- карточки для рефлексии.
      |   Этапы урока   |    Речь и деятельность учителя   |    Речь и деятельность учащихся.   |  
  |   1. организационный момент.   |    Прозвенел звонок,  Начинается урок!  Откройте , пожалуйста, тетради и запишите число, классная работа.   |         |  
  |   2. Актуализация знаний. Орфографическая минутка.   |    У каждого на столе лежат карточки с текстом.  Прочитаем стихотворение.  Выпишите из стихотворения слова-антонимы.                  Написание, какого словарного слова из стихотворения вы знаете?  Составьте предложение со словом яблоко.    Запишем предложение, подчеркнем основу.  Какие еще словарные слова вам встретились в стихотворении?   |    Читает хорошо читающий ученик      низко-высоко, близко-далеко, мало-велико, кислое-сладкое.  (у доски работает ученик, затем сверка, самооценка с помощью светофора)  Яблоко          Воробей, цыпленок.   |  
  |   3. самоопределение к деятельности.   |    Я предлагаю вам решить грамматическую задачу. Послушайте рассказ «Родня ли Гусеница Гусю?»      Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница  - О! Здравствуйте! Вы кто такие?  - Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. А ты кто?  - А я ваша родственница – гусеница.  Петя выписал родственные слова: гусь, гусыня, гусята, гусеница.  Алеша сказал, что гусеница – не родственное слово.  Петя возразил: «Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит родственное слово».      Ребята, кого мы называем родственниками?      Родственники – это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.      Кто же прав? Петя или Алеша? Почему?  Кого же здесь можно назвать родственниками?  Среди слов, оказывается, тоже есть родственники.   |                                                Тех, кто живет вместе, одна семья, имеет одну фамилию. Ребята ж доказывают.  Гусь, гусяню, гусят.   |  
  |   4. работа по теме урока.   |    Откройте учебники на стр.58.  На какой вопрос мы сегодня должны найти ответ?  Прочитайте текст упр. 77  Чем похожи выделенные слова?  Что их объединяет?  Прочитайте, на что нужно обратить внимание, и скажите: верные ли мы высказали предположения?  Назовите два признака родственных слов?  А теперь давайте вернемся к нашим «гусям». Запишите родственные слова.  Какая общая часть в этих словах?      Если гусеница не родственница гусям, то какие еще слова с общей частью Гус- можно подобрать?  Вывод: какие слова вы записали? Почему?      В упр.78 на стр.59 прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (аналогично разбираются остальные слова)  Спишите: 1 ряд – 1 группу, 2 ряд – 2 группу, 3 ряд – 3 группу.  Выделите общую часть родственных слов так:   |    Что такое родственные слова?                    Читает ученик с хорошим навыком чтения. Предположения учащихся.  Общая часть и близкое значение.  Учащиеся в тетрадях записывают слова: гусь, гусята, гусыня.( у доски ученик)  - Гус.  Гусак, гусиный, гуськом, гусятница, гусятина.  Родственные слова, так как есть общая часть и близкое значение.  Да. Есть общая часть, и эти слова близки по значению. Общая часть – брат, барабан, рыб   |  
  |   5. физминутка.   |    Раз, два, три, четыре, пять –  Все умеем мы считать.  Раз! Подняться, подтянуться.  Два! Согнуться, разогнуться.  Три! В ладоши три хлопка  Головою три кивка.  На четыре – руки шире.  Пять – руками помахать.  Шесть – наместо тихо сесть.      Мы колени поднимаем –  Шаг на месте выполняем.  Выше ноги! Стой, раз, два!  Плечи выше поднимаем.  А потом их опускаем.  Руки перед грудью ставим  И рывки мы выполняем.  Десять раз подпрыгнуть нужно  Скачем выше, скачем дружно!  От души мы потянулись  И на место вновь вернулись.   |         |  
  |   6. закрепление изученного материала.   |    Прослушав сказку, назовите родственные слова.      В густом зеленом ельнике жила маленькая Елочка. Как и все маленькие, она была очень любопытная и часто задавала вопросы.  - Почему, - спрашивали Елочка у мамы Елки, - на твоих ветвях растут шишки, а на моих нет?  - Не огорчайся, - отвечала мама. – Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твердые шишечки.  - Почему, - спрашивала Елочка у бабушки Ели, - к тебе в гости часто прибегают рыжие белки и прилетают дятлы и клесты?  - И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Елочку бабушка Ель. – В шишках прячутся еловые семена. Для белок, дятлов, клестов это самая лакомая еда.      Итак, какие родственные слова вы услышали в сказке?  Запишите эти слова в тетрадь и выделите общую часть знаком  Какая общая часть у всех этих слов?   |                                                            Ель, Елка, Ель, ельник, еловые.      Ел-   |  
  |   7. рефлексия.   |    Вам даны карточки.       жарко, жарится, печется.  дерево, деревянный, сосна, деревцо.  чайка, чайник, чайный.  лес, лестница, лесничий.        В каждой группе зачеркните лишнее слово, оставьте только родственные слова.  Проверьте работу у соседа по парте оцените с помощью знаком +, =, !.   |        Учащиеся зачеркивают слова: печется, сосна, чайка, лестница.   |  
  |   8. подведение итогов урока.   |    Что нового узнали на уроке?  Какие два условия должны выполняться, чтобы слова модно было назвать родственными?   |    Что такео родственные слова.  Есть общая часть и близкое значение.   |  
  |   9. домашнее задание.   |    Упр.79 стр.59.   |         |