строфа. 3-й вариант – 3-я строфа) Выделите окончания и основу. - В каком слове окончание нулевое? | Личностные результаты 1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности. 2. Интерес к языку, развитое чувство слова, языковая интуиция. Познавательные УУД 1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим). 2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы. Коммуникативные УУД 1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
VII. Итог урока. | - Что нового узнали на уроке? - Какие трудности у вас появились в процессе работы? - Для чего служит окончание? - Как выделить основу слова? - Почему важно уметь выделять основу слова? (Потому, что в основе содержится лексическое значение слова) | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |