2. Мотивация к учебной деятельности. Постановка учебной проблемы. | Слайд №1. Учитель: - Я знаю, что вы любите путешествовать. - А хотите вы сегодня отправиться в путешествие? - С какой целью мы отправляемся в путешествие? - А что нам необходимо взять с собой в путешествие? - Кого мы можем позвать с собой в путешествие? - Для чего необходимы друзья в путешествии? - Путешествие можно совершить и пешком, и на каком-нибудь транспорте. - А на каком транспорте мы отправимся в путешествие, вы узнаете, поработав с дневником наблюдений. (дневник наблюдений, рабочая тетрадь и рабочий лист к уроку русского языка). - Какая орфограмма в слове «классная»? - Сейчас мы определим вид транспорта, но для этого вы должны записать в дневнике наблюдений буквы (строчные). Проверка правил посадки учащихся. Упражнение «Как правильно держать ручку». - Буква, у которой есть парная звонкая согласная буква «б»? - Первая буква алфавита? - Буква, обозначающая звук, который любят издавать домашние животные – собаки? - Буква, стоящая перед буквой «п»? - Третья буква алфавита? - Гласная буква, отличающаяся от буквы а палочкой с закругдением снизу? - Согласная буква, парная согласной букве «с»? - Какое получилось слово? - На каком виде транспорта мы будем сегодня путешествовать? Слайд №2. - Чем интересно это слово? Какие орфограммы вы в нем заметили? - Что означают слова «паровоз» и «путешествие»? - Мы отправимся в путешествие в волшебную страну – Грамотного письма. Отправляясь в путешествие, мы возьмем с собой наши Знания, Умения, Навыки, а спасательными средствами будут – безошибочное и красивое письмо. Ребята, каждый путешественник ведет дневник наблюдений, куда записывает все важные события, которые происходят во время путешествия. Поэтому у каждого из вас, сегодня свой дневник наблюдений. А писать в нем надо красиво, аккуратно и разборчиво. - Что нам необходимо иметь с собой, чтобы отправиться в путешествие на транспорте? - Но мы же не можем купить билет. На доске предложения с пропущенными буквами: В ч__ще леса ж__л ё__. - Что мы видим на доске? - Что такое предложение? Какие бывают предложения? А по эмоциональной окраске? Дайте характеристику этого предложения. Сколько слов в этом предложении? Какие орфограммы вы заметили? Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы. Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв. Почему? - Возьмите рабочий лист, оцените себя. Зеленый смайлик – всё понятно, жёлтый – сомневаюсь, красный – мне было трудно. - Теперь мы точно приобрели билет. Скорее в путь мои друзья. | Да! Да! Узнать что-то новое, пополнить свои знания. Вещи, дневник наблюдения. Друзей. Оказать помощь в трудную минуту. Дети открывают тетради, пишут число, «классная работа». Удвоенная согласная «с». Паровоз. Братцы в гости снарядились, Друг – за другом уцепились, И помчались в путь далёк, Лишь оставили дымок. (Паровоз) Слово состоит из двух частей: пар и воз. Первую гласную можно проверить, подобрав поверочное слово. На конце парная согласная, которую тоже можно проверить, подобрав парное слово. (паровоз – пар, паровоз – паровозы) Работа с толковым словарем Ожегова, находят значения слов. Билет. Мы должны правильно ответить на вопросы. Предложение. Предложение – законченная мысль человека. Повествовательные, вопросительные и побудительные. Восклицательные и невосклицательные. Предложение простое, повествовательное. Пять. Большая буква в начале предложения; сочетания «ча-ща», «жи-ши»; парные согласные в конце слова; точка в конце предложения. Проверка на доске. Ёж. Йотированная гласная «ё» стоит в начале слова, обозначая два звука. Работа в оценочном листе. | Коммуникативные: умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное). Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. | Формулируется проблема, которую предстоит учащимся решить на уроке. |
