VI.Работа по теме урока. | - Откройте учебники на странице 58. На какой вопрос мы сегодня должны найти ответ? - Прочитайте текст упражнения 77. -Чем похожи выделенные слова? Что их роднит, объединяет? - Прочитайте, на что нужно обратить внимание, и скажите: верные ли мы высказали предположения? - Назовите два признака родственных слов. - А теперь давайте вернемся к нашим «гусям». Запишите родственные слова. - Какая общая часть в этих словах? – Если гусеница не родственница гусям, то какие еще слова с общей частью гус– можно подобрать? (слайд № 5) Вывод: какие слова записали? Почему? - В упражнении 78 на странице 59 прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (аналогично разбираются остальные слова) - Спишите: 1 ряд – 1-ю группу, 2 ряд – 2-ю группу, 3 ряд – 3-ю группу. Выделите общую часть родственных слов так: | Что такое родственные слова? Читает ученик с хорошим навыком чтения. Предположения учащихся Общая часть и близкое значение. Учащиеся в тетрадях записывают слова: гусь, гусыня, гусята -гус Ребята по очереди дописывают цепочку родственных слов: гусак, гусиный, гуськом, гусятница, гусятина Родственные слова, т.к. есть общая часть и близкое значение. Да. Есть общая часть, и эти слова близки по значению. Общая часть – брат, барабан, рыб. |
VI.Закрепление изученного материала | - Прослушав сказку, назовите родственные слова. (слайд № 6) В густом зеленом ельнике жила маленькая Ёлочка. Как и все маленькие, она была очень любопытна и часто задавала вопросы. - Почему, - спрашивала Ёлочка у мамы Ёлки, - на твоих ветках растут шишки, а на моих нет? - Не огорчайся, - отвечала мама. – Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твёрдые шишечки. - Почему, - спрашивала Ёлочка у бабушки, старой Ели, - к тебе в гости часто прибегают рыжие белки и прилетают дятлы и клесты? - И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Ёлочку бабушка Ель. – В шишках прячутся еловые семена. Для белок, дятлов, клестов это самая лакомая еда. - Итак, какие родственные слова вы услышали в сказке? - Запишите эти слова в тетрадь и выделите общую часть знаком - Какая общая часть у всех этих слов? | Ёлочка, Ёлка, Ель, ельник, еловые. Ел- |
VII.Рефлексия. | - Вам даны карточки: (слайд №7) 1. Жарко, жарится, печется. 2. Дерево, деревянный, сосна, деревцо. 3. Чайка, чайник, чайный. 4. Лес, лестница, лесничий. - В каждой группе зачеркните лишнее слово, оставьте только родственные слова. - Проверьте работу у соседа по парте, оцените работу с помощью знаков: !, +, -. | Учащиеся зачеркивают слова печется, сосна, чайка, лестница. |
VIII.Подведение итогов урока | - Что нового узнали на уроке? - Какие два условия должны выполняться, чтобы слова можно было назвать родственными? - Что общее у синонимов и родственных слов? | Что такое родственные слова. Есть общая часть и близкое значение. Общее значение. |