kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в первом классе на тему "Заглавная буква"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка составлен по теме "Заглавная буква".Тип урока:урок-путешествие.Дополнительно используется презентация .к интерактивной доске.Путешествие совершается на паровозике из"Ромашково".Учащиеся знакомятся с правописанием заглавной  буквы в именах,фамилиях,названиях сказочных героев ,кличках  животных.На уроке используется сканируемый материал из прописей,карточки с расшифровкой имён ,карточки для работы в группах.Ребята могут выполнять работу по выбору и степени сложности.Учитывается  индивидуальный подход к учащимся.На каждом этапе работы идёт оценивание достижений (лесенка успеха ,смайлы). Карточки для самостоятельной работы составлены с учётом базовой и повышенной трудности. Урок имеет продолжение (ознакомление с правописанием заглавной буквы в географических  названиях и т.д.).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в первом классе на тему "Заглавная буква" »



Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №358

Московского района









Урок-путешествие по теме:

«Заглавная буква в словах»

(именах, фамилиях, отчествах людей и именах сказочных героев).

1 класс









Составила: Артамонова Е.В.





























г. Санкт-Петербург

2014

Класс: первый

УМК: «Школа России»

Учебный предмет: русский язык

Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей:

  1. Учебник: «Русский язык 1 класс». Автор – В. П. Канакина
    (М.: Просвещение, 2011);

  2. презентация к уроку. Электронное приложение к учебнику В. П. Канакиной;

  3. рабочая тетрадь «Русский язык. 1 класс». Автор – В. П. Канакина
    (М.: Просвещение, 2011);

  4. Е.М. Тихомирова. Тесты по русскому языку. 1 класс. Ч. 2
    (М.: Издательство «Экзамен», 2013).

Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:

Цель: создание условий для ознакомления с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных и формирования умения отличать имена собственные от имён нарицательных.

Задачи урока:

  • образовательная: формировать знания о правилах написания имён, отчеств, фамилий людей, персонажей сказок; учить использовать полученные знания на практике;

  • развивающая: содействовать развитию речи учащихся, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы

  • воспитательная: способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям, вызвать интерес к изучению названий населённых пунктов своей страны.

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Форма урока: урок-путешествие.

Планируемые результаты:

  • предметные: учащиеся научатся писать имена собственные с большой буквы, объяснять их написание; получат возможность научиться: находить информацию о значении своего имени составлять ответы на вопросы;

  • метапредметные: познавательные – работать с текстом, отвечать на вопросы, сопоставлять факты, находить объяснения, соотносить полученные знания с примерами;

  • коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, осуществлять совместную деятельность в парах и группах, пользоваться печатными средствами и электронными ресурсами;

  • регулятивные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять;

  • познавательные: осуществлять для решения учебной задачи операции анализа, сравнения, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи;

  • личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества во взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Оборудование: дневники наблюдений (рабочие листы), музыкальное сопровождение, карточки, компьютер.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Самоанализ урока

1. Организационный момент

Психологический настрой.

Учитель читает стихотворение:

На дворе стоит весна,

Вся сиянием полна.

Повернем мы все лицо на окно

И вдохнем весенний воздух заодно.

А сейчас вы повернитесь все в конец,

Подарите вы гостям улыбки, наконец.

Ну а теперь, тихонечко садитесь

И в работающих учеников обратитесь.


Регулятивные: организация своего рабочего места.

Эмоциональная подготовка учащихся к уроку.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Постановка учебной проблемы.

Слайд №1.

Учитель:

- Я знаю, что вы любите путешествовать.

- А хотите вы сегодня отправиться в путешествие?

- С какой целью мы отправляемся в путешествие?

- А что нам необходимо взять с собой в путешествие?

- Кого мы можем позвать с собой в путешествие?

- Для чего необходимы друзья в путешествии?

- Путешествие можно совершить и пешком, и на каком-нибудь транспорте.

- А на каком транспорте мы отправимся в путешествие, вы узнаете, поработав с дневником наблюдений. (дневник наблюдений, рабочая тетрадь и рабочий лист к уроку русского языка).

- Какая орфограмма в слове «классная»?

- Сейчас мы определим вид транспорта, но для этого вы должны записать в дневнике наблюдений буквы (строчные).

Проверка правил посадки учащихся.

Упражнение «Как правильно держать ручку».

- Буква, у которой есть парная звонкая согласная буква «б»?

- Первая буква алфавита?

- Буква, обозначающая звук, который любят издавать домашние животные – собаки?

- Буква, стоящая перед буквой «п»?

- Третья буква алфавита?

- Гласная буква, отличающаяся от буквы а палочкой с закругдением снизу?

- Согласная буква, парная согласной букве «с»?

- Какое получилось слово?

- На каком виде транспорта мы будем сегодня путешествовать?





Слайд №2.

- Чем интересно это слово? Какие орфограммы вы в нем заметили?







- Что означают слова «паровоз» и «путешествие»?


- Мы отправимся в путешествие в волшебную страну – Грамотного письма.

Отправляясь в путешествие, мы возьмем с собой наши Знания, Умения, Навыки, а спасательными средствами будут – безошибочное и красивое письмо.

Ребята, каждый путешественник ведет дневник наблюдений, куда записывает все важные события, которые происходят во время путешествия. Поэтому у каждого из вас, сегодня свой дневник наблюдений. А писать в нем надо красиво, аккуратно и разборчиво.

- Что нам необходимо иметь с собой, чтобы отправиться в путешествие на транспорте?

- Но мы же не можем купить билет.


На доске предложения с пропущенными буквами:

В ч__ще леса ж__л ё__.

- Что мы видим на доске?

- Что такое предложение?



Какие бывают предложения?


А по эмоциональной окраске?


Дайте характеристику этого предложения.

Сколько слов в этом предложении?

Какие орфограммы вы заметили?




Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы.

Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв.

Почему?



- Возьмите рабочий лист, оцените себя. Зеленый смайлик – всё понятно, жёлтый – сомневаюсь, красный – мне было трудно.

- Теперь мы точно приобрели билет. Скорее в путь мои друзья.



Да!


Да!

Узнать что-то новое, пополнить свои знания.

Вещи, дневник наблюдения.

Друзей.

Оказать помощь в трудную минуту.




Дети открывают тетради, пишут число, «классная работа».



Удвоенная согласная «с».



















Паровоз.

Братцы в гости снарядились,

Друг – за другом уцепились,

И помчались в путь далёк,

Лишь оставили дымок. (Паровоз)

Слово состоит из двух частей: пар и воз. Первую гласную можно проверить, подобрав поверочное слово. На конце парная согласная, которую тоже можно проверить, подобрав парное слово. (паровоз – пар, паровоз – паровозы)

Работа с толковым словарем Ожегова, находят значения слов.













Билет.


Мы должны правильно ответить на вопросы.




Предложение.

Предложение – законченная мысль человека.

Повествовательные, вопросительные и побудительные.

Восклицательные и невосклицательные.

Предложение простое, повествовательное.

Пять.

Большая буква в начале предложения; сочетания «ча-ща», «жи-ши»; парные согласные в конце слова; точка в конце предложения.

Проверка на доске.

Ёж.

Йотированная гласная «ё» стоит в начале слова, обозначая два звука.

Работа в оценочном листе.

Коммуникативные: умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное).


Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Формулируется проблема, которую предстоит учащимся решить на уроке.

3. Физпауза

Гимнастика для глаз.

Проверка правильной посадки учащихся





4. Самоопределение к деятельности

На доске висят рисунки детей (семья, автопортреты, сказочные герои).

Слайд №3.

Карточки. Схема маршрута (имя, фамилия, отчество, сказочные герои закрытые шторкой).

- Давайте посмотрим на ваши рисунки. Кого мы видим на них?

