kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 6 классе "Этот удивительный мир фразеологизмов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок направлен на то, чтобы сформировать у учащихся представление о фразеодлогизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи. Способствовать развитию навыков правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи. Прививать любовь к родному языку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе "Этот удивительный мир фразеологизмов" »



Урок русского языка в 6 классе по теме

«Фразеологизмы».

Цель урока:

1) Образовательная: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

2) Развивающая: способствовать развитию навыков правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формированию навыков определения специфических особенностей фразеологических оборотов, умения отличать их от других речевых единиц в потоке речи; содействовать развитию творческих способностей и образного мышления школьников; обогащать словарный запас школьников;

3) Воспитательная: способствовать воспитанию любви к родному языку, его красоте и многозначности.

Тип урока: изучение новой темы.

Оборудование урока: тетради, учебники, раздаточный материал, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент

Вступительное слово учителя.

Наверное, нет человека, который бы не слышал в свой адрес: «Не валяй дурака!»,

«Не бей баклуши!» или «Заруби себе на носу!»

Каждый хорошо владеющий родным языком прекрасно понимает, о чём идёт речь, и не удивляется ни “сидоровой козе”, ни дождику, который почему-то идет в четверг. И мы не будем удивляться, а поможет нам тема нашего урока.

Итак, не будем бить баклуши.

Вы засучите рукава.

Задания приготовьтесь слушать,

Чтоб не кружилась голова.

2. Актуализация

Давайте вспомним основные изученные понятия в разделе «Лексика».

3. Формирование новых понятий и способов действия

«Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как-то странно вертеться.

- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…

Что имела в виду мама Светланы? Почему девочка не поняла ее? (Ответы.)

В основе этого забавного случая, рассказанного писателем К. Чуковским в книге «От двух до пяти», лежит сложное и интересное явление русского языка. Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть еще и более сложные языковые единицы – устойчивые сочетания слов, в этих сочетаниях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет все выражение в целом. Например, «бить баклуши» - бездельничать, «зарубить на носу» - запомнить. Такие выражения нельзя понимать буквально, так как их смысл не исходит из смысла слов, составляющих выражение». Такие словосочетания называются несвободными.

Давайте посмотрим отличия свободных и несвободных словосочетаний. именно такие несвободные словосочетания и есть фразеологизмы.

Прочитайте словосочетания и определите, какое из них употреблено в свободной форме, а какое - в несвободной.

Составим два предложения со словосочетаниями любой строки и разберём их синтаксически. А теперь давайте дадим определение фразеологизма

Изучением таких выражений занимается фразеология – особый раздел науки о языке. Слово «фразеология» происходит от двух греческих слов: фразис – «выражение» и логос – «учение».

Запись в словарик: «Фразеология – от греч. фразис – «выражение» и логос – «учение» – раздел науки о языке, изучающий фразеологизмы.

Знакомство с фразеологией помогает понять историю и характер нашего народа. Во фразеологизмах отразилось отношение народа к человеческим достоинствам и недостаткам Определите отношение к человеку во фразеологизмах; мастер на все руки (одобрение трудолюбивого и умелого человека), работать спустя рукава (осуждение недобросовестного отношения к труду), коломенская верста (очень высокий), мухи не обидит (добрый).

4.Закрепление пройденного материала.

1)Откроем учебники упр.100 стр.48

2)-- Что не вырубишь топором?

(Что написано пером, не вырубишь топором)

-- Куда вставляют палки?

(Вставлять палки в колеса)

-- Что бьют бездельники?

(Бьют баклуши)

-- На каких ножках избушка?

(Избушка на курьих ножках)

-- Кого тянут за хвост?

(Тянуть кота за хвост)

-- Когда цыплят считают?

(Цыплят по осени считают)



3) Соедините разбросанные части фразеологизмов. (на карточках) Слайд 1



  • Кататься как куры не клюют

  • Как кот зимуют

  • Денег назубок

  • После дождичка наплакал

  • Где раки сыр в масле

  • Знать в четверг




Давайте проверим, всё ли ребята сделали верно. А что означают эти фразеологизмы? (Обсуждение) Слайд 2

«Кататься как сыр в масле»,

Замечательная, всем изобильная и удовольствованная жизнь

«Денег куры не клюют»

неимоверно много даже с избытком

«Как кот наплакал».

Очень мало

«После дождичка в четверг»

неизвестно когда исполнится.

«Знать назубок»

превосходно выучить что-либо

«Где раки зимуют»

Проучить, жестоко наказать кого-либо

Запишем эти фразеологизмы.

Каждый фразеологизм имеет свою интересную историю. Например, «После дождичка в четверг» Русичи — древнейшие предки русских — чтили среди своих богов главного бога — бога грома и молнии Перуна. Ему был посвящен один из дней недели — четверг (интересно, что и у древних римлян четверг был также посвящен латинскому Перуну — Юпитеру). Перуну возносили моления о дожде в засуху. Считалось, что он должен особенно охотно выполнять просьбы в "свой день" — четверг. А так как эти мольбы часто оставались тщетными, то поговорка "После дождичка в четверг" стала применяться ко всему, что неизвестно когда исполнится.

- Откуда можно узнать о происхождении Ф? Правильно, в специальном словаре, который так и называется – фразеологический.



- Русский язык очень богат, содержит слова из самых разных пластов лексики. Откуда же берутся фразеологизмы? Какова история их происхождения?

Многие фразеологические обороты пришли к нам из Рима и Древней Греции. Вспомните, какие устойчивые обороты вам знакомы? Какова история их возникновения? Что они обозначают? ( Выслушиваются ответы учащихся)

3. Выступления учащихся с сообщениями о происхождении фразеологизмов (Дамоклов меч, Панический страх, перейти Рубикон и т. д.)



4) Минутка для шутки

Каждый ученик по очереди берёт карточки с заданиями-фразеологизмами. Ребята должны при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные– угадать показанный фразеологизм. Задания на карточках:

1.Стоять на задних лапках.

4.Не находить места.

2.В рот воды набрал.

5.Намылить шею.

3.Попасть не в бровь, а в глаз.

6.Зарубить на носу.



4) Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:

Слайд 3

(Попутно повторяется значение лингвистических терминов синонимы и антонимы.)

1) рукой подать 1) мастер на все руки

2) на вес золота 2) спустя рукава

3) душа в душу 3) у черта на куличках

4) песок сыплется 4) грош цена

5) в час по чайной ложке 5) как кошка с собакой

6) профессор кислых щей 6) молоко на губах не обсохло голове

7) засучив рукава 7) на всех парах







5) В данном тексте подчеркните все фразеологизмы. Какие из них имеют одинаковое значение? Проверим Слайд 4

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох. «Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки». И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать, где раки зимуют...



6) А сейчас мы с вами немного отдохнём и посетим с вами фразеологический зверинец

- Голоден, как …(волк)

- Труслив, как ...(заяц)

- Здоров, как …(бык)

- На ухо наступил… (медведь)

- Смотрит, как …(баран) на новые ворота

- Грязный, как … (свинья)

- Колючий, как … (еж)

-Хитёр как лиса

-Изворотлив как уж

- Надут как индюк

- Упрям как осёл

-Болтлив как сорока



Родственники за рубежом

Англичане говорят, что такие люди похожи друг на друга как две горошины, шведы – как две ягоды, немцы и чехи – как яйцо и яйцо. А как говорят русские?

(как две капли воды)

  • Англичане говорят о таком человеке, что он живёт в клевере, немцы – что он сидит как личинка в сале, французы – как петух в тесте. А что говорим мы?

(Как сыр в масле катается)

  • Если англичанин знает что -либо хорошо, он говорит: знаю как кисть своей руки, а француз и немец - как собственный карман. А русский?

(Как свои пять пальцев)

  • Немцы говорят о таком человеке, что у него денег как сена, французы – что он сшит из золота. А что о таком человеке говорят русские?

(У него денег куры не клюют)

  • Если англичанин хочет что-либо хорошенько запомнить, он говорит: это надо положить в свою трубку и выкурить, немец – это надо записать себе за ушами, француз – это надо вбить себе в голову. А что говорим мы?

(Зарубить себе на носу)

  • Французы о таком человеке говорят, что он тебе до лодыжки не доходит, англичане – он не годится на то, чтобы держать тебе свечку. А мы?

(Он тебе в подмётки не годится)

  • После случившегося англичане в этой ситуации видят звёзды, а французы – 36 подсвечников. Что в этом случае происходит с русскими ?

