Орга низационный моме нт (2мин) | Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | Создание ситуации для психологического настроя на уроке. ( 2 мин.) Барбарики «Дружба –это не работа…» AudioPoisk.com›track/barbariki/mp3/drujba-eto-ne
Эй, девчонки и мальчишки, Доставайте ваши книжки! И тетрадь, и дневники Положите на столы. Не забудьте про удачу, Чтоб быстрей решить задачу: Предстоит нам рассуждать, Сделать вывод, доказать. И тогда, подготовившись сполна, Пробуй ты своё перо… Я, надеюсь, цель ясна?! Отправляемся гулять, Свои знанья показать. | Оценивают свою готовность и настрой на работу. | Самооценка готовности к уроку. Положительное отноше ние к уроку | Учебно- познавательный интерес к данному уроку. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний (3мин) | Повторение изученного материала, подготовка к практической работе, подведение учащихся к формулированию темы и постановке задач урока | – Урок русского языка сегодня проведем в форме деловой игры. Сегодня на уроке вы покажете свои знания по теме «…? » Слайд № 2 . Редколлегиям отдела писем, отдела информации, отдела новостей предстоит подготовить к выпуску очередной номер газеты “Удивительная часть речи ”. Слайд № 3 - Я думаю, сегодняшний урок принесет всем нам радость общения друг с другом. Успехов и удач вам! Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок? (Веселым, занимательным, познавательным, интересным, увлекательным) - Кто догадается, с какой частью речи нам предстоит сегодня работать? Работа с эпиграфом. Слайд № 4 Художника нашего знает весь свет. Раскрасит художник всякий предмет, Ответит всегда на вопросы такие: Какой? Какое? Какая? Какие? - Верно, это прилагательное. Запишите тему урока: «Имя прилагательное как часть речи».
| Отвечают на вопросы учителя. Работают с эпиграфом урока, анализируют. Формулируют тему урока | Проявле ние познава тельной активнос ти. Самостоятельная Формули ровка темы | Повторе ние понятия эпиграф, определение части речи по указан ным в эпиграфе призна кам | Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Развитие умения анализировать. |
Поста новка проблемы (1мин) Выпол нение практи ческой части (31 мин.) | Подведение детей к самостоятель ной постановке познавательной цели. Формирование деятельност ных способностей к систематизации изученного предметного содержания. | .К какому разделу лингвистики относится прилагательное? -Что изучает этот раздел? -К какой группе частей речи относится прилагательное? -Прилагательное – это? -Итак, какая цель стоит сегодня перед нами? (повторить и обобщить знания, полученные при изучении имени прилагательного в начальной школе)
Работа над созданием газеты
Рубрика 1 «Волшебная сила прилагательных» Работа в парах Слайд № 5 Раздаются карточки Задание: подобрать к предложенным именам существительным красочные прилагательные, выражающие настроение, отношение к ним. СОЛНЦЕ ......................(какое?) (яркое, весёлое) НЕБО ............................(какое?) (прозрачное, бездонное) ДЕРЕВЬЯ .........................(какие?) (светлые, бурые) ЗЕМЛЯ ...................... (какая?) (теплая, влажная) ПОГОДА .....................(какая?) (замечательная, прекрасная) ВОЗДУХ .....................(какой?) (чистый, свежий, прозрачный) НАСТРОЕНИЕ…… .. (какое?) (приподнятое, радостное, восторженное) | Отмечают, что прилагатель ные относятся к разделу морфологии, который изучает части речи, их морфологические признаки. Формулируют цель урока. Подбирают красочные прилагательные, делятся своими мыслями о настроении. | Самостоя тельная формули ровка цели урока. Формирование навыков работы в парах. | Усвоение лингвистических терминов | Развитие умения постановки познавательной цели с помощью учителя. Планирование совмест но с учителем своих действий в соответствии с постав ленной задачей и условия ми ее реализа ции |
| .
Формирова ние умения согласования имен прилагатель ных с име нами существитель ными, .
Формирова ние умения отличать имена прилагатель ные от других частей речи, делать морфемный разбор, производить разбор предложения по членам., видеть синтаксическую роль прилагатель ных.
Определять принадлежно сть омонимич ных слов к определенной части речи в зависимости от контекста, знать значение термина «субстантивация».
Совершенствовать навыки синтаксического разбора простого предложения. | 1вариант (базовый уровень): Запишите словосочетания по схеме «прилаг.+сущ.», согласуя прилагательные с существительными, графически выделите окончания прилагательных. .