4. Самоопределение к деятельности | На доске висят рисунки детей (семья, автопортреты, сказочные герои). Слайд №3. Карточки. Схема маршрута (имя, фамилия, отчество, сказочные герои закрытые шторкой). - Давайте посмотрим на ваши рисунки. Кого мы видим на них? - Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? - Какую цель вы ставите перед собой на уроке? - Моя цель урока – научить вас писать имена собственные с заглавной буквы, актуализировать способность к использованию изученного правила на письме. - В результате нашего совместного опыта мы создадим с вами маршрут правильного написания слов с большой буквы. - Но так как наше путешествие длительное, мы сегодня успеем преодолеть только половину нашего пути. А поможет нам в этом паровозик из Ромашково. - А вот и первая остановка. Перед нами волшебный лес, он полон сказок и чудес. На деревьях здесь растут необычные «плоды». Что это? - А что общего у всех букв волшебного леса? - Все они Большие . - Подберите синонимы к словосочетанию большая буква. - Вспомните, что вы знаете о заглавных буквах? | Сказочных героев, родителей, себя. Имена, фамилии, имена героев. Научиться писать слова с большой буквы; отличать имена собственные от нарицательных; получить новые знания и научиться их применять. Это буквы. Работа со словарем синонимов. (Заглавная, прописная.) Пишутся в начале предложений. С большой буквы пишутся имена людей | | |
4. Актуализация знаний учащихся | - На какие две группы вы бы раздели все буквы? - У нас осталось несколько букв. Назовите их. - Какая буква «лишняя» и почему? - Ребята, пока мы записывали звонкие согласные, Лесная фея играла в «Слова» и вот какие слова она составила: Марина, Игоревна, лиса, Орехова. | Гласные и согласные. Буквы – Л, М, П, З. Буква П. Она обозначает глухой звук, а остальные буквы обозначают звонкие звуки. Из букв Л, М, З учащиеся выбирают согласные сходные по написанию. Дети в дневниках наблюдений записывают буквы Л, М, называют общий элемент. Учащиеся называют «лишнее» слово и называют тему урока: «Заглавная буква в именах, фамилиях и отчествах людей». | Коммуникативные: умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное). | Подготовка к изучению нового материала. |
5. Заглавная буква в именах людей. Постановка учебной проблемы. | Слайд №4. - Наш паровозик приехал на сказочную полянку. Пассажиры любовались порхающими бабочками и, конечно же, ромашковым ковром. Но вот беда, два пассажира забыли как их зовут и не могут сесть в поезд. Давайте поможем им вспомнить свои имена, но для этого заглянем в далекое прошлое. - Имена людей имеют свою историю. Почти каждое имя когда-то было обычным словом и что-то обозначало. Владимир – владеет миром. Людмила – милая людям. Светлана – светлая. - У каждого из вас есть ИМЯ. А вот, что значат наши имена, вы узнаете, выполнив задание по карточке. Возьмите карточку, найдите свое имя, прочитайте, что обозначает ваше имя. Подчеркните заглавную букву своего имени. - Ребята, имя нашего пассажира имеет значение «сын льва», а имя его дочери означает «любимая». Угадайте имена пассажиров. - Запишите в свой дневник наблюдений свое имя и имена наших героев. Подчеркните заглавную букву в именах. - Теперь вы знаете значение своего имени. Имя дано каждому из вас, и оно имеет свое значение. Имена людей пишутся с заглавной буквы. Оценивание работы в рабочем листе. Слайд 5 - Ребята, а многие сказочные герои тоже имеют имена. Давайте узнаем, что означают имена некоторых сказочных героев. 1 «В чашечке тюльпана на зелёном листике сидела девочка. Она была маленькая – маленькая, всего в один дюйм. Её так и прозвали …» 2 «Мальчик – луковка Он в Италии родился, Он своей семьей гордился. Он не просто мальчик-лук, Он надежный верный друг.» 3 Длинноносый деревянный мальчик, вырезанный из полена папой Карло. 4 Мультперсонаж, имя которого произошло от слова «чебурахнуться» - упасть. 5 Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня …». 6 Девочка с голубыми волосами. Она дружила с самим Буратино Зовут ее просто, ребята, … 7 Она красива и мила Имя ее от слова «зола». Слайд 6 - Какой можно сделать вывод? - Запишите любое имя сказочного персонажа. | Работа с карточкой. Формулирование вывода: «Имена людей пишутся с большой буквы». Леонид Мария Дети находят в карточках. Дети пишут. Дюймовочка; около 3 см (2 см 54 мм). Чиполлино Буратино итал. buratino – кукла. Чебурашка Снегурочка Мальвина Золушка Таня, Ваня, Петя, Галя, Лена, Нина, Мила, Валя, Коля, Ира, Алексей И Сережа и Андрей! Никогда не забывайте – Имя буквой выделяйте! Имена и названия героев пишутся с большой буквы. Работа в тетрадях по выбору. | Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. | Формулируется проблема, которую предстоит учащимся решить на уроке. |