(Искры из глаз сыплются)

7) Творческий диктант: ученики записывают начало фразеологизма под диктовку учителя и самостоятельно продолжают фразеологизм: Слайд 5

Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми …; водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; заговаривать …; гроша медного не …; днём с огнём не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не … ; впросак ….

Затем следует проверка по очереди и объяснение встретившихся орфограмм.

Шутка-минутка.

- Исправьте ошибку, объясните значение:

1) ждать у горя погоды;

2) мы сами с ушами;

3) купить кита в мешке;

4) не ноги горшки обжигают;

5) нашла коза на камень;

6) крутится как булка в колесе.



5. Подведение итогов урока в форме фронтального опроса по вопросам: -

О каком явлении в русском языке мы сегодня говорили? (фразеологизмах)

Что такое фразеологизм?

Какими членами предложения являются фразеологизмы? (фразеологизм в предложении является одним членом предложения)

Какими свойствами слова обладают фразеологизмы? (синонимия, антонимы)

Как можно узнать лексическое значение фразеологизма? (по словарю)

В чем преимущество богатой речи? (образность, выразительность, точность, логичность речи, окружающие слушают с интересом)

6. Домашнее задание.

Написать мини-сочинение, иллюстрирующее фразеологизм.

Вот наш урок подошёл к концу. Я надеюсь, что он вам понравился, вы приобрели новые знакомства среди фразеологизмов, и теперь они будут вашими верными друзьями, вы не будете забывать использовать их в своей речи, а они сделают вашу речь более остроумной и с честью помогут вам выйти из трудных ситуаций.

Давайте попрощаемся, пожелаем друг другу всего самого доброго. И сделаем это тоже при помощи известных фразеологизмов.



  • Пожелание успеха в каком-либо деле, начинании (С Богом!)

  • Пожелание долгой жизни, благополучия (Многие лета)

  • Пожелание удачи в чём-либо

(В добрый час, ни пуха ни пера)






Работать слаженно

Бездонное небо

Ответственный человек

Рассказывать о путешествии

Собирать коллекцию


Писать быстро

Серый платок

Аплодировать артистам

Подъехать к берегу

Нарисовать портрет

















Соедините разбросанные части фразеологизмов.





Кататься как куры не клюют

Как кот зимуют

Денег назубок

После дождичка наплакал

Где раки сыр в масле

Знать в четверг























































Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:





1) рукой подать 1) мастер на все руки

2) на вес золота 2) спустя рукава

3) душа в душу 3) у черта на куличках

4) песок сыплется 4) грош цена

5) в час по чайной ложке 5) как кошка с собакой

6) профессор кислых щей 6) молоко на губах не обсохло голове

7) засучив рукава 7) на всех парах









В данном тексте подчеркните все фразеологизмы. Какие из них имеют одинаковое значение?





Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох. «Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки». И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать, где раки зимуют...







Творческий диктант:





Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми …;

водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …;

держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …;

за тридевять …; зарубить себе на …; гроша медного не …; днём с

огнём не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не … ; впросак ….










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка в 6 классе "Этот удивительный мир фразеологизмов"

Автор: Куданетова Заира Руслановна

Дата: 31.08.2015

Номер свидетельства: 227864

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) ""Конспект урока по русскомы языку в 6 классе: "Этот удивительный мир фразеологизмов" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-po-russkomy-iazyku-v-6-klassie-etot-udivitiel-nyi-mir-frazieologhizmov"
    ["file_id"] => string(6) "184338"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426043982"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Презентация по русскому языку на тему "Этот удивительный мир фразеологизмов""
    ["seo_title"] => string(76) "prezentatsiia_po_russkomu_iazyku_na_temu_etot_udivitelnyi_mir_frazeologizmov"
    ["file_id"] => string(6) "647061"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1710279412"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока русского языка "Фразеологизмы""
    ["seo_title"] => string(44) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_frazeologizmy"
    ["file_id"] => string(6) "651989"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1717399937"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Урок русского языка в 8 классе  на тему “Однородные члены предложения. Обобщение изученного”."
    ["seo_title"] => string(107) "urok-russkogho-iazyka-v-8-klassie-na-tiemu-odnorodnyie-chlieny-priedlozhieniia-obobshchieniie-izuchiennogho"
    ["file_id"] => string(6) "267304"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450351969"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "220302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434573032"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства