Урок русского языка в 5 классе на тему: "Написание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах"
Урок русского языка в 5 классе на тему: "Написание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах"
Цель урока:закрепить знания о написании –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах, опираясь на поставленный к словам вопрос и грамматическую категорию; пробуждать интерес к предмету, используя экскурс в историю языка; дать учащимся понятие об экологической этике и необходимости её соблюдения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе на тему: "Написание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах"»
Конспект урока русского языка в 5 классе на тему:
«Написание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах»
Цель урока: закрепить знания о написании –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах, опираясь на поставленный к словам вопрос и грамматическую категорию; пробуждать интерес к предмету, используя экскурс в историю языка; дать учащимся понятие об экологической этике и необходимости её соблюдения.
Оборудование: иллюстративный и раздаточный материал.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
Опрос по домашнему заданию.
Актуализация опорных знаний.
- Расскажите правило «Написание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах». Приведите примеры.
III. Мотивация учебной деятельности.
- Почему возникла дразнилка: «Кто в глаголах пишет –ЦА - настоящая овца»?
IV. Постановка целей и задач урока.
V. Работа над темой урока.
1. «Это интересно!»
Когда-то (ещё в древнерусском языке) нынешняя часть слова –СЯ была самостоятельным словом СЕБЯ, СЕБЕ. Позже она утратила самостоятельность и значимость, сначала превратившись в частицу –СЯ, а затем её стали писать слитно со словами. Так, например, образовались слова: смеяться (веселить себя), умываться (умывать себя).
Однако есть ряд слов, в которых –СЯ играет другую роль. Например: здороваться, драться, встречаться.
Сейчас –СЯ называют постфиксом, потому что он стоит после окончания.
2. Выборочно-распределительный диктант.
Выпишите в два столбика: существительные на –ЦА и глаголы на –ТЬСЯ, -ТСЯ.
Сегодня я с сестрой пошёл в лес. Прохлада окутала меня со всех сторон. Вдруг я заметил ручеёк, который стремится пробиться сквозь изумрудный мох. Водица его струится с небольшого валуна. Моя сестрица заметила, как вода пробирается между камнями и устремляется вниз по овражку. Однако в конце оврага мы увидели преграду: сучья скапливаются там и мешают ручейку. В завале оказалась и пластиковая бутылка, и страница газеты, и даже откуда-то взявшийся башмак. Что же делать? Ручеёк сам очиститься не сможет. Мы решили ему помочь. Раз-два. Собрали в пакет «следы» нерадивых людей. Три-четыре. Растащили ветки. И благодарный ручеёк бросился продолжать свой путь.
Мы очень надеялись, что больше на его пути не встретится преград и ручей будет плескаться и веселиться на воле.
- Рядом с каждым глаголом запишите вопрос, на который он отвечает.
3. Конструирование словосочетаний.
-От данных форм глаголов образуйте начальную и запишите с ней словосочетание.
Встретился –
Задумываешься –
Бросаются –
Скроется –
Обернулась –
Прощаются –
Заботятся –
Кланяемся –
4. Распределительный диктант.
- Выпишите в два столбика словосочетания: в первый – с глаголами в н.ф., во второй – с глаголами в 3-м лице ед. и мн.ч.
- Обозначьте орфограмму.
Собака кусается, нужно заботиться, крапива жжётся, весело общаться, аккуратно пользуется, обращаться за помощью, заниматься делом, одеваться модно, комната проветривается.
5. Тренировочный диктант-миниатюра.
Если интересоваться насекомыми, не нужно стремиться собирать коллекцию. Можно делать фотографии и рисунки насекомых, вести дневник наблюдений за ними, но пусть они остаются живыми.
Если же тебе очень захочется посмотреть на разных насекомых в коллекциях, можно отправиться в зоологический музей. Там удивительных насекомых великое множество.
А окружающие тебя жуки, бабочки, стрекозы останутся живыми и здоровыми и будут радовать тебя своей красотой.