2 вариант (базовый уровень): Запишите словосочетания, по схеме «прилаг. + сущ», составьте морфологический «портрет» данных прилагательных. - Что значит составить морфологический «портрет»? (указать род, число, падеж прилагательных)
- Молодцы, ребята, вы потрудились на славу, составляя словосочетания,, морфологический «портрет» прилагательного, - Что помогло вам справиться с заданием?
Коллективная работа
Рубрика 2 « Составление алгоритма» Составьте алгоритм правила о правописании падежных окончаний имен прилагательных. Самопроверка по слайду № 6
Рубрика 3 « Редактирование письма». Слайд № 7 – Работников отдела прошу пододвинуть карточку В редакцию пришло письмо, в котором читатели с удовольствием рассказывают о весне. Но некоторые прилагательные написаны неразборчиво. Отредактируйте письмо. Какой …денёк! Погода …. .Воздух … и… . В лесу тепло. Среди … кустов появляется такая …зелёная травка. Начинают шептаться между собой деревья. Березка …с подружкой перекликается. Дубок … зовет такого же дубка. Зачитывается 2-3 текста – Слова, какой части речи вставили? (имена прилагательные) – Что такое имя прилагательное? (Это самостоятельная часть речи, отвечает на вопросы какой, какая, какое, какие, и обозначает признак предмета) – Для чего нужно в речи имена прилагательные? (чтобы точно описать предмет, назвать его признаки, чтобы наша речь была красивой, богатой)
Работа в группах Рубрика 4 «Вместе мы – сила!» Слайд № 8 Задание для 1 группы (базовый уровень): .Выпишите строчку, в которой указаны только прилагательные, разберите их по составу. 1Утро, ранняя, розовеют., розоватый 2.Рано, восходит, заунывный., рань 3.Веселые, теплый, удивительный, радостный.. 4.Расцветает, удивляет, радует. 5.Вверх, вперед, весенний. - По какому принципу классифицировали слова?
Задание для 2 группы (базовый уровень повышенной сложности) - Найти верные высказывания. Докажите верность выбранного ответа, приведите примеры, запишите. 1.Прилагательные изменяются по числам; 2.Прилагательные изменяются по родам во множественном числе; 3.Прилагательные изменяются по родам 4. Прилагательные изменяются по падежам только в единственном числе 5.Прилагательные изменяются по падежам; 6.Прилагательные отвечают на вопросы: кто? что? 7.Прилагательные отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?
Индивидуальное задание (высокий уровень): Определите, к какой части речи относятся выделенные слова левого и правого столбика. Укажите, в каком столбике приведены словосочетания, в каком – предложения. Умный человек – Умный человек слово на ветер не пустит Раненый солдат – У раненого температура поднялась Гардеробная комната – Гардеробная находится рядом Родные люди – Собрались все родные Ответьте на вопрос: - Как называется процесс перехода прилагательных в существительные? .
Задание для 3 группы (базовый уровень): Помогите определить роль прилагательного в предложении. Весенние ручейки унесли зиму в далекое синее море.
- Сделайте вывод о синтаксической роли прилагательного. -Разберите по членам предложение. Вспомните, какие члены предложения вы изучали. | Выполняют задания, составляют словосочета ния, морфо логический портрет прилагатель ных. Осущест вляют взаимо проверку. Делают вывод о правописаниигласных в падежных окончаниях имен прила гательных, сопоставляют свои знания с предложенной таблицей. Составляют алгоритм. Редактируют текст, подбирая по смыслу имена при лагательные, вспоминают, какие прила гательные встречались в предыдущих работах, . Выполняют упражнение, ,выбирают принцип классификаци слов. . Отвечают на вопросы учителя. , Выбирают верное высказывание, аргументируя выбор. Работают со справочной литературой Самостоятельно производят синтаксический разбор предложения. | Проявле ние само стоятельности в раз ных видах деятельности. Овладениемонологической и диалогической речью Стремле ние к речевому самосовершенствованию Формирование навыков речевых действий для высказы вания своих мыслей. Формирование познавательного интереса,устойчивой мотивации к обучению . Формирование навыков сотрудничества. | Определение рода, числа, падежа имен прилагательных, графичес кое выде ление око нчаний прилага тельных. Закрепление навыка согласования имени прилагательного с именем существительным . Закрепле ние навыка определе ния частей речи . Закрепление навыка синтаксического разбора простого предложения. | Аргументация своего мнения. Выполнение дейст вия по задан ному алгорит му. Контроль деятельности по ходу выполнения задания. . Овладе ние при ёмами отбора и систематизации материала на определенную те му Умение создавать письмен ный текст с учетом замысла. Умение использовать приобретенные знания, навыки в жизни. Способ ность опреде лять последо ватель ность действий Высказывать свою точку зрения, аргументировать Овладе ние приё мами отбора материа ла на опредлен ную тему |
Прак тичес кая работа (про должение) Линг Висти ческое иссле дова ние | Показать лексические возможности имени прилагатель ного. Формирование умения работать со словарем Продолжение формирования умений самостоятельной работы с учебником. | Рубрика 5 «Прилагательные – эпитеты» Слайд № 9 Черемуха Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила. Кругом роса медвяная Сползает по коре, Под нею зелень пряная Сияет в серебре. А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей. Черемуха душистая, Развесившись, стоит, А зелень золотистая На солнышке горит. Ручей волной гремучею Все ветки обдает И вкрадчиво под кручею Ей песенки поет. С.А.Есенин - Благодаря каким словам мы наглядно увидели картину и прониклись веселым настроением? Благодаря красивым словам - прилагательным) - Попробуйте прочитать стихотворение без прилагательных -Для чего нужны прилагательные в художественной речи? ( Имена прилагательные придают речи точность, , выразительность, образность, яркость, настроение. . Без прилагательных наша речь была бы похожа на картину, написанную серыми красками.) -Что такое эпитет? Эпитет – это художественное определение предмета или явления. В художественных произведениях эпитет помогает живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему. Слайд № 10 Рубрика 5 «Словарь – это целый мир…» Слайд №11 Работа со словарем Выясните значения слов медвяная, пряная, проталинка.
Рубрика 6 «Ученье – путь к уменью» Слайд № 11 Работа в парах (по учебнику) №38, стр.26 | Группируют слова по общему признаку. Выясняют роль прилагатель ных-эпитетов в художест венном тексте. Дают определение эпитету, определяют роль эпитетов в речи. Работают со словарем, усваивают правильное написание слов и их употребление в речи. Самостоятельна работа с учебником | Осозна ние эсте- тической ценности русского языка, гордость за него, стремле ние к речевому самосовер шенство ванию. Пополнение словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения. | Закрепле ние зна ний об эпитетах, их роли в худо жествен ной речи, уточне ние роли прилага тельных в речи.
Овладе ние нормами русского литератур ного языка
| Высказывание своего мнения. Аргументация своего мнения. . . Сотрудичество в совместном решении задач Овладе ние стилис тическими ресурсами лексики |
Рефлексия (4мин) | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Рефлексия Звучит песня «Мы говорим на русском языке…» AudioPoisk.com›track…mp3…govorim-na-russkom-azike
Слово учителя -Все, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка. Без его посредства немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, искусство — жизнь. Из всех орудий язык — самое удивительное и сложное. Константин Георгиевича Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия”. - Уважаемые знатоки русского, мы заканчиваем нашу работу по выпуску очередного номера газеты «Удивительная часть речи». Осталось подвести итоги. - Как вы думаете, справились мы с поставленной на уроке задачей? - Скажите, что вы вспомнили в ходе нашей работы? -Комфортно ли вы себя чувствовали?
- Каждый оцените, пожалуйста, свою работу на уроке, кто как усвоил тему «Имя прилагательное как часть». На доске на цветных листах 2 пословицы. На зеленом: «Дело мастера боится» (вы уверены в своих знаниях) На жёлтом: «Добрый разум не наживают разом» (Есть пробелы небольшие, надо ещё поработать) Какую полоску цветную (они у вас на партах) вы выберете?
Просмотр слайда № 13 Газета «Удивительная часть речи» | Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности. | Адекват ное понимание причин успеха/не успеха в учебной деятельности Понимание личной ответственности за результаты деятельности | Осозна ние важности изучения прилага тельного как части речи. | Рефлек сия способов и условий действия. Оцени вать свою деятельность на уроке. Выра жать свои мысли с достаточной полнотой и точ ностью. Формулировать и аргументировать своё мнение, учиты вать мнения одноклассников при выра ботке коллек тивного решения. |