|   VI.Работа по теме урока.   |    - Откройте учебники на странице 58. На какой вопрос мы сегодня должны найти ответ?      - Прочитайте текст упражнения 77.          -Чем похожи выделенные слова? Что их роднит, объединяет?  - Прочитайте, на что нужно обратить внимание, и скажите: верные ли мы высказали предположения?  - Назовите два признака родственных слов.      - А теперь давайте вернемся к нашим «гусям». Запишите родственные слова.      - Какая общая часть в этих словах?  – Если гусеница не родственница гусям, то какие еще слова с общей частью гус– можно подобрать? (слайд № 5)                  Вывод: какие слова записали? Почему?              - В упражнении 78 на странице 59 прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (аналогично разбираются остальные слова)   - Спишите: 1 ряд – 1-ю группу, 2 ряд – 2-ю группу, 3 ряд – 3-ю группу. Выделите общую часть родственных слов так:         |    Что такое родственные слова?          Читает ученик с хорошим навыком чтения.  Предположения учащихся              Общая часть и близкое значение.  Учащиеся в тетрадях записывают слова: гусь, гусыня, гусята  -гус  Ребята по очереди дописывают цепочку родственных слов: гусак, гусиный, гуськом, гусятница, гусятина      Родственные слова, т.к. есть общая часть и близкое значение.      Да. Есть общая часть, и эти слова близки по значению.  Общая часть – брат, барабан, рыб.           |  
  |   VI.Закрепление изученного материала   |    - Прослушав сказку, назовите родственные слова. (слайд № 6)  В густом зеленом ельнике жила маленькая Ёлочка. Как и все маленькие, она была очень любопытна и часто задавала вопросы.  - Почему, - спрашивала Ёлочка у мамы Ёлки, - на твоих ветках растут шишки, а на моих нет?  - Не огорчайся, - отвечала мама. – Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твёрдые шишечки.  - Почему, - спрашивала Ёлочка у бабушки, старой Ели, - к тебе в гости часто прибегают рыжие белки и прилетают дятлы и клесты?  - И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Ёлочку бабушка Ель. – В шишках прячутся еловые семена. Для белок, дятлов, клестов это самая лакомая еда.  - Итак, какие родственные слова вы услышали в сказке?   - Запишите эти слова в тетрадь и выделите общую часть знаком    - Какая общая часть у всех этих слов?       |                                                                                Ёлочка, Ёлка, Ель, ельник, еловые.          Ел-   |  
  |   VII.Рефлексия.   |    - Вам даны карточки: (слайд №7)  1. Жарко, жарится, печется.  2. Дерево, деревянный, сосна, деревцо.  3. Чайка, чайник, чайный.  4. Лес, лестница, лесничий.      - В каждой группе зачеркните лишнее слово, оставьте только родственные слова.                - Проверьте работу у соседа по парте, оцените работу с помощью знаков: !, +, -.       |                            Учащиеся зачеркивают слова печется, сосна, чайка, лестница.   |  
  |   VIII.Подведение итогов урока   |    - Что нового узнали на уроке?      - Какие два условия должны выполняться, чтобы слова можно было назвать родственными?      - Что общее у синонимов и родственных слов?       |    Что такое родственные слова.  Есть общая часть и близкое значение.          Общее значение.       |