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

- Какую цель вы ставите перед собой на уроке?




- Моя цель урока – научить вас писать имена собственные с заглавной буквы, актуализировать способность к использованию изученного правила на письме.

- В результате нашего совместного опыта мы создадим с вами маршрут правильного написания слов с большой буквы.

- Но так как наше путешествие длительное, мы сегодня успеем преодолеть только половину нашего пути. А поможет нам в этом паровозик из Ромашково.

- А вот и первая остановка. Перед нами волшебный лес, он полон сказок и чудес. На деревьях здесь растут необычные «плоды». Что это?

- А что общего у всех букв волшебного леса?

- Все они Большие .

- Подберите синонимы к словосочетанию большая буква.



- Вспомните, что вы знаете о заглавных буквах?










Сказочных героев, родителей, себя.

Имена, фамилии, имена героев.

Научиться писать слова с большой буквы; отличать имена собственные от нарицательных; получить новые знания и научиться их применять.
















Это буквы.




Работа со словарем синонимов. (Заглавная, прописная.)

Пишутся в начале предложений. С большой буквы пишутся имена людей



4. Актуализация знаний учащихся


- На какие две группы вы бы раздели все буквы?

- У нас осталось несколько букв. Назовите их.

- Какая буква «лишняя» и почему?










- Ребята, пока мы записывали звонкие согласные, Лесная фея играла в «Слова» и вот какие слова она составила: Марина, Игоревна, лиса, Орехова.


Гласные и согласные.

Буквы – Л, М, П, З.

Буква П. Она обозначает глухой звук, а остальные буквы обозначают звонкие звуки.

Из букв Л, М, З учащиеся выбирают согласные сходные по написанию.

Дети в дневниках наблюдений записывают буквы Л, М, называют общий элемент.

Учащиеся называют «лишнее» слово и называют тему урока: «Заглавная буква в именах, фамилиях и отчествах людей».

Коммуникативные: умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное).

Подготовка к изучению нового материала.

5. Заглавная буква в именах людей. Постановка учебной проблемы.

Слайд №4.

- Наш паровозик приехал на сказочную полянку. Пассажиры любовались порхающими бабочками и, конечно же, ромашковым ковром. Но вот беда, два пассажира забыли как их зовут и не могут сесть в поезд. Давайте поможем им вспомнить свои имена, но для этого заглянем в далекое прошлое.

- Имена людей имеют свою историю. Почти каждое имя когда-то было обычным словом и что-то обозначало. Владимир – владеет миром. Людмила – милая людям. Светлана – светлая.

- У каждого из вас есть ИМЯ. А вот, что значат наши имена, вы узнаете, выполнив задание по карточке. Возьмите карточку, найдите свое имя, прочитайте, что обозначает ваше имя. Подчеркните заглавную букву своего имени.

- Ребята, имя нашего пассажира имеет значение «сын льва», а имя его дочери означает «любимая». Угадайте имена пассажиров.


- Запишите в свой дневник наблюдений свое имя и имена наших героев. Подчеркните заглавную букву в именах.

- Теперь вы знаете значение своего имени. Имя дано каждому из вас, и оно имеет свое значение. Имена людей пишутся с заглавной буквы.

Оценивание работы в рабочем листе.

Слайд 5

- Ребята, а многие сказочные герои тоже имеют имена.

Давайте узнаем, что означают имена некоторых сказочных героев.

1 «В чашечке тюльпана на зелёном листике сидела девочка. Она была маленькая – маленькая, всего в один дюйм. Её так и прозвали …»

2 «Мальчик – луковка

Он в Италии родился,

Он своей семьей гордился.

Он не просто мальчик-лук,

Он надежный верный друг.»

3 Длинноносый деревянный мальчик, вырезанный из полена папой Карло.


4 Мультперсонаж, имя которого произошло от слова «чебурахнуться» - упасть.


5 Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня …».


6 Девочка с голубыми волосами.

Она дружила с самим Буратино

Зовут ее просто, ребята, …


7 Она красива и мила

Имя ее от слова «зола».


Слайд 6









- Какой можно сделать вывод?



- Запишите любое имя сказочного персонажа.

Работа с карточкой.

Формулирование вывода: «Имена людей пишутся с большой буквы».















Леонид

Мария

Дети находят в карточках.

Дети пишут.













Дюймовочка; около 3 см (2 см 54 мм).



Чиполлино





Буратино итал. buratino – кукла.


Чебурашка


Снегурочка





Мальвина





Золушка


Таня, Ваня, Петя, Галя,

Лена, Нина, Мила, Валя,

Коля, Ира, Алексей

И Сережа и Андрей!

Никогда не забывайте –

Имя буквой выделяйте!

Имена и названия героев пишутся с большой буквы.

Работа в тетрадях по выбору.

Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Формулируется проблема, которую предстоит учащимся решить на уроке.

6. Физпауза.

На доске открывается маршрут:

- имя;

- сказочные персонажи.


Познавательные: осуществить поиск нужной информации.


Регулятивные: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Решение поставленной проблемы.

7. Заглавная буква в отчествах людей.

- Вот мы и подъехали к сказочной школе. Незнайка решил написать имя своего учителя. Вот что у него вышло:

Моего учителя зовут михаил.

- Ребята, как вы думаете, все ли верно записал Незнайка?

- А как следует обращаться к взрослым?

- Кто знает, что такое отчество.

Работа в парах.

- Что записано в этих столбцах?


- Попробуйте составить пары 1-го столбика со вторым.

Проверка.

- А какую ловушку я вам приготовила?


- Какой вывод мы можем сделать?


- Сравним ваш вывод с выводом на слайде.

- Слово отчество означает имя по отцу. Отчество всегда дается по полному имени.

- Итак, давайте узнаем отчества наших героев. Если папу Маши зовут Леонид, то она ... МАРИЯ ЛЕОНИДОВНА. Если папу нашего героя звали Петр, то он ... ЛЕОНИД ПЕТРОВИЧ.

- Оцените себя в рабочем листе.

Слайд 7.

- Отчества людей пишутся с заглавной буквы.

Выключить доску.

Открывается третья картинка маршрута – отчество.







По имени и отчеству.



Имена людей – в 1-м столбике, а во 2-м столбике – отчества людей.

Соединяют стрелочками.


Ирина – женское имя, Игоревич – отчество, образовано от имени Игорь.

Отчества образуются от мужских имен и пишутся с заглавной буквы.





Дети записывают отчества героев в дневники наблюдений.



8. Решение поставленной проблемы.

Заглавная буква в фамилиях людей.

- Ребята, у нас в классе 4 Артема, 2 Даши, 2 Саши. Скажите пожалуйста, что я прошу их написать в случаях когда они подписывают свои работы.

- Ребята, но у каждого из нас есть фамилия.

- 900 лет назад появились и первые фамилии. (Рассказ учителя). Слово «фамилия» означает то, что и семья. Фамилии имеют свою историю. Часто они указывают, где жили наши предки – Москвины; некоторые говорят о профессии – Гончаровы, а есть фамилии, которые образовались от названий животных: Зайцев, Медведев, Щукин, Козлов. Фамилии возникали от каких-то внешних признаков человека. Например, если у человека были белые волосы, его могли прозвать – Беляков. Или, если у человека была борода, его звали – Бородкин. Некоторые фамилии возникали от места жительства – Москвичев, Питерцев

- Как же будете писать фамилии?

- Давайте отгадаем фамилию наших героев. Фамилия наших героев образовалась от названия животного ВОЛК.

- Фамилии людей пишутся с заглавной буквы.

Открывается третья картинка маршрута – фамилия.

Фамилию
















С заглавной буквы.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли полно и точно.


Познавательные: умение разбираться в правописании заглавной буквы

Первичное закрепление умения разбираться в экологических задачах.

9. Закрепление изученного материала.

Работа по карточкам.

В карточках каждого уровня представлены по два задания разной сложности. Задания второго вида предусматривают развитие внимания, орфографической зоркости у учащихся и творческих способностей.

Оцените себя.

Слайд №8.


Познавательные: умения осуществлять поиск нужной информации.

Выражение решения.

10. Включение в систему знаний и повторение.

Каждый ученик подписывают титульный лист дневника наблюдений, указывает свою фамилию, имя и отчество.

- Оцените себя.

Работа в группах по карточкам:

  1. имя;

  2. фамилия;

  3. отчество;

  4. сказочный персонаж;

  5. кличка животного;

  6. географические названия.

- Оцените себя.

Учащиеся указывают стрелочками нужное направление, командир группы защищает свой проект и делает вывод.



11. Рефлексия.

- Какова была цель нашего путешествия?

- Достигли ли вы своей цели?

- Что было трудно? Удалось ли справиться с трудностями?

-Какой маршрут путешествия мы с вами составили?

- Почему несколько листков маршрута остались закрытыми?





Имя, фамилия, отчество, сказочный персонаж.

Мы продолжим изучать на следующем уроке.

«Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв-подруг.

Смотрят с почтением На букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела.

Букве поручено важное дело
Ставится в слове

Не зря и не просто

Буква такого высокого роста,

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя ,фамилия пишутся с ней,

Чтобы заметней им быть и видней,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё ,имя улицы, города.

Буква большая-совсем не пустяк:

В букве большой уважения знак!


Регулятивные: оценивать свою работу.

Проведена рефлексия с целью оценить свою деятельност.

12. Итог урока.

- Вот и заканчивается наше путешествие. По мосту наш паровозик проехать не может. Но наше путешествие обязательно продолжится на следующем уроке. Ведь еще так много слов в нашем языке, которые пишутся с заглавной буквы.

- Вы очень хорошо поработали. На память об этом путешествии Паровозик дарит вам раскраски и медальки.

- Раскрасьте ободок медальки покажите свое отношение к уроку.

- Посмотрите на свои листы наблюдений. Кто набрал много зелёных смайлов? Кто ещё не уверен в своих силах? Кому было очень тяжело? Паровозик улыбается вам и говорит большое спасибо!

Просмотр отрывка из мультфильма «Паровозик из Ромашково».

Дети поднимают руку.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка в первом классе на тему "Заглавная буква"

Автор: Артамонова Елена Валентиновна

Дата: 09.10.2014

Номер свидетельства: 117773

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Заглавная буква в именах собственных. Закрепление. "
    ["seo_title"] => string(57) "zaghlavnaia-bukva-v-imienakh-sobstviennykh-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "120745"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413802249"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Конспект урока по русскому языку 2 класс "Употребление заглавной буквы в именах собственных". "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-2-klass-upotrieblieniie-zaghlavnoi-bukvy-v-imienakh-sobstviennykh"
    ["file_id"] => string(6) "175816"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424328553"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Урок русского языка на тему: Склонение имен прилагательных во множественном числе."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogho_iazyka_na_tiemu_sklonieniie_imien_prilaghatiel_nykh_vo_mnozhiestv"
    ["file_id"] => string(6) "378065"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484143454"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Урок русского языка на тему: Склонение имен прилагательных во множественном числе"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogho_iazyka_na_tiemu_sklonieniie_imien_prilaghatiel_nykh_vo_mnozhies_1"
    ["file_id"] => string(6) "378069"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484144010"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Урок русского языка 1 класс. Тема: Письмо строчной и заглавной букв «Чч», слов с буквой «ч» и сочетаниями «ча-чу». "
    ["seo_title"] => string(117) "urok-russkogho-iazyka-1-klass-tiema-pis-mo-strochnoi-i-zaghlavnoi-bukv-chch-slov-s-bukvoi-ch-i-sochietaniiami-cha-chu"
    ["file_id"] => string(6) "116169"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412277954"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства