Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе «Образование имен прилагательных» »
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Основная общеобразовательная школа №2 сельского поселка Аккермановка муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области»
Конспект урока по русскому языку
в 5 классе
«Образование имен прилагательных»
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Гоголюхина Галина Ивановна
г. Новотроицк
2014
Тема: «Образование имен прилагательных»
Цель: Совершенствовать знания учащихся об имени прилагательном как части речи.
Задачи:1. Образовательные: познакомить учащихся со способами образования имен прилагательных.
2. Развивающие: продолжить развитие умений анализировать, сопоставлять.
3. Воспитательные: воспитывать чувство любви и уважения к русскому языку.
Учитель: - В русском языке есть прекрасные слова, которые делают нашу речь красивой, образной и богатой. Как вы думаете: слова какой части речи я имею в виду?
Верно, сегодня мы продолжим работу по изучению этой загадочной части речи.
Подготовка к восприятию нового материала.
Учитель: - Ребята, я предлагаю Вам сыграть в игру «Слова ищут помощников».
К словам гора,лес, город, май подберите однокоренные прилагательные.
- Правильно, ребята, многие прилагательные образуются с помощью суффиксов — н-, -ск-, -ист-. Запишите эти слова в тетрадь.
4. Изучение нового материала.
Учитель: - Выполните упражнение 791 и сделайте вывод об основных способах образования имен прилагательных в русском языке. От каких частей речи могут образовываться имена прилагательные?
5.Закрепление изученного материала.
1) Учитель: - Выпишите из текста упражнения 793 имена прилагательные, восстанавливая окончания; графически покажите, как образованы имена прилагательные.
Физкультминутка:
Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп.
Качаем головой.
Мы руки поднимаем.
Мы руки опускаем.
Мы руки разведем.
И побежим кругом.
2)Работа по определению значений суффиксов у прилагательных.
Учитель: - Допишите по два примера в каждую строчку. Определите значение суффикса по словарику морфем.
а) … + - оват(ый) : горьковатый, …
б) … + -ск(ий): кавказский,..
в) … + -еньк(ий): сладенький,…
Учитель: - Составьте с этими прилагательными 5-6 словосочетаний.
Вывод: Это задание способствует формированию у учащихся умения образовывать имена прилагательные суффиксальным способом и определять значение суффиксов по словарю морфем.
3) Учитель: - От данных слов с помощью суффиксов –ск- и –н- образуйте прилагательные. Какой суффикс присоединяется к одушевленным существительным, а какой – к неодушевленным. Запишите образованные прилагательные, выделите корни, в которых происходит чередование гласных или согласных. Докажите, что образованные вами прилагательные могут использоваться в речи в роли существительных, обозначающих названия помещений.
Вывод: Это задание способствует отработке умений образовывать имена прилагательные от имен существительных одушевленных и неодушевленных.
4) Творческая работа с текстом.
Учитель: - Спишите текст, вставляя на место пропусков подходящие имена прилагательные. Разберите их по составу. (Прилагательные даны после текста).
Ах, осень, осень!
Солнце еще высоко поднимается на …. голубом небе, по которому плывут стайки … облаков. … дни радуют мягким теплом. Особенно хорошо в такое время прогуляться по лесу. Какие здесь … краски! Все деревья надели свои самые лучшие наряды. Белоствольные березки тихо шелестят ветками, покрытыми … листочками. Могучие дубы еще не сдаются осени, на их ветках крепко держатся … темно-зеленые листья. Зато … желуди в … шапочках с хвостиками покрывают ковром всю землю вокруг ствола. На поляне рябины красуются перед всеми багряными листьями и … ягодками. Только … ели не изменили свой наряд. Налетит легкий ветерок, затрепещут … деревья.