1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | -Добрый день, ребята! Меня зовут Нафиса Рафгатовна. Я рада вас видеть. Вы, наверное, удивлены, что я к вам пришла с шарами. У меня просто хорошее настроение и мне хочется это настроение передать вам. и поэтому я включила музыку. Этот музыкальный шедевр называется «Встреча». Наша встреча состоялась? Начинаем работать? Замечательно. Какой у нас сейчас урок? | Урок русского языка. | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам |
2. Актуализация и пробное учебное действие | Шары я принесла не только для хорошего настроения. Они помогут вам определить тему сегодняшнего урока. -Что вы можете сказать о слове ШАРЫ? К какой части речи относится слово ШАРЫ? -Что вы можете определить? -Сколько шаров у меня в руках? -На шарах есть какие-то записи. Что бы это значило? -Как называется изменение имён существительных по падежам? Правильно. -Попробуем сформулировать тему нашего урока. ПОКАЗ ТЕМЫ НА ЭКРАНЕ -Как вы думаете, какие знания нам сегодня пригодятся? А что мы узнаем нового, чему научимся? Какая цель нашего урока? Выслушиваются варианты ответов детей. - Я раздам вам шары, какое задание вы можете предложить? - Работаем группами, распределитесь, кто будет держать шар, а кто будет писать. -Готовы? Выйдите, пожалуйста, с шарами к доске и встаньте по порядку. Какой падеж первый? -Проверьте, пожалуйста, правильно ли выстроились ваши одноклассники? -Проверим, правильно ли они написали вопросы. Просклоняем существительное шары. Учитель вешает шар на магнитик Как мы сможем проверить, правильно ли мы просклоняли существительное шары? Почему нам представлены два варианта склонения? -Что можете сказать об этих словах? Каким образом они связаны? Чем отличаются? Обратите внимание на окончания существительного конь в родительном и винительном падежах и на окончания существительного стол в именительном и винительном падежах. Что заметили? Пусть учебник лежит перед вами открытым, в случае затруднения, вы можете посмотреть на эту таблицу, как на эталон. | Слово ШАРЫ – относится к именам существительным мужского рода во множественном числе. -У вас шесть шаров. -В русском языке 6 падежей. -Изменение имён существительных по падежам называется склонением. -Склонение имен существительных мужского рода во множественном числе. -Знание падежей и падежных вопросов и т.д. Мы можем написать вопросы. Ученики пишут на шарах падежные вопросы. Дети выстраиваются у доски. Называют падеж и падежные вопросы. Ученик склоняет слово, пишет окончание на доске под соответствующим шариком. - Мы можем найти тему урока в учебниках (стр. 70). Проверяют правильность выполнения. Можно сравнить окончания существительных шары и столы. Упражнение 410. -Кони - существительное, которое обозначает одушевленный предмет, а стол - неодушевленный. - Слово столы с основой на твердый согласный , а слово кони с основой на мягкий согласный . Мы заметили сходство форм винительного и именительного падежей у неодушевленных существительных, винительного и родительного падежей у одушевленных существительных. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | -Предлагаю создать эталон. Окончания слов какого столбика вы выпишите? - С каким падежом сходен винительный падеж? | Слова первого столбика во множественном числе. Дети, пользуясь записями на доске и в учебнике создают эталон. И.п. -ы Р.п. -ов Д.п. -ам В.п. -ы Т.п. -ами П.п. - ах -Винительный падеж схож с именительным падежом. | Регулятивные: планирование, прогнозирование, Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
4.Физкультминутка | Разотрём ладошки. Что б горячие-горячие были. А теперь ушки вверх, вниз. Растираем, растираем, растираем. Вперёд, назад. Трите, трите, не бойтесь. Что б они красные были, вот, мальчишки, молодцы. А теперь, как на именинах, подёргаем за мочки ушей. Хорошо. А теперь сделайте кулачок. И вот здесь поработайте. А теперь пальчиком надавите на нос, улыбнулись, все улыбнулись. Хорошее настроение? Итак, мы с вами возьмём хорошее настроение и продолжим урок. | |
5. Включение в систему знаний и повторение | -Предлагаю вам выполнить следующее задание: У меня перепутались строчки из стихотворения. Его можно собрать, если определить падежи существительных друзья. Значения всех слов вам понятны или встречается новое слово? Словарная работа. Найти в толковом словаре значение слова полынья. В группе выберите ученика, который прикрепит на доске стишок под соответствующий падеж. Проверим, правильно ли мы выполнили задание. Проверка по слайдам презентации. Какой вывод сделаем, ребята? | Работа в группах. Ищут слово полынья в толковом словаре. Шли весной по льду друзья, Им попалась полынья. Плюх!..Торчат из полыней Только шапочки друзей. Мы скорее к полыньям, Мы хотим помочь друзьям. Испугались полыней, Но спасли-таки друзей! Не довольны мы друзьями, Разве шутят полыньями? Вспоминайте о друзьях, Чтоб не плавать в полыньях! Весной нельзя ходить около водоёмов, тем более по льду, это очень опасно! | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для взаимодействия на уроке, формулировать своё мнение. |
6. Реализация построенного проекта | -Мы создали эталон. Попробуем, используя его, просклонять слово: друзья -Что замечаете? -Какова причина? Давайте вспомним, по какому признаку мы поделили слова на группы. -Дополним наш эталон. -С каким падежом сходен винительный падеж? | Ребята работают в группе. -Заметили, что окончания не совпадают с эталоном. -Причина заключается в том, что слово ветры обозначают неодушевленные предметы, а друзья- одушевленный предмет. Слово ветры с основой на твердый согласный , а слово друзья с основой на мягкий согласный . И.п. -ы ; -я Р.п. -ов; -ей Д.п. -ам; -ям В.п. -ы; -ей Т.п. -ами; -ями П.п. - ах; -ях -Винительный падеж схож с родительным падежом. | Регулятивные: планирование, прогнозирование, Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
7.Первичное закрепление с комментированием | Просклоняй слово ветер в единственном и множественном числе. ( Ученики по цепочке работают у интерактивной доски) | И.п. ветер ветры Р.п. ветра ветров Д.п. ветру ветрам В.п. ветер ветры Т.п. ветром ветрами П.п. о ветре ветрах | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Логические – формулирование проблемы. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке | -Ребята, оцените свою работу на уроке. 1. Я все понял, но у меня еще есть вопросы. 2. Я все понял, могу работать по эталону. 3. Я ничего не понял, у меня много вопросов. Важно ли в жизни ставить цель? Зачем она нужна? Когда можно добиться цели? Не бойтесь ставить высокие цели, когда человек тянется ввысь, он растёт! | | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия; Личностные: смыслообразование. |