7. Заглавная буква в отчествах людей. | - Вот мы и подъехали к сказочной школе. Незнайка решил написать имя своего учителя. Вот что у него вышло: Моего учителя зовут михаил. - Ребята, как вы думаете, все ли верно записал Незнайка? - А как следует обращаться к взрослым? - Кто знает, что такое отчество. Работа в парах. - Что записано в этих столбцах? - Попробуйте составить пары 1-го столбика со вторым. Проверка. - А какую ловушку я вам приготовила? - Какой вывод мы можем сделать? - Сравним ваш вывод с выводом на слайде. - Слово отчество означает имя по отцу. Отчество всегда дается по полному имени. - Итак, давайте узнаем отчества наших героев. Если папу Маши зовут Леонид, то она ... МАРИЯ ЛЕОНИДОВНА. Если папу нашего героя звали Петр, то он ... ЛЕОНИД ПЕТРОВИЧ. - Оцените себя в рабочем листе. Слайд 7. - Отчества людей пишутся с заглавной буквы. Выключить доску. Открывается третья картинка маршрута – отчество. | По имени и отчеству. Имена людей – в 1-м столбике, а во 2-м столбике – отчества людей. Соединяют стрелочками. Ирина – женское имя, Игоревич – отчество, образовано от имени Игорь. Отчества образуются от мужских имен и пишутся с заглавной буквы. Дети записывают отчества героев в дневники наблюдений. | | |
8. Решение поставленной проблемы. Заглавная буква в фамилиях людей. | - Ребята, у нас в классе 4 Артема, 2 Даши, 2 Саши. Скажите пожалуйста, что я прошу их написать в случаях когда они подписывают свои работы. - Ребята, но у каждого из нас есть фамилия. - 900 лет назад появились и первые фамилии. (Рассказ учителя). Слово «фамилия» означает то, что и семья. Фамилии имеют свою историю. Часто они указывают, где жили наши предки – Москвины; некоторые говорят о профессии – Гончаровы, а есть фамилии, которые образовались от названий животных: Зайцев, Медведев, Щукин, Козлов. Фамилии возникали от каких-то внешних признаков человека. Например, если у человека были белые волосы, его могли прозвать – Беляков. Или, если у человека была борода, его звали – Бородкин. Некоторые фамилии возникали от места жительства – Москвичев, Питерцев - Как же будете писать фамилии? - Давайте отгадаем фамилию наших героев. Фамилия наших героев образовалась от названия животного ВОЛК. - Фамилии людей пишутся с заглавной буквы. Открывается третья картинка маршрута – фамилия. | Фамилию С заглавной буквы. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли полно и точно. Познавательные: умение разбираться в правописании заглавной буквы | Первичное закрепление умения разбираться в экологических задачах. |
11. Рефлексия. | - Какова была цель нашего путешествия? - Достигли ли вы своей цели? - Что было трудно? Удалось ли справиться с трудностями? -Какой маршрут путешествия мы с вами составили? - Почему несколько листков маршрута остались закрытыми? | Имя, фамилия, отчество, сказочный персонаж. Мы продолжим изучать на следующем уроке. «Буква обычная выросла вдруг, Выросла выше всех букв-подруг. Смотрят с почтением На букву подруги. Но почему? За какие заслуги? Буква расти не сама захотела. Букве поручено важное дело Ставится в слове Не зря и не просто Буква такого высокого роста, Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя ,фамилия пишутся с ней, Чтобы заметней им быть и видней, Чтобы звучали громко и гордо Имя твоё ,имя улицы, города. Буква большая-совсем не пустяк: В букве большой уважения знак!
| Регулятивные: оценивать свою работу. | Проведена рефлексия с целью оценить свою деятельност. |