Урок русского языка во 2 классе: "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода".
Урок русского языка во 2 классе: "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода".
Методическая линия урока выстроена в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальных классов. Занятие насыщено занимательным материалом: загадки, инсценирование грамматической сказки, правила в стихах, задания способствующие интеллектуальному развитию учащизся. В процесе урока реализуется фронтальная, групповая и самостоятельная работа. Осуществлена как межпредметная связь, так и связь с жизнью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка во 2 классе: "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода". »
Урок русского языка во 2 классе Тема: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода.
Цели:
- обобщить знания учащихся о роли мягкого знака
- подвести учащихся к выводу о назначении мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода
-развивать память, мышление, внимание;
-воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно;
-воспитывать к природе.
Оборудование: иллюстрации к загадкам, раздаточный материал по теме, маски-короны ( м.р и ж.р ) для инсценирования сказки, картинка с изображением машины (к ней прикреплён Ь), таблица по теме урока.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие гостей. Создание мотивации на учебную деятельность.
Всем, всем - добрый день! Прочь с дороги, злая лень! Не мешай учиться, Не мешай трудиться!
II. Повторение.
- Ребята, давайте быстро пробежимся по разделу «Морфология»
-Что изучает «морфология»?
-На какие группы делятся части речи?
-Назовите самостоятельные части речи.
- Служебные.
- Какую часть речи мы уже начали изучать?
- Что такое имя существительное?
- Назовите постоянные признаки имени существительного.
-Назовите ещё один признак , который мы учили вчера.
- Какого рода бывают имена существительные ? Как узнать род?
III.Чистописание
Слово учителя
Сегодня мы продолжим работу над именем существительным и вы узнаете что-то новое о нём. Мы с вами будем исследователями, открывателями, а для этого надо быть очень внимательными и выполнять то, о чем я буду вам говорить. Слушаем.
Тетрадь наклонно положу. Ручку правильно держу. За посадкою слежу. С чистотою я дружу, На “отлично” напишу.
Актуализация знаний.
Кто внимательно слушал, тот попробует ответить на вопрос: Какие согласные звуков встречается в этом стихотворении чаще других?”.
Ученики: Шипящие согласные звуки.
Учитель: Какие согласные называются шипящими? Почему? Назовите их.
Ученики: [ч‘] [щ‘] [ш] [ж] (карточки вывешиваются на доску).
Учитель: Охарактеризуйте эти звуки. (Учащиеся дают характеристику звуков и называют буквы, которыми они обозначаются).
Сегодня мы потренируемся в написании этих букв. Сначала вспомним орфограммы, связанные с этими буквами(ча, ща, чу, щу, жи, ши, чк, чн, щн )
Запись слогов и сочетаний с этими буквами
На доске : туча, роща, чудеса, чаща , машина
- Я предлагаю вам 5 слов на эти орфограммы
- Как вы думаете, какое слово здесь лишнее? Объясните, почему вы так считаете.
-Запишите все слова, кроме слова машина.
IV. Словарная работа.
-А теперь поработаем со словом машина. Какие орфограммы здесь есть?
(жи-ши, непроверяемая безударная гласная) Раз непроверяемая гласная , значит, это словарное слово.( Карточка со словом машина, запись в тетради: ударение, деление на слоги, разделить для переноса.)
Сколько слогов? Букв? Звуков?
Подберите однокоренные слова ( машинка. машинист, машинное масло)
А вот сегодня главный герой нашего урока приедет на машине?
Сейчас мы узнаем его.
Мягкий голос, мягкий шаг,
Это буква Ь
- Как можно по-другому назвать машину?(автомобиль)
- Какую роль играет ь в словах?
V. Сообщение темы и целей урока.
- А сегодня вы узнаете что –то новое о Ь. И я предлагаю вам послушать сказку.
Инсценировка сказки
VI. Работа по теме урока.
Инсценирование сказки «Мягкий знак ищет слова».
Как-то в волшебной стране АзБукоВедение произошло землетрясение. Буквы так и попадали из книг. А когда всё утихло, снова стали они в слова собираться. Один только Мягкий Знак не знает, куда ему встать. Пошёл он к словам мужского рода. А они не берут его к себе, говорят, что не мужское это дело – смягчаться. Они воины. Им нужны нож, плащ, шалаш для отдыха. Опечалился Мягкий Знак. Побрёл он к словам женского рода.
Идёт и думает: «Женщины добрые, они меня не прогонят». Посочувствовали женщины, поняли, что ему нужна помощь и взяли его к себе.
- Спасибо. Ребята, вам понравилась сказка?
- Что вы поняли из этой сказки? С существительными какого рода подружился ь?
2. Практическая работа.
- А теперь давайте потренируемся. Перед вами слова , их мы распределим в 2 столбика: м.р . и ж. р. Называйте их : ночь, плащ, нож, печь, ключ, речь, вещь, борщ.
- Внимательно посмотрите на эти слова, на какие согласные они оканчиваются? (шипящие)
- Какие признаки их объединяют? (неодушевленные, нарицательные)
- Так, сделайте вывод, с кем же дружит Ь? (плакат)
Вывод: Ь пишется после шипящих на конце существительных женского рода
Физминутка
Мы работали отлично.
Отдохнуть не прочь сейчас.
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
3. Работа в группах.
-А сейчас поработаем в группах. Первое правило работать тихо , чтобы не мешать друг другу. 2 работать быстро, прислушиваться друг к другу. Перед вами загадки, прочитать, отгадать их, определить род, 1 ученик с каждой группы даст нам короткую информацию об этом предмете, а записывать все вместе после.
4. Самостоятельная работа
Перед вами задание
Закончи предложение.
У мамы послушная … .
После вечера наступает … .
Ковер ткал … .
Слова для справок: дочь, ночь, ткач.
Проверка . Посмотрите на эти слова: какое слово лишнее, почему. ткач м.р.