Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 8 классе Вводные слова и предложения. Закрепление. »
Алешенский филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения Селецкая средняя общеобразовательная школа
с. Алешенка ул. Молодежная д.14 Трубчевского р-она, Брянской обл.
9-28-28
Конспект урока русского языка
в 8 классе
Обобщение и систематизация знаний
по теме "Вводные слова и предложения"»
Автор: Чмелева Мария Ивановна
учитель русского языка и литературы
Год написания: 2014 г.
Тема урока «Обобщение и систематизация знаний по теме "Вводные слова и предложения""»
Цель: систематизировать и обобщить знания по теме "Вводные слова и предложения"
развитие речевой и мыслительной деятельности.
Задачи:
повторить теоретические сведения о вводных словах и знаки препинания при них;
развивать навыки пунктуационного анализа предложений;
совершенствовать умение сравнивать, делать выводы;
формировать умение использовать вводные слова в речи устной и письменной;
Оформление урока: Эпиграф
Если в мире есть вещи, достойные названия "чуда", то слово, бесспорно, первое и самое чудесное из них. І Л. Успенский
Ход урока
І.Организационный момент.
ІІ. Актуализация знаний.
Работа с эпиграфом.
Обратим внимание учащихся на эпиграф, помещённый на доске.
- Почему именно эти слова выбраны для урока? (Ответы учащихся)
Что вы можете сказать о синтаксической конструкции этого предложения?
Учитель: Мы завершили изучение темы "Вводные слова и предложения". Сегодня мы проводим заключительный урок, на котором будут проверены ваши знания, навыки, полученные в результате изучения темы.
- Какие задачи будут для нас важными на уроке?
Постановка задач урока
Работа с текстом.
Сейчас мы с вами послушаем отрывок из древней летописи "Вечное заклятие".
Постановка задачи к тексту:
- Послушайте текст. Какие основные группы значения вводных слов, которые встретились в данном заклятии.
3. Чтение текста учеником.
ВЕЧНОЕ ЗАКЛЯТИЕ.
Древние летописи сохранили интересное предание о войне между простыми и сложными предложениями. Долгие годы длилась война с переменным успехом, прежде чем стороны пришли к перемирию.
Однажды к Главному Воителю одной из сторон привели пленных.
- Кто это?- надменно спросил он.
- Это вводные слова.
- Почему вводные?
- Они введут нас в курс дела. От них мы узнаем, где и как расположены войска противника, чем вооружены, сколько их.
Пленники разбились на несколько групп и о чём-то перешёптывались. Главный Воитель подозвал к себе ближайшую группу слов.
- Вы знаете план расположения войск моего противника?
Пленники забормотали:
- Э-Э, конечно, бесспорно, э-э, несомненно, но нет, кажется, э-э, нет, возможно:, пожалуй,:нет, не знаем, Главный воитель.
-Прочь! Прочь от меня!- разгневался тот.- Они выражают различную степень уверенности! Но они не знают! Обманщики! Лгуны! Позовите ко мне вон тех! Вы знаете кто перед вами?- сердито спросил он.
- О! О! К счастью, знаем. К общей радости! К удивлению! А впрочем, нет. К несчастью. К сожалению.
- Ах вы неблагодарные! Вы должны трепетать передо мной! А вы выражаете различные чувства! Ну и пленники! Отойдите от трона! Вы! Вот вы! Которые стоят в том углу! Быстро ко мне! Рассказывайте, как укреплены ваши позиции!
- По сообщению разведчиков: по словам воюющих: по мнению сражающихся: мы не знаем.
- Сговорились! Нарочно сговорились! Источники сообщения называют, а само сообщение держат в тайне. Попробуем порасспрашивать других. Так. Вон ту группу. Ну! Живо выкладывайте мне все сведения!
- Во- первых, властитель: а, напротив, ну, например: и, следовательно:
- Порядок мыслей! А мысли - то, мысли-то где?! Называйте их скорее! Молчите?! Я вам покажу! Вы у меня поплатитесь! Осталась последняя кучка слов. Ну! Вы! Отвечайте! Иначе вам всем придётся плохо!
- Ну, одним словом,: иначе говоря,: а лучше сказать:
- Так. Теперь способы оформления мыслей. А сведений так и нет. Насколько я понял, вы мне ничего не скажете. Я напрасно теряю время. Но мои угрозы не напрасны. Я налагаю на вас Вечное Заклятие. Отныне вас будут называть вводными словами. Вы всюду будете чужаками. Ни одно предложение не примет вас в свои члены, напротив, от вас будут отгораживаться запятыми с двух сторон.
Война давно закончилась, все забыли о ней, а Вечное Заклятие действует до сих пор, и никто не может его отменить.
Учитель: - Назовите основные группы значения вводных слов, которые встретились в днном заклятии.
- Что еще можно узнать о вводных словах из этого текста?
Какие слова называются вводными? (Это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает)
Как на письме выделяются вводные слова?
І І І. Закрепление.
1. Индивидуальная работа
Синтаксический разбор предложения (2 человека у доски)
Книги как извес..но издавн..почитались на Руси. Как утверждают летописцы Ярослав Мудрый владел большой библиотекой.
Слети к нам тихий ветер на мирные п..ля. Тебе поем мы песню вечерняя з..ря.
2. Работа с классом по вариантам.
У вас на листочках даны предложения (Знаки препинания не расставлены).
Прочитайте их и скажите, в каком предложении нет вводных конструкций?
1 вариант
1. Дверь к моему уд..влению ок..залась (не)запертой, и я заш..л в эту комнату.
2. Все в этом доме к..залось слаженным и обустроенным, поэтому мы прекрасно чу..ствовали себя в (не)знакомой обстановк...
3. Не было (не, ни)чего, что бы, по мнению бабушки, (не) пригодилось в хозяйстве.
- В каком предложении нет вводных конструкций? (знаки препинания не расставлены)
2 вариант.
1. Генерал к..залось (не) слышал слов капитана, но это впечатление было обманчивым.
2. Долга полярная ноч.., но к счастью и ей приходит конец.
3. Лицо его к...залось утомленным.
4. Этот человек надо вам заметить жил в этих местах недавно.
3. Проверка работы с предложениями у доски.
Слово учителя.
Вводные слова - закономерное явление в русском языке. Никто из великих русских поэтов и писателей не избегал вводных слов. Давайте прочитаем предложения, которые взяты из изученных произведений и подумаем, какими вводными конструкциями осложнены они и почему их использует автор.
1-й вариант - 5 предложений из комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"
2-й вариант - 5 предложений из поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри"
Предложения из "Ревизора":
"Колпаки пожалуй можно надеть и чистые" (О возможности выполнения указаний городничего)
"Нет я вам скажу вы не того, вы не:….." (Вводное предложение принадлежит Аммосу Фёдоровичу Ляпкину-Тяпкину. Оно раскрывает пустоту этого человека)
"Без сомнения проезжающий чиновник захочет прежде всего осмотреть подведомственные вам богоугодные заведения" (Городничий считает, что ревизор обязательно посетит указанные заведения)
Предложения из "Мцыри":
"Меня могила не страшит: там говорят страданье спит"
"Казалось звон тот выходил из сердца"
"Быть может он с своих высот привет прощальный мне пришлёт"
Вывод:
У Н.В. Гоголя вводные слова используются для более точной характеристики героев, а у М.Ю. Лермонтова они помогают правдиво передать мысли и чувства Мцыри, подчеркнуть его одиночество и отчаяние. Использование вводных слов в речи литературных героев делает её красочной и выразительной. Это доказывают примеры из классической литературы.
Чем грамотнее человек, тем более требователен он к своей речи. И вводные слова нужно использовать правильно, так как излишнее их употребление - стилистический недостаток. Чрезмерное употребление вводных слов затрудняет понимание речи и говорит о неумении выразить свою мысль. Назойливое повторение вводных слов делает речь невыразительной, тусклой, затрудняет её восприятие слушателями.
Вы, вероятно, часто слышите в речи своих товарищей, знакомых такие слова: значит, так сказать, в общем, мд-а-а, э-э-э. Мы их называем слова- “сорняки”, слова- “паразиты” они так “привязываются” к нам, что от них бывает очень трудно избавиться.
- Словарная работа со словом паразит.
Этот словарный сор, не замечаемый говорящим, весьма заметен для слушателей, он “режет” ухо, а иногда приводит к двусмысленности.
- Послушаем выступление критика, говорившего о новой пьесе.
(Выступление учащегося)
Это, так сказать, произведение, в котором, так сказать, автор хотел поднять, так сказать, проблему, важную, значит, так сказать, для нашего общества.
Учитель: - Что бы вы сказали о таком выступлении? (ответы учащихся)
Здесь оратор, давая положительную оценку пьесе, так засорил речь бесконечными “так сказать”, что придал ей иронический и отрицательный смысл. Каждый выступающий должен следить за чистотой своей речи, всячески оберегать её от слов-“паразитов”.
Тест по теме "Вводные слова и предложения"
Вводные слова - это:
слова, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает;
слова, обозначающие того, к кому обращаются с речью.
Какое значение имеет вводное слово действительно:
порядок мыслей;
различные чувства;
большая степень уверенности;
меньшая степень уверенности;
источник сообщения
Найдите вводное слово, обозначающее порядок мыслей и их связь:
к удивлению;
возможно;
конечно;
по-моему;
Итак
Являются ли вводные слова членами предложения:
да;
нет
Найдите предложение, в котором есть вводное слово:
Мне кажется, что скоро пойдёт снег.
Кажется, скоро пойдёт снег.
Он не такой, каким кажется
Найдите предложение, в котором есть вводное предложение:
Пожар в лесу, по словам очевидцев,- страшное зрелище.
Пожар в лесу, как говорят очевидцы,- страшное зрелище.
Очевидцы говорят, что пожар в лесу- страшное зрелище
Определите значение вводных слов:
К счастью, по причине неудачной охоты наши кони не были измучены.
Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало.
Лошадка Касияна, к удивлению моему, бежала довольно быстро.
а) источник сообщения;
б) порядок мыслей и их связь;
в) меньшая степень уверенности;
г) различные чувства.
В каком предложении слово кажется является вводным?
Кажется шепчут колосья друг другу.
Мир кажется мне книгой бесконечной.
Найдите предложения, в которых неверно расставлены знаки препинания:
а) Дождь казалось, зарядил надолго.
б) К несчастью частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия.
в) Ты, сказывают, петь великий мастерище.
г) Дождь прекратился, но должно быть, временно: лохматые тучи крутились низко, прямо над вершинами влажного леса.
д) По народному поверью аист стережёт счастье, не подпускает беду.
Д.З. Выбрать из литературных произведений 6-7 предложений с вводными конструкциями.
Итог урока
А.Кушнера "Вводные слова".
Меня, как всех, не раз, не два Спасали вводные слова, И чаще прочих среди них Слова во-первых, во-вторых, Они, начав издалека, Давали повод не спеша Собраться с мыслями, пока Не знаю, где была душа.