- карточки для рефлексии.
Этапы урока | Речь и деятельность учителя | Речь и деятельность учащихся. |
1. организационный момент. | Прозвенел звонок, Начинается урок! Откройте , пожалуйста, тетради и запишите число, классная работа. | |
2. Актуализация знаний. Орфографическая минутка. | У каждого на столе лежат карточки с текстом. Прочитаем стихотворение. Выпишите из стихотворения слова-антонимы. Написание, какого словарного слова из стихотворения вы знаете? Составьте предложение со словом яблоко. Запишем предложение, подчеркнем основу. Какие еще словарные слова вам встретились в стихотворении? | Читает хорошо читающий ученик низко-высоко, близко-далеко, мало-велико, кислое-сладкое. (у доски работает ученик, затем сверка, самооценка с помощью светофора) Яблоко Воробей, цыпленок. |
3. самоопределение к деятельности. | Я предлагаю вам решить грамматическую задачу. Послушайте рассказ «Родня ли Гусеница Гусю?» Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница - О! Здравствуйте! Вы кто такие? - Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. А ты кто? - А я ваша родственница – гусеница. Петя выписал родственные слова: гусь, гусыня, гусята, гусеница. Алеша сказал, что гусеница – не родственное слово. Петя возразил: «Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит родственное слово». Ребята, кого мы называем родственниками? Родственники – это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне. Кто же прав? Петя или Алеша? Почему? Кого же здесь можно назвать родственниками? Среди слов, оказывается, тоже есть родственники. | Тех, кто живет вместе, одна семья, имеет одну фамилию. Ребята ж доказывают. Гусь, гусяню, гусят. |
4. работа по теме урока. | Откройте учебники на стр.58. На какой вопрос мы сегодня должны найти ответ? Прочитайте текст упр. 77 Чем похожи выделенные слова? Что их объединяет? Прочитайте, на что нужно обратить внимание, и скажите: верные ли мы высказали предположения? Назовите два признака родственных слов? А теперь давайте вернемся к нашим «гусям». Запишите родственные слова. Какая общая часть в этих словах? Если гусеница не родственница гусям, то какие еще слова с общей частью Гус- можно подобрать? Вывод: какие слова вы записали? Почему? В упр.78 на стр.59 прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (аналогично разбираются остальные слова) Спишите: 1 ряд – 1 группу, 2 ряд – 2 группу, 3 ряд – 3 группу. Выделите общую часть родственных слов так: | Что такое родственные слова? Читает ученик с хорошим навыком чтения. Предположения учащихся. Общая часть и близкое значение. Учащиеся в тетрадях записывают слова: гусь, гусята, гусыня.( у доски ученик) - Гус. Гусак, гусиный, гуськом, гусятница, гусятина. Родственные слова, так как есть общая часть и близкое значение. Да. Есть общая часть, и эти слова близки по значению. Общая часть – брат, барабан, рыб |
5. физминутка. | Раз, два, три, четыре, пять – Все умеем мы считать. Раз! Подняться, подтянуться. Два! Согнуться, разогнуться. Три! В ладоши три хлопка Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – наместо тихо сесть. Мы колени поднимаем – Шаг на месте выполняем. Выше ноги! Стой, раз, два! Плечи выше поднимаем. А потом их опускаем. Руки перед грудью ставим И рывки мы выполняем. Десять раз подпрыгнуть нужно Скачем выше, скачем дружно! От души мы потянулись И на место вновь вернулись. | |
6. закрепление изученного материала. | Прослушав сказку, назовите родственные слова. В густом зеленом ельнике жила маленькая Елочка. Как и все маленькие, она была очень любопытная и часто задавала вопросы. - Почему, - спрашивали Елочка у мамы Елки, - на твоих ветвях растут шишки, а на моих нет? - Не огорчайся, - отвечала мама. – Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твердые шишечки. - Почему, - спрашивала Елочка у бабушки Ели, - к тебе в гости часто прибегают рыжие белки и прилетают дятлы и клесты? - И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Елочку бабушка Ель. – В шишках прячутся еловые семена. Для белок, дятлов, клестов это самая лакомая еда. Итак, какие родственные слова вы услышали в сказке? Запишите эти слова в тетрадь и выделите общую часть знаком Какая общая часть у всех этих слов? | Ель, Елка, Ель, ельник, еловые. Ел- |
7. рефлексия. | Вам даны карточки. жарко, жарится, печется. дерево, деревянный, сосна, деревцо. чайка, чайник, чайный. лес, лестница, лесничий. В каждой группе зачеркните лишнее слово, оставьте только родственные слова. Проверьте работу у соседа по парте оцените с помощью знаком +, =, !. | Учащиеся зачеркивают слова: печется, сосна, чайка, лестница. |
8. подведение итогов урока. | Что нового узнали на уроке? Какие два условия должны выполняться, чтобы слова модно было назвать родственными? | Что такео родственные слова. Есть общая часть и близкое значение. |
9. домашнее задание. | Упр.79 стр.59. | |