kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 5 классе на тему: "Написание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: закрепить знания о написании –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах, опираясь на поставленный к словам вопрос и грамматическую категорию; пробуждать интерес к предмету, используя экскурс в историю языка; дать учащимся понятие об экологической этике и необходимости её соблюдения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе на тему: "Написание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах"»

Конспект урока русского языка в 5 классе на тему:

«Написание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах»

Цель урока: закрепить знания о написании –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах, опираясь на поставленный к словам вопрос и грамматическую категорию; пробуждать интерес к предмету, используя экскурс в историю языка; дать учащимся понятие об экологической этике и необходимости её соблюдения.

Оборудование: иллюстративный и раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

  1. Опрос по домашнему заданию.

  2. Актуализация опорных знаний.

- Расскажите правило «Написание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах». Приведите примеры.

III. Мотивация учебной деятельности.

- Почему возникла дразнилка: «Кто в глаголах пишет –ЦА - настоящая овца»?

IV. Постановка целей и задач урока.

V. Работа над темой урока.

1. «Это интересно!»

Когда-то (ещё в древнерусском языке) нынешняя часть слова –СЯ была самостоятельным словом СЕБЯ, СЕБЕ. Позже она утратила самостоятельность и значимость, сначала превратившись в частицу –СЯ, а затем её стали писать слитно со словами. Так, например, образовались слова: смеяться (веселить себя), умываться (умывать себя).

Однако есть ряд слов, в которых –СЯ играет другую роль. Например: здороваться, драться, встречаться.

Сейчас –СЯ называют постфиксом, потому что он стоит после окончания.

2. Выборочно-распределительный диктант.

Выпишите в два столбика: существительные на –ЦА и глаголы на –ТЬСЯ, -ТСЯ.

Сегодня я с сестрой пошёл в лес. Прохлада окутала меня со всех сторон. Вдруг я заметил ручеёк, который стремится пробиться сквозь изумрудный мох. Водица его струится с небольшого валуна. Моя сестрица заметила, как вода пробирается между камнями и устремляется вниз по овражку. Однако в конце оврага мы увидели преграду: сучья скапливаются там и мешают ручейку. В завале оказалась и пластиковая бутылка, и страница газеты, и даже откуда-то взявшийся башмак. Что же делать? Ручеёк сам очиститься не сможет. Мы решили ему помочь. Раз-два. Собрали в пакет «следы» нерадивых людей. Три-четыре. Растащили ветки. И благодарный ручеёк бросился продолжать свой путь.

Мы очень надеялись, что больше на его пути не встретится преград и ручей будет плескаться и веселиться на воле.

- Рядом с каждым глаголом запишите вопрос, на который он отвечает.

3. Конструирование словосочетаний.

-От данных форм глаголов образуйте начальную и запишите с ней словосочетание.

Встретился –

Задумываешься –

Бросаются –

Скроется –

Обернулась –

Прощаются –

Заботятся –

Кланяемся –

4. Распределительный диктант.

- Выпишите в два столбика словосочетания: в первый – с глаголами в н.ф., во второй – с глаголами в 3-м лице ед. и мн.ч.

- Обозначьте орфограмму.

Собака кусается, нужно заботиться, крапива жжётся, весело общаться, аккуратно пользуется, обращаться за помощью, заниматься делом, одеваться модно, комната проветривается.

5. Тренировочный диктант-миниатюра.

Если интересоваться насекомыми, не нужно стремиться собирать коллекцию. Можно делать фотографии и рисунки насекомых, вести дневник наблюдений за ними, но пусть они остаются живыми.

Если же тебе очень захочется посмотреть на разных насекомых в коллекциях, можно отправиться в зоологический музей. Там удивительных насекомых великое множество.

А окружающие тебя жуки, бабочки, стрекозы останутся живыми и здоровыми и будут радовать тебя своей красотой.

VI. Рефлексия.

-Что вас удивило на уроке?

- Что вам запомнилось лучше?

- Какое правило вы сегодня повторили?

VII. Домашнее задание.

Выполнить упражнение по учебнику.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка в 5 классе на тему: "Написание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах"

Автор: Гусева Лидия Станиславовна

Дата: 14.07.2015

Номер свидетельства: 222856

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока русского языка на тему "Правописание -тся и -ться в глаголах""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_na_tiemu_pravopisaniie_tsia_i_t_sia_v_ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "435754"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1509459173"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока русского языка на тему: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "109614"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822487"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "конспект урока русского языка по теме "Правописание глаголов на -тся, -ться""
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-ghlagholov-na-tsia-t-sia"
    ["file_id"] => string(6) "310081"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458921422"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок русского языка по теме"Художественный стиль речи " "
    ["seo_title"] => string(62) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-khudozhiestviennyi-stil-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "125600"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415018518"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства