Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Развивать речь учащихся и фонематический слух.
1.1. Разминка. Отвечают быстро и все вместе.
- Какое время года у нас сейчас?
- Назовите первый зимний месяц.
- Назовите последний зимний месяц.
- В названии какого зимнего месяца букв больше, чем звуков? (декабрь, февраль).
1.2. Молодцы, а теперь прочитайте стихотворение А. Блока «Зима».
Снег, да снежные узоры,
В поле вьюги, разговоры.
В пять часов уж тьма.
День – коньки, снежки, салазки
Вечер – бабушкины сказки
Вот она зима.
- Значение каких слов непонятно?
- Найдите в тексте родственные слова и выпишите их в тетрадь. Докажите, что эти слова родственные. Устно продолжите этот ряд.
2.1. Тему урока вы узнаете, если найдёте все снежинки в классе и соедините буквы, написанные на снежинках (нарисованные снежинки и цветочки висят на стенах класса). Ребята читают слово – суффикс.
- Ребята, попробуйте сами определить цели урока. Чему мы будем учиться, в чём должны разобраться на уроке?
- Верно, сегодня мы узнаем, что такое суффикс. Познакомимся с суффиксами слов-предметов, а так же узнаем значение суффиксов в словах.
2.2. Откройте учебник на странице 22, упражнение № 19. Откройте обратный словарь на букву –к. Найдите слова на –ик.
От каких слов образовались все эти слова? Покажем это с помощью стрелок.
Например: лобик лоб
зубик зуб
- Вы заметили, что в словаре есть выделенная цветом часть? Где она находится в слове: до корня или после корня? Вы уже догадались, как называется эта часть в слове? Она обозначается так….
- Сравните значения слов: лоб-лобик. Какой оттенок смысла частичка –ик придаёт словам? Выпишите сами два слова, покажите, от каких слов они образовались, выделите суффикс.
- Как можно назвать записанные пары слов? Докажите, что они родственные. А чем отличаются их значения? Какой оттенок частичка –ик несёт слову?
2.3. Физминутка. Ребята показывают движения, о которых говорит учитель.
- Подул холодный ветер, закружил снежинки всё сильнее и сильнее. Затем ветер затих и снежинки плавно опустились на землю. Скучно стало им без движения, и решили они попрыгать, побегать. Пришла волшебница зима и превратила снежинок в детей. Холодно, ребята сжались в комочки. Выглянуло на минутку солнышко, стало жарко. Затем опять холодно…Вспомнили ребята, что нужно скорее бежать на урок, тихо сели и начали работать.
2.4. Откройте обратный словарь на букву –к, найдите слова с основой на –ёк. От каких слов образовались эти слова? Покажем это письменно.
Уголёк уголь
Слова в парах – родственные? Докажите, выделите корень. Вы заметили, что частичка –ёк выделена цветом? Где в слове находится эта частичка? Для чего она служит? С её помощью образуются новые слова? Как называется эта часть в слове? Какое значение она внесла в слово?
- Выпишите из словаря ещё два любых слова и выделите в них корень и суффикс.
- Давайте вместе с вами сформулируем определение суффикса. Где в слове он находится, какую роль играет?
- Проверьте свои ответы по учебнику, страница 23, прочитайте определение суффикса, о чём мы не сказали?
2.5. Маша и Миша поспорили. Миша сказал:
-Уголёк - это маленький уголь.
Маша сказала:
- Уголёк - это ласковое название угля.
А вы как думаете? Кто из ребят прав?
3.1. Отгадайте загадку.
Что за нелепый человек
Пробрался в 21-ый век.
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла? (снеговик)
- Ребята, вы сейчас можете построить снеговика на доске. Для этого нужно знать слова из словаря. (з…водик, п…тушок, б…летик, к…р…ндашик)
3.2. Вставив буквы, ребята переворачивают фигурку снеговика. У снеговика конвертик с заданием и сердечками за работу на уроке:
«Запишите слова по памяти и выделите в них суффиксы»
4.1. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Что на уроке было трудным?
- Чему на уроке вы порадовались?
- Оцените свою работу на уроке и работу одноклассников.