Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.
Задачи:
1. Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова, развивать умение анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы, обогащать словарный запас учеников.
2. Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать, уважать чужое мнение, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок с использованием ИКТ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок с презентацией»
Тема «Что такое корень слова?»
Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать
однокоренные слова.
Задачи:
Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова, развивать умение анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы, обогащать словарный запас учеников.
Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать, уважать чужое мнение, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок с использованием ИКТ.
Оборудование:учебник, компьютер, интерактивная доска, презентация, карточки со словами.
Планируемые результаты обучения: закрепить и систематизировать знания учащихся об однокоренных словах;развивать умения находить в тексте однокоренные слова и отличать их от слов с омонимичными корнями» уточнить понятие о корне, как главной части основы слова.
Основные понятия: корень слова, однокоренные слова, основа слова.
УМК «Школа России»: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник для 3 класса начальной школы. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2013.
Ход урока.
Организационный момент. 1 слайд
- Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака – из множества водяных капель, лес – из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова состоят из частей. Каждая часть вносит в слово свою «смыслиночку». Сегодня на уроке вспомним, как называется главная часть слова.
- Как называются такие слова? Что у них общего? О какой части слова пойдет речь?
- Сформулируйте тему урока.
3 слайд
- Какие лексические значения имеет слово корень? Вспомните минутку чистописание.
- Как называются слова в словосочетаниях? Омонимы.
Работа по теме урока.
Выполнение упражнений 130 коллективно, 131 самостоятельно
Проверка 4 слайд.
Физкультминутка.
Беседа
- Как вы думаете, сколько бывает родственных слов? 5 слайд
- Оказывается, от большинства корней можно образовать несколько десятков слов, например, с корнем «чист» около 60, а с корнем «вод» можно найти больше ста.
В наше время у некоторых слов «родственники» прибавляются. Например, у слова «луна» было совсем мало «родственников»: лунный, безлунный, лунатик. А в наше время появились еще слова: прилунился, луноход.
Подбор однокоренных слов
Корень слова – главная, значимая часть.
Родственные связи дарят корню власть.
Выясни умело линию родства - однокоренные подбери слова.
- Подберите однокоренные слова к каждому слову в таком порядке: глагол, имя существительное, имя прилагательное. 6 слайд.
Дым – … , … , … .
Бег – … , … , … .
Холод – … , … , … .
Свет – … , … , … .
Боль – … , … , … .
- Подберите и напишите однокоренные слова с указанным корнем. Выделите его в однокоренных словах.
гриб
тот, кто любит собирать гриб
маленький гриб
часть гриба под землей
час
мастер по починке часов
солдат, стоящий на посту
вал
дорога через горный хребет
остановка в пути
снежные глыбы, которые обрушиваются с гор
барабан
тот, кто играет на барабане
бить, стучать в барабан
маленький барабан
Работа с фразеологизмами. 7 слайд.
Вырвать с корнем уничтожить
Смотреть в корень обращать внимание на что-то самое важное
В корне пресечь прекратить что-то в самом начале
Краснеть до корней волос стало очень стыдно
Врастать корнями жить где-то очень давно
В корне неправильно совсем неверное решение
7.Рефлексия.
- Какая часть слова хранит лексическое значение однокоренных слов?
- Ребята, какое «открытие» вы сделали сегодня на уроке? Что вам показалось наиболее интересным? А что показалось для вас самым трудным?