kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Склонение имен существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока обобщить знания учащихся по теме «Склонение имен существительных», отрабатывать умения в распознавании и определении падежей, закрепить навык определения падежных окончаний существительных первого, второго, третьего склонений в Р.п., Д.п., П.п. Продолжить работу по развитию речи учащихся, обогатить словарный запас. Использовать оборудование: -на доске карта путешествия по остановкам (море Словарных слов, остров Чистописания, остров Повторения, залив Существительных), картинка Парусник, таблица склонения имен существительных по падежам У учителя: письмо-задание, карточки (меню).

Просмотр содержимого документа
«Урок "Склонение имен существительных" »

Тема Обобщающий урок «Склонение имен существительных»

Цель:

-обобщить знания учащихся по теме «Склонение имен существительных», отрабатывать умения в распознавании и определении падежей, закрепить навык определения падежных окончаний существительных первого, второго, третьего склонения в Р.п., Д.п., П.п.

-развивать речь учащихся, обогатить словарный запас.

Оборудование:

-на доске карта путешествия по остановкам (море Словарных слов, остров Чистописания, остров Повторения, залив Существительных), картинка Парусник, таблица склонения имен существительных по падежам

У учителя: письмо-задание, карточки (меню).

Ход урока

1.Организационный момент.

Учитель: сегодня у нас урок - путешествие по сказочной карте «Знаний», на ней указан наш маршрут, а мы юнги морского флота.

Кто за приключения?

Все без исключения!

Давай поднимем парус

И - прямо в океан!

Ведь и для нас осталось

Еще немало стран,

Пока что не открытых

Или давно забытых!

Дорог в морях немало-

Смелее у штурвала!

У. Юнги, подняться на палубу!


2 Чистописание.


У. Внимание! Внимание! Отправляемся в путь на остров Чистописания. Посмотрите внимательно на море небольшое волнение, как и в строчках на доске:

мМм Мм Мама омо уму

море, моряк, приморье, морской

У. Как называются такие слова? Почему?(родственные)

У. Вам мои пожелания:

Б…льшому к…раблю - б…льшое плавание. Счас…ливого пути, р…бята!

У. Плеснула легкая волна, и брызгами прикрыло буквы. Помогите! Объясните орфограммы.

3. Словарная работа

У. Путешествие началось, и мы попали с вами в море Словарных слов (на доске около картины корабля появляются словарные слова).

Про пут…шес…твие

На к…рабле

С …кипаж…м

К г…ризонту

У. Запишите словарные слова, отметьте предлоги, поставьте ударение, подчеркните орфограммы. Определите падеж.

Дети:

[Про] путЕше'сТтвие – В.п.

[На] кОрабле' – П.п.

[С] Экипа'жЕм – Т.п.

[К] гОризо'нту – Д.п.

У. Молодцы, ребята! Мы продолжаем путешествие, корабль качается по волнам, дует горько-соленый бриз. Какое новое слово встретилось вам? (БРИЗ) как вы можете объяснить лексическое значение этого слова?

Бриз – это легкий ветерок, дует ночью с суши, а днем с моря.

4. Повторение. Склонение

У. Мы взяли бинокли, рассматриваем красоту моря. Что это там впереди? Остров Повторения, но что это? Полундра! Появляется Кит, приносит письмо от Доктора Айболита, который просит помочь ему переплыть море, выполнив задания, в нем записаны имена существительные, но соленая морская вода их размыла. Значит, что такое полундра?

Д. Полундра – это предупреждение об опасности.

В руках учителя письмо Доктора Айболита, а в нем слова






Молодежь, конь, день, огонь, горечь, дядя, страна, семья, зеркала, грусть, ветка, ветвь, старик, душ, дедушка, дно, вязание, тишь.


SOS! Помогите мне! Запишите слова в три столбика и объясните выбор!

Дети группируют слова в три столбика по склонениям

1 скл.

2 скл.

3 скл.

дядя

конь

мОлОдеЖЬ

стрАна

день

горечЬ

сЕмЬя

Огонь

грусть

ветка

зЕркАла

ветвь

дедушка

стАрик

тишЬ


дуШ



дно



вЯзание


В это время на Смарт доске дети «перетаскивают» слова по группам, формулируя правило, с помощью которого они распределили существительные по склонениям.

У. Назовите орфограммы, которые вам встретились.

-На какие правила встретились вам слова?

5. Работа по теме урока. Закрепление.

Помогли Айболиту, предотвратили опасность на его пути, отправляемся дальше к заливу Существительных.

-Что такое имя существительное?

- На какой вопрос отвечает?

- Что обозначает?

- Какие морфологические признаки имеет?

-Назови постоянные признаки?

- Назови непостоянные признаки, т.е. как изменяются имена существительные?

У. Да, имена существительные изменяются по числам и падежам. Сейчас мы будем говорить о безударных окончаниях имен существительных 1, 2, 3 склонений в Р.п., Д.п., П.п.

(На СМАРТ доске появляются слова, которые мы должны распределить в таблицу, вставить окончание и объяснить выбор)

По стран…, о погод…, в мор…, о парус…, в туман…,(нет) сол…, (дать) сол…, (думаю) о сол…, на вершин…, (нет) соломинк…(нет) тиш…, (дать) тиш…, (думаю) о тиш…,


1 склонение

2 склонение

3 склонение

Р.п.

Нет соломинкИ


(нет) солИ

(нет) тишИ

Д.п.

по странЕ



(дать) солИ

(дать) тишИ

П.п.

о погодЕ

на вершинЕ

в морЕ

о парусЕ

в туманЕ

(думаю) о солИ

(думаю) о тишИ


У. На что вы опирались в определении падежей и окончаний имен существительных?

Д. 1. На вопрос.

2. На слово-помощник.

3. На «говорящий» предлог.

4. На ударное окончание проверочных слов ( подставляя слова: 1 скл. – земля, 2 скл. – слон, 3 скл. – рожь).

ВЫВОД:


1 склонение

2 склонение

3 склонение

Р.п.


Д.п.


П.п.

У. Составьте предложение с одним из слов, найдите все существительные и определите, каким членом предложения они являются?

Д. Мы плывем в синем море.

Плывем (где?) в море – обстоятельство, подчеркиваем-.-.-.

Или плывем (в чем?) в море – дополнение, подчеркиваем -----

У. От чего зависит?

Д. От того, какой вопрос мы поставим от главного слова к зависимому слову.

6.Физминутка

Штормы и ветры нам не страшны.

Ждут берега нас далекой страны.

Пусть бури и ветры, с тобой – верный друг.

И в помощь протянут тебе сотни рук.

(Дети выполняют упражнения, проговаривая каждую фразу)

7. Работа в группах

У. Наступило время обеда, и мы отправляемся на камбуз, где для нас приготовлен вкусный обед, каждый из вас садится за свой столик. На столах лежит меню на сегодняшний день. В каждом листочке задания для команд. Работа в группах идет сообща, ответ-заказ делает один член экипажа. А что такое камбуз?

Д. Камбуз – это столовая.

1 экипаж

В каждой группе найдите и выпишите «лишнее» слово:

  1. луна, поляна, деревня, дядя

  2. деревья, перья, семья, стулья

  3. диван, стул, дверь, шкаф, стол

  4. чай, кофе, сок, суп, кисель

  5. ветер, снег, дождь, пожар, туман А


Д. лишние слова здесь: дядя – м.р., семья – ед.ч., дверь – ж.р., кофе – нескл., дождь- мягк.согл.на конце слова

2 экипаж

Отметить все существительные в родительном падеже в единственном числе:

  1. за дорогой

  2. до дороги

  3. у дороги

  4. на дороге

  5. без дорог Р

Д. существительные в родительном падеже в единственном числе: (до чего?) до дороги

3 экипаж

Отметь все предложения, в которых существительное самолет стоит в именительном падеже.

  1. Самолет стремительно поднялся в воздух.

  2. В небе мы увидели самолет.

  3. Парашютисты покидали самолет.

  4. Высоко над нами пролетел самолет.

  5. Пассажиры заходили в самолет. П

Д. предложения, в которых существительное самолет стоит в именительном падеже:

1. Самолет стремительно поднялся в воздух.

  1. Высоко над нами пролетел самолет.

4 экипаж

Отметь все предлоги, которые употребляются с предложным падежом:

  1. над

  2. о

  3. без

  4. для

  5. при У

Д. предлоги, которые употребляются с предложным падежом: о, при

5 экипаж

Отметь все существительные 1 склонения, женского рода, в творительном падеже, в единственном числе:

  1. под водой

  2. над ошибками

  3. с дедушкой

  4. над головой

  5. за помощью С

Д. Существительные 1 склонения, женского рода, в творительном падеже, в единственном числе: под водой, над головой

Экипажи, выполнив задания, несут листы-меню, на которых есть буквы.

У. Составьте слово из букв

Д.

П

А

Р

У

С

У. Посмотрите на наш Парусник, он движется по морям, по волнам только вперед, а где-то вдали: белеет парус одинокий.

8. Синтаксический разбор предложения

Ученик читает отрывок из стихотворения:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что кинул он в краю далеком?

Что ищет он в краю родном?

У. Кто автор этих замечательных строк?

Д. Михаил Юрьевич Лермонтов.

У. Запишите первое предложение в тетрадь, разберите по членам предложения

Д. (полный разбор предложения)

9. Итог. Творческая работа (мини-сочинение)

У. Путешествие заканчивается. Нам надо помочь дежурному записать в судовой журнал свои впечатления о сегодняшнем дне.

Коллективное составление текста

Д. Сегодня чудесный день. Перед нами ясное голубое небо и спокойное тихое море. Впереди таинственные острова. На берегу теплый чистый песок. Мы плывем к новому удивительному острову. Там встретимся с новым, неизведанным.

У. Найдите существительные и определите их падежи, что вам поможет в их определении.

10. Рефлексия

На столах у ребят лежат флажки красного, зеленого, и синего цвета.

Подойдите к нашему паруснику и прикрепите флажок с цветом, какой соответствует вашему сегодняшнему настроению в конце путешествия.

  1. красный – мне все удалось на уроке, у меня радостное, хорошее настроение. Путешествие удачное.

  2. зеленый – основную часть заданий я выполнил хорошо, спокойное состояние души, умиротворенность, у меня почти все получилось.

  3. синий – оказалось, что я не все усвоил по теме «Склонение имен существительных», не удовлетворен знаниями по теме.

11. Вывод

У. Ребята, посмотрите, какой красивый Парусник возвращается из путешествия. Мы побывали с вами в море Существительных, повторили о склонении этой части речи, но еще много нового нас ждет впереди, потому что каждый день мы открываем для себя все новые острова различных форм имени существительного. Счастливого вам пути и попутного ветра!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок "Склонение имен существительных"

Автор: Ноздрачева Наталья Викторовна

Дата: 19.02.2015

Номер свидетельства: 176144

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Понятие склонения имени существительного "
    ["seo_title"] => string(51) "poniatiie-sklonieniia-imieni-sushchiestvitiel-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "146061"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419070264"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока !Склонение имен существительных" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-sklonieniie-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "118255"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413091811"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Урок по русскому языку. Склонение имен существительных"
    ["seo_title"] => string(63) "urok_po_russkomu_iazyku_sklonieniie_imien_sushchiestvitiel_nykh"
    ["file_id"] => string(6) "383764"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485359212"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Склонение имен существительных мужского рода во множественном числе "
    ["seo_title"] => string(83) "sklonieniie-imien-sushchiestvitiel-nykh-muzhskogho-roda-vo-mnozhiestviennom-chislie"
    ["file_id"] => string(6) "133965"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416636513"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Презентация к уроку русского языка "Склонение имен существительных мужского рода во множественном числе" "
    ["seo_title"] => string(124) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-sklonieniie-imien-sushchiestvitiel-nykh-muzhskogho-roda-vo-mnozhiestviennom-chislie"
    ["file_id"] => string(6) "133968"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416636877"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства