Урок с использованием технологии критического мышления через чтение и письмо по теме: "Определение".
Цели урока:
Образовательная:
создание условий для осознания и первичного осмысления блока новой учебной информации;
обретение учащимися опыта деятельностного освоения и целостного осознания определения как второстепенного члена предложения;
формирование умений различать согласованные и несогласованные определения и способы их выражения.
Развивающая:
развитие интеллектуальных умений: выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, критического анализа информации;
развитие познавательных умений: составлять научную статью, пользоваться предметным языком.
осмысление связей нового материала с ранее изученным.
Воспитательная:
формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;
воспитание культуры общения в группе.
Тип учебного занятия: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Технология: критическое мышление.
Приемы критического мышления: кластер, “Пометки на полях”, синквейн.
Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.
Учащиеся в течение урока работают в группах по 4 человека.
Ход урока:
I. Введение в тему. Постановка учебной цели.
- Запишите название темы урока.
- Подберите однокоренные слова.
(Определить, определенный, определитель, определиться).
Слово многозначно: (См. : Ожегов С. И. Словарь русского языка, - М. 1984- 401.)
Определить. С точностью выяснить, установить. Определить болезнь
Объяснение (формулировка), раскрывающее содержание, смысл чего-н. Дать правильное определение значению слова.
Одна из форм судебного решения. Определение суда.
Решение, постановление суда (устар.).
В грамматике: второстепенный член предложения.
- Произведите морфемный разбор слова.
(Определить, Образовано от предел “граница”. Первоначально – “установить предел, границы чего-либо”)
- Сформулируйте общую цель урока.
- Зачем авторы учебника включили эту тему для изучения, если мы уже, кажется, достаточно по ней знаем?
II. Актуализация прежних знаний. Работа в группе.
Ребята, вам необходимо восстановить художественный текст, из которого изъяты определения. Предложения записаны на бумаге разного цвета, впишите в них пропущенные определения и соберите текст из “рассыпанных” предложений.
Поразительно умение белок - грызуний выбирать … орехи, обгрызать шишку … и …
Я не раз находил в лесу … хранилища белок.
Сидя под деревом в … лесу, увидел однажды … белку, скакавшую по… земле, она несла в зубах … …. гроздь … орехов.
Они прячут их в … дуплах и зимою безошибочно находят … запасы.
- Прочитайте восстановленный текст.
1. Я не раз находил в лесу грибные хранилища белок. 2. Сидя под деревом в глухом лесу, увидел однажды рыжую белку, скакавшую по сырой земле, она несла в зубах большую тяжелую гроздь лесных орехов. 3. Поразительно умение белок-грызуний выбирать спелые орехи, обгрызать шишку ели и сосны. 4. Они прячут их в глубоких дуплах и зимою безошибочно находят свои запасы.
- Почему некоторые предложения восстанавливались с большим трудом?
- Какие выводы вы уже можете сделать?
(Без определений рассыпается предложение, теряется смысл, точность, эмоциональность, яркость речи)
III. Стадия осмысления. Оформление кластера.
- Запишите ключевые вопросы, которые позволят полнее представить тему “Определение” и решить задачу урока?
- Обменяйтесь в группах своими знаниями, придите к единому мнению, приготовьтесь отвечать от имени группы.
- Давайте теперь все вместе оформим кластер.
Работа с классом, заслушиваются и записываются вопросы от каждой группы.
Рисунок 1
IV.. Самостоятельная работа
- Напишите научную статью в учебник об определении как второстепенном члене предложения.
- Обсудите тексты в группах и выберите тот, который зачитаете.
- Заслушивается статья. Что можно дополнить? С чем не согласны?
V. Маркировка текста с использованием значков
“V” - знал
“+” - новое
“-” думал иначе
“?” - не понял
- Познакомьтесь с научной статьей, по ходу чтения не забывайте ставить на полях справа значки. Текст составлен на основе словарной статьи. Словарь-справочник лингвистических терминов. Авторы: Розенталь Д. Э. , Теленкова М. А. М. , “Просвещение”, 1985.
- Используя теоретический материал статьи, попытайтесь ответить на вопросы, возникшие во время составления кластера.
VI. Оформление кластера. Рисунок 2
- Давайте вернемся к ранее составленному кластеру, проверим правильность составления и подумаем, какие дополнительные теоретические сведения об определении нужно внести в кластер? (Дополнения к кластеру вносятся другим цветом)
- Какие определения называются согласованными? Несогласованными?
- Установим причинно-следственные связи.
VII. Обобщение и систематизация знаний.
1. Выпишите верные примеры, обоснуйте свой ответ.
- Обсудите свой выбор в группе, приготовьтесь отвечать.
- У кого есть другое мнение?
- Благодаря чему несогласованные определения могут обозначать признак предмета более точно и полно?
(Если существительное выступает в роли главного слова, соотносится по значению с глаголом, то словосочетание является многозначным – зависимое слово обозначает и признак предмета, и место действия, названное существительным).
- От чего зависит значение словосочетания?
(Значение словосочетания зависит от того, какой частью речи является и что обозначает главное слово)
Вывод: если главное слово в словосочетании имя существительное, то зависимое слово, обозначая какой-либо признак предмета, названного именем существительным, выступает в роли определения, какой бы частью речи оно ни было выражено.
2. Выполнение теста по теме “Определение”. Тест составлен по материалам пособия для учителя “Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку 8 класс. Автор: Костяева Т. А. , М. , “Просвещение”, 2001г.
- При выполнении теста постарайтесь не обращаться к статье, только в случае крайнего затруднения пользуйтесь ею.
Ключ
1) второстепенный, признак, какой? чей?
2) а) согласованное б) несогласованное
3) б 4) а 5) б, г, д 6) б, в, д 7) 4 8) 1- 1, 2, 4 2 - 3, 5
VIII. Домашнее задание: § 175, упр. 151, составьте опорный конспект по теме.
IX. Рефлексия. Написание синквейна. Стихотворение из пяти строк позволяет в художественной форме оценить изученное понятие. Каждый ученик пишет синквейн, затем согласовывает с партнером и из двух составляют один - парный.
Правила написания синквейна.
Ключевое слово (тема)
Два прилагательных, характеризующих тему/понятие.
Три глагола, показывающие действие темы/понятия
Короткое предложение, отношение автора к теме/понятию
Синоним, обобщающий тему
Определение.
Согласованное и несогласованное.
Рисует, конкретизирует, характеризует.
Обозначает признак предмета, явления.
Эпитет.