Рублёвская С.Ш. Северо-Казахстанской обл.
Предмет: русский язык. | Четверть IV Урок № 4 | Класс: 5 |
Тема урока: | Второстепенные члены предложения. Дополнение. (грамматическая тема) Край степей и гор. ( лексическая тема) |
Цели урока | Повторить пройденный материал. Обобщить, систематизировать и углубить полученные знания по теме «Простое предложение», научиться определять дополнение, работать с текстом, выделять главное в его содержании, строить связное высказывание по теме «Край степей и гор» |
Результаты обучения для учащихся | Ученик А: Свободно анализирует языковой материал, умеет предлагать идеи и решения учебных задач, находить в тексте существительные, которые отвечают на вопросы косвенных падежей, определять синтаксическую роль этих слов. Ученик Б: Понимает строение простых предложений. Умеет выделять дополнение в предложении, работать с текстом, находить необходимую информацию, строить связное высказывание, работать в группе и индивидуально. Ученик В: Знает главные и второстепенные члены предложения, на какой вопрос они отвечают, может давать ответы на вопросы низкого порядка. |
Основные идеи, отработанные по теме урока | Кроме главных членов в предложении могут быть второстепенные члены предложения. Дополнение- это второстепенный член предложения. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей и обычно относится к сказуемому. |
Этапы проведения урока I. Оргмомент. Формирование групп | Время 45 мин 1 мин | Чем будут заниматься учителя Задание 1 По названиям членов предложения просит найти свою группы и сесть за определенный стол. | И чем будут заниматься ученики. Ученики и разбиваются на 2 группы. |
Психологический настрой – тренинг «Слон и кит» | 2 мин | Задание 2 Учитель дает инструкцию по выполнению тренинга. Затем интересуется тем, какая пара была более точной при выполнении движений и какое качество нужно было проявить ученикам . | Ученики выполняют инструкцию. |
ФО | 1 мин | Просит оценить работу пар | Оценивают работу пар и определяют лучшую пару учеников. |
Контроль домашнего задания Прием «КРУГЛЫЙ СТОЛ» (письменная форма) «РАУНДРОБИН» (устная форма) Прием дает возможность проверить уровень выполнения до-машнего задания. | 6 мин | Задание 3 Учитель дает лист с темой, которую надо повторить «Главные члены предложения» | Каждый ученик пишет все, что знает по данной теме. Запись ведется по очереди ручками разно-го цвета. Записывая, ученик не должен пов-торить то, что было за-писано до него. |
ФО Взаимооценивание групп | 2 мин | Учитель просит группы поменяться листочками для взаимопроверки. | Ученики читают и обсуждают в группе записи. Оценивают цветными стикерами. |
II. Актуализация темы. | 5 мин | Задание 4: Прочитайте стихотворение и подумайте над вопросом:-Почему автор назвал свое стихотворение «Мой край»? -Какое чувство выражено в названии стихотворения? -Что вы знаете о нашей стране? -Как вы думаете, какую тему мы сегодня будет обсуждать? -Укажите в стихотворении существительные, которые отвечают на вопросы косвенных падежей. -Каким же членом предложения они являются? Обоснуйте свой ответ. | Ученики читают, определяют основную идею стихотворения. Рассказывают по заданной теме. Находят в тексте существительные, которые отвечают на вопросы косвенных падежей, определяют синтаксическую роль этих слов. |
III. Основная часть Работа над текстом Чтение рассказа «Петя в исправительном кресле» с. 225-227 МЕТОД НАПРАВЛЕННОГО ЧТЕНИЯ В данном приеме главное – предугадывание. КМ | 10 мин | Задание 5: После знакомства с названием текста: Текст читается частями и перед чтением каждой части задается вопрос: После чтения идет сравнение предположений и того, что произошло на самом деле. Перед чтением последней части: - Чем все закончится? После окончания чтения: | Работают в группе. Совместно обсуждают. |
Музыкальная физминутка | 1 мин | | |
2. Работа с ИКТ | 5 мин мин | Задание 6: Уровень: анализ, синтез, оценка Задание 6: Работа на интерактивной доске. Задание: Прочитайте, Допишите окончания существительных. Каким членом предложения они являются? Опишите ситуации, в которых можно использовать эти пословицы и поговорки. | Ученики выполняют задание в парах. Ученик А,Б работают у доски. |
IV. Закрепление темы. Упр 5 с. 178 Прием «Бортовой журнал» КМ | 5 мин | Задание 7 Дает инструктаж по заполнению «Бортового журнала» при работе с текстом. Затем просит подобрать название данному тексту и обсудить его содержание. | Читают текст, заполняют графы «Бортового журнала»: Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста? Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал Затем определяют тему текста, обсуждают его содержание |
Рефлексия Рефлексия: «Горячий стул» | 4 мин | Приглашает ученика В занять «горячий стул», а его помощником ученика А | Ученики задают вопросы ученику В по теме урока |
Обратная связь | 1 мин | | На стикерах пишут свое мнение об уроке |
Источники, оснащение и оборудование: | Сигнальные карточки «Светофор». Листы А-3,карточки с названиями членов предложения, цветные ручки, Карточка «бортовой журнал» для каждого ученика |
Последующие задания и чтение | Разноуровневые задания: 1.Упр 3. С. 178. Спишите, затем подчекните подлежащее одной чертой, сказуемое двумя, а дополнение- чёрточками. 2. Упр 8. С. 179. Поставьте слова, заключенные в скобках, в нужном падеже. Составьте с ними предложения и запишите. Подчеркните подлежащее, сказуемое, дополнение. 3. Составьте тестовые вопросы по грамматической теме урока. |