Мобилизующее начало урока | Здравствуйте! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. У меня хорошее настроение. Мой разум чист, а сердце открыто для добрых дел. Откройте тетради, запишите число, классная работа. | Проверяют готовность рабочих мест. Приветствуют друг друга. Записывают число, классная работа. |
Проверка теоретических знаний (входной контроль) | Давайте прогуляемся по ромашковому лугу и погадаем на ромашке «Знаю-не знаю». Дидактическая игра «Ромашка «Знаю-не знаю». Какие предложения называются сложными? Как отличить сложное предложение от простого предложения? Какие предложения называются сложными бессоюзными? Как отличить сложносочинённое предложение от сложноподчинённого предложения? Как называются простые предложения в сложноподчинённом? Серединка ромашки: Отгадайте загадку. По всем странам славится Стройная красавица. Белые одёжки, золото – серёжки С расплетённою косой, Улыбается росой. (Берёза) | Выходят к доске, берут лепесток ромашки, читают вопрос и отвечают на него. Отгадывают загадку. |
Обобщение и систематизация знаний | Работа с текстом. Вот как говорит о берёзе писатель Соколов-Микитов. Чтение текста учителем: Из всех деревьев русского леса милее всех береза. Хороши и светлы березовые светлые рощи! Белые стволы покрыты тонкою берёстою. Когда сходит в лесу снег набухают на березах смолистые душистые почки. Из каждой случайно надломленной ветки березы каплет живительный сладкий сок. Множество перелетных певчих птиц собирается в березовых рощах. Поют голосистые дрозды кукуют кукушки с дерева на дерево перелетают пушистые синички. Ковром расстилаются цветут внизу под березами голубые и белые подснежники. 1вариант - 1, 2 вариант – 2 предложение. Определите вид сложного предложения, расставьте знаки препинания, составьте схему предложения. Лексико-орфографическая работа: Найдите и выпишите однокоренные слова к слову берёза. Выделите корень. Какая орфограмма во всех словах? Кто знает, что обозначает слова «берёза»? Давайте прочитаем текст о происхождении слова «берёза». Слово «берёза» произошло от старославянского слова «брезнь», что означало «апрель». Общеславянское berza возникло на базе индоевропейского корня в значении «что-то блестящее, белеющее». Слово «берёза» очень древнее и связано с глаголом «беречь», поскольку славяне считали берёзу даром богов, оберегающим человека. Физминутка. Мы берёзку посадили, Мы водой её полили. И берёзка подросла, К солнцу ветки подняла, А потом их наклонила И ребят благодарила. Работа в парах. Русский народ издавна наблюдал за растениями и создавал народные приметы и пословицы. Не обошёл стороной он и русскую берёзу. Сейчас мы будем работать в парах. В конвертах лежат пазлы. Ваша задача составить пословицы и народные приметы. Если берёза перед ольхой лист распускает, лето будет сухое. Кривая берёза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова. Сей овёс, когда берёзовый лист станет распускаться. Тонка берёзка, да разуму она учит. 1 ряд – сложноподчинённое, 2 ряд – сложносочинённое, 3 ряд – сложное бессоюзное. Фронтальная работа. Образ берёзы часто встречается в поэтической речи. Мы это сейчас увидим, если правильно решим задачу: дано два предложения. Надо определить роль союза И в предложении. 1. Шелестят зелёные серёжки и горят серебряные росы. 2. Под ветром низко клонется и гнётся, но не ломится. | Читают текст Соколова-Микитова. Определяют основную мысль текста. Записывают предложения в тетрадь. Определяют вид предложения. Составляют схему. Находят и выписывают однокоренные слова, выделяют корень. Читают текст о происхождении слова «берёза». Отвечают на вопросы учителя. Выполняют упражнения. Читают, сравнивают, анализируют. Учатся взаимодействовать друг с другом. Применяют теоретические знания о сложном предложении на практике. Анализируют, сравнивают, делают выводы. |
Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. | Не только поэты и писатели использовали образ берёзы в своём творчестве, но и художников вдохновляло это милое деревце. Посмотрите на картины художников: И.И.Шишкин. Ручей в берёзовом лесу. В.Д.Поленов. Золотая осень. И.Э.Грабарь. Февральская лазурь. Дома вам предстоит побывать в роли писателей и создать небольшое сочинение о берёзе, используя как простые, так и сложные предложения. | Наблюдают, анализируют. Записывают в дневнике. |