Урок русского языка в 6 классе "Этот удивительный мир фразеологизмов"
Урок русского языка в 6 классе "Этот удивительный мир фразеологизмов"
Данный урок направлен на то, чтобы сформировать у учащихся представление о фразеодлогизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи. Способствовать развитию навыков правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи. Прививать любовь к родному языку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе "Этот удивительный мир фразеологизмов" »
Урок русского языка в 6 классе по теме
«Фразеологизмы».
Цель урока:
1) Образовательная: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
2) Развивающая: способствовать развитию навыков правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формированию навыков определения специфических особенностей фразеологических оборотов, умения отличать их от других речевых единиц в потоке речи; содействовать развитию творческих способностей и образного мышления школьников; обогащать словарный запас школьников;
3) Воспитательная: способствовать воспитанию любви к родному языку, его красоте и многозначности.
Тип урока: изучение новой темы.
Оборудование урока: тетради, учебники, раздаточный материал, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент
Вступительное слово учителя.
Наверное, нет человека, который бы не слышал в свой адрес: «Не валяй дурака!»,
«Не бей баклуши!» или «Заруби себе на носу!»
Каждый хорошо владеющий родным языком прекрасно понимает, о чём идёт речь, и не удивляется ни “сидоровой козе”, ни дождику, который почему-то идет в четверг. И мы не будем удивляться, а поможет нам тема нашего урока.
Итак, не будем бить баклуши.
Вы засучите рукава.
Задания приготовьтесь слушать,
Чтоб не кружилась голова.
2. Актуализация
Давайте вспомним основные изученные понятия в разделе «Лексика».
3. Формирование новых понятий и способов действия
«Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.
- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.
Светлана стала как-то странно вертеться.
- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…
Что имела в виду мама Светланы? Почему девочка не поняла ее? (Ответы.)
В основе этого забавного случая, рассказанного писателем К. Чуковским в книге «От двух до пяти», лежит сложное и интересное явление русского языка. Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть еще и более сложные языковые единицы – устойчивые сочетания слов, в этих сочетаниях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет все выражение в целом. Например, «бить баклуши» - бездельничать, «зарубить на носу» - запомнить. Такие выражения нельзя понимать буквально, так как их смысл не исходит из смысла слов, составляющих выражение». Такие словосочетания называются несвободными.
Давайте посмотрим отличия свободных и несвободных словосочетаний. именно такие несвободные словосочетания и есть фразеологизмы.
Прочитайте словосочетания и определите, какое из них употреблено в свободной форме, а какое - в несвободной.
Составим два предложения со словосочетаниями любой строки и разберём их синтаксически. А теперь давайте дадим определение фразеологизма
Изучением таких выражений занимается фразеология – особый раздел науки о языке. Слово «фразеология» происходит от двух греческих слов: фразис – «выражение» и логос – «учение».
Запись в словарик: «Фразеология – от греч. фразис – «выражение» и логос – «учение» – раздел науки о языке, изучающий фразеологизмы.
Знакомство с фразеологией помогает понять историю и характер нашего народа. Во фразеологизмах отразилось отношение народа к человеческим достоинствам и недостаткам Определите отношение к человеку во фразеологизмах; мастер на все руки (одобрение трудолюбивого и умелого человека), работать спустя рукава (осуждение недобросовестного отношения к труду), коломенская верста (очень высокий), мухи не обидит (добрый).
4.Закрепление пройденного материала.
1)Откроем учебники упр.100 стр.48
2)-- Что не вырубишь топором?
(Что написано пером, не вырубишь топором)
-- Куда вставляют палки?
(Вставлять палки в колеса)
-- Что бьют бездельники?
(Бьют баклуши)
-- На каких ножках избушка?
(Избушка на курьих ножках)
-- Кого тянут за хвост?
(Тянуть кота за хвост)
-- Когда цыплят считают?
(Цыплят по осени считают)
3) Соедините разбросанные части фразеологизмов. (на карточках)Слайд 1
Кататься каккуры не клюют
Как котзимуют
Денегназубок
После дождичканаплакал
Где ракисыр в масле
Знать в четверг
Давайте проверим, всё ли ребята сделали верно. А что означают эти фразеологизмы? (Обсуждение) Слайд 2
«Кататься как сыр в масле»,
Замечательная, всем изобильная и удовольствованная жизнь
«Денег куры не клюют»
неимоверно много даже с избытком
«Как кот наплакал».
Очень мало
«После дождичка в четверг»
неизвестно когда исполнится.
«Знать назубок»
превосходно выучить что-либо
«Где раки зимуют»
Проучить, жестоко наказать кого-либо
Запишем эти фразеологизмы.
Каждый фразеологизм имеет свою интересную историю. Например, «После дождичка в четверг» Русичи — древнейшие предки русских — чтили среди своих богов главного бога — бога грома и молнии Перуна. Ему был посвящен один из дней недели — четверг (интересно, что и у древних римлян четверг был также посвящен латинскому Перуну — Юпитеру). Перуну возносили моления о дожде в засуху. Считалось, что он должен особенно охотно выполнять просьбы в "свой день" — четверг. А так как эти мольбы часто оставались тщетными, то поговорка "После дождичка в четверг" стала применяться ко всему, что неизвестно когда исполнится.
- Откуда можно узнать о происхождении Ф? Правильно, в специальном словаре, который так и называется – фразеологический.
- Русский язык очень богат, содержит слова из самых разных пластов лексики. Откуда же берутся фразеологизмы? Какова история их происхождения?
Многие фразеологические обороты пришли к нам из Рима и Древней Греции. Вспомните, какие устойчивые обороты вам знакомы? Какова история их возникновения? Что они обозначают? ( Выслушиваются ответы учащихся)
3. Выступления учащихся с сообщениями о происхождении фразеологизмов (Дамоклов меч, Панический страх, перейти Рубикон и т. д.)
4) Минутка для шутки
Каждый ученик по очереди берёт карточки с заданиями-фразеологизмами. Ребята должны при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные– угадать показанный фразеологизм. Задания на карточках:
1.Стоять на задних лапках.
4.Не находить места.
2.В рот воды набрал.
5.Намылить шею.
3.Попасть не в бровь, а в глаз.
6.Зарубить на носу.
4)Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:
Слайд 3
(Попутно повторяется значение лингвистических терминов синонимы и антонимы.)
1) рукой подать 1) мастер на все руки
2) на вес золота 2) спустя рукава
3) душа в душу 3) у черта на куличках
4) песок сыплется 4) грош цена
5) в час по чайной ложке 5) как кошка с собакой
6) профессор кислых щей 6) молоко на губах не обсохло голове
7) засучив рукава 7) на всех парах
5)В данном тексте подчеркните все фразеологизмы. Какие из них имеют одинаковое значение? Проверим Слайд 4
Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другоевылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка двавершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскуюверсту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох. «Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветери сидеть сложа руки». И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню,снять с него стружкуи, в конце концов, показать, где раки зимуют...
6) А сейчас мы с вами немного отдохнём и посетим с вами фразеологический зверинец
- Голоден, как …(волк)
- Труслив, как ...(заяц)
- Здоров, как …(бык)
- На ухо наступил… (медведь)
- Смотрит, как …(баран) на новые ворота
- Грязный, как … (свинья)
- Колючий, как … (еж)
-Хитёр как лиса
-Изворотлив как уж
- Надут как индюк
- Упрям как осёл
-Болтлив как сорока
Родственники за рубежом
Англичане говорят, что такие люди похожи друг на друга как две горошины, шведы – как две ягоды, немцы и чехи – как яйцо и яйцо. А как говорят русские?
(как две капли воды)
Англичане говорят о таком человеке, что он живёт в клевере, немцы – что он сидит как личинка в сале, французы – как петух в тесте. А что говорим мы?
(Как сыр в масле катается)
Если англичанин знает что -либо хорошо, он говорит: знаю как кисть своей руки, а француз и немец - как собственный карман. А русский?
(Как свои пять пальцев)
Немцы говорят о таком человеке, что у него денег как сена, французы – что он сшит из золота. А что о таком человеке говорят русские?
(У него денег куры не клюют)
Если англичанин хочет что-либо хорошенько запомнить, он говорит: это надо положить в свою трубку и выкурить, немец – это надо записать себе за ушами, француз – это надо вбить себе в голову. А что говорим мы?
(Зарубить себе на носу)
Французы о таком человеке говорят, что он тебе до лодыжки не доходит, англичане – он не годится на то, чтобы держать тебе свечку. А мы?
(Он тебе в подмётки не годится)
После случившегося англичане в этой ситуации видят звёзды, а французы – 36 подсвечников. Что в этом случае происходит с русскими ?
(Искры из глаз сыплются)
7)Творческий диктант: ученики записывают начало фразеологизма под диктовку учителя и самостоятельно продолжают фразеологизм: Слайд 5
Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми …; водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; заговаривать …;гроша медного не …; днём с огнём не …; в ежовых рукавицах …; палец опалец не … ; впросак ….
Затем следует проверка по очереди и объяснение встретившихся орфограмм.
Шутка-минутка.
- Исправьте ошибку, объясните значение:
1) ждать у горя погоды;
2) мы сами с ушами;
3) купить кита в мешке;
4) не ноги горшки обжигают;
5) нашла коза на камень;
6) крутится как булка в колесе.
5. Подведение итогов урока в форме фронтального опроса по вопросам: -
О каком явлении в русском языке мы сегодня говорили? (фразеологизмах)
Что такое фразеологизм?
Какими членами предложения являются фразеологизмы? (фразеологизм в предложении является одним членом предложения)
Какими свойствами слова обладают фразеологизмы? (синонимия, антонимы)
Как можно узнать лексическое значение фразеологизма? (по словарю)
В чем преимущество богатой речи? (образность, выразительность, точность, логичность речи, окружающие слушают с интересом)
Вот наш урок подошёл к концу. Я надеюсь, что он вам понравился, вы приобрели новые знакомства среди фразеологизмов, и теперь они будут вашими верными друзьями, вы не будете забывать использовать их в своей речи, а они сделают вашу речь более остроумной и с честью помогут вам выйти из трудных ситуаций.
Давайте попрощаемся, пожелаем друг другу всего самого доброго. И сделаем это тоже при помощи известных фразеологизмов.
Пожелание успеха в каком-либо деле, начинании (С Богом!)
Пожелание долгой жизни, благополучия (Многие лета)
Пожелание удачи в чём-либо
(В добрый час, ни пуха ни пера)
Работать слаженно
Бездонное небо
Ответственный человек
Рассказывать о путешествии
Собирать коллекцию
Писать быстро
Серый платок
Аплодировать артистам
Подъехать к берегу
Нарисовать портрет
Соедините разбросанные части фразеологизмов.
Кататься каккуры не клюют
Как котзимуют
Денегназубок
После дождичканаплакал
Где ракисыр в масле
Знать в четверг
Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:
1) рукой подать 1) мастер на все руки
2) на вес золота 2) спустя рукава
3) душа в душу 3) у черта на куличках
4) песок сыплется 4) грош цена
5) в час по чайной ложке 5) как кошка с собакой
6) профессор кислых щей 6) молоко на губах не обсохло голове
7) засучив рукава 7) на всех парах
В данном тексте подчеркните все фразеологизмы. Какие из них имеют одинаковое значение?
Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец неударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, вдругоевылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка двавершкатолько составлял, и теперь, вымахавши с коломенскуюверсту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох. «Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки». И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню,снять с него стружку и, в конце концов, показать, где раки зимуют...
Творческий диктант:
Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми …;
водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …;
держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …;
за тридевять …; зарубить себе на …; гроша медного не …; днём с
огнём не …; в ежовых рукавицах …; палец опалец не … ; впросак ….