kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка во 2 классе по теме Что такое родственные слова?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка  во 2-ом классе по теме : "Что такое родственные слова?".

Цель урока: познакомить учащихся с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов,развивать речь,интерес к языку,используя занимательные задания, интересные сведения о языке, пополнять словарный запас учащихся,активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы,элементы соревнования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка во 2 классе по теме Что такое родственные слова? »





Тема: Что такое родственные слова?

Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь, интерес к языку, используя занимательные задания, интересные сведения о языке,пополнять словарный запас учащихся, активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы, элементы соревнования.

Планируемые результаты: учащиеся научаться находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование:

  • учебник русского языка для 2 класса (авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий);

  • рабочая тетрадь;

  • презентация Power Point; компьютер, проектор с экраном,

  • карточки для рефлексии

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организацион-ный момент

Психологичес-кий настрой на работу

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.

Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число, классная работа.

Самомассаж рук.

1.Большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной рукой, потом другой.

2.При помощи карандаша трём ладони с внутренней стороны, затем - с тыльной.

3.Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.

4.Дотрагтваемся ладонями до щёк, ощущаем тепло своих рук.



II.Актуализация знаний. Минутка чистописания.

Слайд № 2-3

- Впишите в пустые клеточки синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие им слова.






Л

Е

С











Г

О

Р

Е










М

О

Р

О

З









Х

О

Т

Е

Т

Ь








Т

Е

М

Н

О

Т

А









- Итак, какие слова мы называем синонимами?

Учащиеся записывают следующие слова:

Бор, беда, стужа, желать, потемки.








Синонимы – это слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие.


III.Самоопределение к деятельности.

- Я предлагаю вам решить грамматическую задачу. Послушайте рассказ «Родня ли Гусеница Гусю?» (Слайд № 4)

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница

– О! Здравствуйте! Вы кто такие?

– Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. А ты кто?

– А я ваша родственница – гусеница.

Петя выписал родственные слова: гусь, гусыня, гусята, гусеница.

Алеша сказал, что гусеница – не родственное слово.

Петя возразил: “Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово”.

- Ребята, кого мы называем родственниками?






Родственники – это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.

– Кто же прав? Петя или Алеша? Почему?

- Кого же можно здесь назвать родственниками?

- Среди слов, оказывается, тоже есть родственники.












Ребята доказывают.

Гуся, гусыню, гусят.






Тех. Кто живет вместе, одна семья, имеет одну фамилию.






VI.Работа по теме урока.

- Откройте учебники на странице 58. На какой вопрос мы сегодня должны найти ответ?


- Прочитайте текст упражнения 77.



-Чем похожи выделенные слова? Что их роднит, объединяет?

- Прочитайте, на что нужно обратить внимание, и скажите: верные ли мы высказали предположения?

- Назовите два признака родственных слов.


- А теперь давайте вернемся к нашим «гусям». Запишите родственные слова.


- Какая общая часть в этих словах?

– Если гусеница не родственница гусям, то какие еще слова с общей частью гус– можно подобрать? (слайд № 5)





Вывод: какие слова записали? Почему?




- В упражнении 78 на странице 59 прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (аналогично разбираются остальные слова)

- Спишите: 1 ряд – 1-ю группу, 2 ряд – 2-ю группу, 3 ряд – 3-ю группу. Выделите общую часть родственных слов так:


Что такое родственные слова?



Читает ученик с хорошим навыком чтения.

Предположения учащихся




Общая часть и близкое значение.

Учащиеся в тетрадях записывают слова: гусь, гусыня, гусята

-гус

Ребята по очереди дописывают цепочку родственных слов: гусак, гусиный, гуськом, гусятница, гусятина


Родственные слова, т.к. есть общая часть и близкое значение.


Да. Есть общая часть, и эти слова близки по значению.

Общая часть – брат, барабан, рыб.



V.Физкульт-минутка





VI.Закрепление изученного материала

- Прослушав сказку, назовите родственные слова. (слайд № 6)

В густом зеленом ельнике жила маленькая Ёлочка. Как и все маленькие, она была очень любопытна и часто задавала вопросы.

- Почему, - спрашивала Ёлочка у мамы Ёлки, - на твоих ветках растут шишки, а на моих нет?

- Не огорчайся, - отвечала мама. – Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твёрдые шишечки.

- Почему, - спрашивала Ёлочка у бабушки, старой Ели, - к тебе в гости часто прибегают рыжие белки и прилетают дятлы и клесты?

- И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Ёлочку бабушка Ель. – В шишках прячутся еловые семена. Для белок, дятлов, клестов это самая лакомая еда.

- Итак, какие родственные слова вы услышали в сказке?

- Запишите эти слова в тетрадь и выделите общую часть знаком

- Какая общая часть у всех этих слов?





















Ёлочка, Ёлка, Ель, ельник, еловые.



Ел-

VII.Рефлексия.

- Вам даны карточки: (слайд №7)

1. Жарко, жарится, печется.

2. Дерево, деревянный, сосна, деревцо.

3. Чайка, чайник, чайный.

4. Лес, лестница, лесничий.


- В каждой группе зачеркните лишнее слово, оставьте только родственные слова.




- Проверьте работу у соседа по парте, оцените работу с помощью знаков: !, +, -.








Учащиеся зачеркивают слова печется, сосна, чайка, лестница.

VIII.Подведение итогов урока

- Что нового узнали на уроке?


- Какие два условия должны выполняться, чтобы слова можно было назвать родственными?


- Что общее у синонимов и родственных слов?


Что такое родственные слова.

Есть общая часть и близкое значение.



Общее значение.


IX.Домашнее задание

Выполнить упражнение 79 страница 59

Задание : записать 4-5 родственных слов (слайд №8)






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Урок русского языка во 2 классе по теме Что такое родственные слова?

Автор: Ахмадиева Гульназ Наилевна

Дата: 02.11.2014

Номер свидетельства: 125287

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Урок русского языка во 2 классе на тему: «Что такое родственные слова?»"
    ["seo_title"] => string(69) "urok_russkogo_iazyka_vo_2_klasse_na_temu_chto_takoe_rodstvennye_slova"
    ["file_id"] => string(6) "572678"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1612883508"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Технологическая карта урока "Что такое родственные слова?""
    ["seo_title"] => string(65) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_chto_takoie_rodstviennyie_slova"
    ["file_id"] => string(6) "356620"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478604572"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Конспект урока русского языка по теме "Что такое суффикс.Суффиксы слов,называющих предметы""
    ["seo_title"] => string(103) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-chto-takoie-suffiks-suffiksy-slov-nazyvaiushchikh-priedmiety"
    ["file_id"] => string(6) "263445"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449550723"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Урок по русскому языку по теме "Что такое корень и однокоренные слова?" "
    ["seo_title"] => string(75) "urok-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-chto-takoie-korien-i-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "178817"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424882581"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Урок русского языка по теме: "Составление  слова по схемам.Разбор слова по составу" "
    ["seo_title"] => string(87) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-sostavlieniie-slova-po-skhiemam-razbor-slova-po-sostavu"
    ["file_id"] => string(6) "122628"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414317490"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства