-
6 класс
Тема урока: Спряжение глагола.
Цели:
1.Обучающая цель: совершенствование умений по инфинитиву определять спряжение глаголов;
- Развивающая цель: активизация познавательной деятельности через решение логических задач.
- Воспитательная цель: создание атмосферы доброжелательности между учащимися, учителем и учащимися, стимулирование активного творческого труда.
-
Ход урока:
- Организационный момент
-
Проверка готовности к уроку (учебники, тетради, карточки)
II. Работа над эпиграфом.
Объясните, как вы понимаете смысл эпиграфа.
Что без меня предметы? Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.
III. Синтаксическая пятиминутка:
Синтаксический разбор предложения:
Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело поднималась, росла и постепенно облегала небо.
IV. Фронтальный опрос
- Что называется спряжением?
- Сколько спряжений имеет глагол?
- Для чего нужно знать спряжение глагола?
- Как определить спряжение глагола?
-
Вспомним стихотворение - подсказку.
Ко II же спряженью
Отнесём мы без сомненья,
Все глаголы, что на – ить,
Исключая брить, стелить.
А ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья:
Их на -е- спрягать нельзя.
V. Изучение нового материала.
1. Давайте расставим в глаголах ударение. Посмотрите, есть окончания ударные, а есть и безударные.
Проблемный вопрос: как быть, если надо написать эти глаголы под диктовку или в сочинении?(Выслушиваются версии)
2. Дан текст с пропущенными орфограммами в окончаниях глаголов:
Прошлой осенью ходил я к дальнему озеру за окунями. Тихо и светло быва. т в лесу осенним днем. В таком лесу далеко слыш.тся каждый звук. Вот кто-то бежит под кустами. Присяд.шь на корточки и вид. шь: кат. тся возок с листьями.
– Как нам заполнить пропуски? Если есть орфограмма, значит, есть какое-то правило. Давайте попробуем решить эту задачу. (Выслушиваются версии)
Где лучше всего найти ответ на вопрос и узнать, чья версия верная?
3. Работа с учебником.
Найти ответ, как определить спряжение глагола с безударным окончанием, сделать записи в тетрадях.
4. Выслушиваются ответы учащихся. Проверка.
– Как определить окончание глагола, если оно безударное?
– Какие глаголы относятся ко II спряжению? Какие – к I спряжению?
– Как будем рассуждать? (Составление алгоритма рассуждения).
Ударение
основа окончание
определяем
определяем спряжение спряжение
по инфинитиву по окончанию
выбираем гласную
в окончании глагола
Закрепление:
- Запишите пословицы, определите спряжение по алгоритму:
-
А) Без углов дом не строится(II), без пословицы речь1 не молвится.1
Б) Пословица век не сломится.(II)
В) Друга на деньги не купишь.(II) Объясните, как вы понимаете эту пословицу.
2.Из данных предложений выписать глаголы I спряжения, доказать.
1) Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держ…тся и движ…тся жизнь.
2) Мы возвраща…мся с охоты, идём по аллеям сада.
3) Собака останавлива… тся, пят…тся.
- Физминутка.
-
Слово учителя:
А сейчас посмотрим, как вы можете по неопределённой форме определять спряжение глаголов. Встали, вышли из-за парт, поставили руки на плечи. Если увидите глагол 1 спряжения, поднимаете руки вверх, 2 спряжения — вперёд.
Платить, ужинать, ловить, играть, летать, спешить, тянуться, рыть, учиться, сеять.
Работа с учебником. Упр. 269 (1)
А теперь выполним творческое задание.
- Из данных глаголов выбрать: 1 вариант – глаголы I спряжения, 2 вариант – глаголы II спряжения, поставить их в 3 лице и составить с ними предложения на тему «Шторм на море».
-
Грохотать, гнать, крутить, расстилаться, сверкать, катить.
XI. Итог урока. Рефлексия.
О чём мы сегодня говорили на уроке? Какие орфограммы повторяли? Достигли ли вы цели, которую поставили в начале урока?
Какие задания выполнять было интересно? Какие – трудно?
X. Домашнее задание: упр. 269 (2); индивидуальное задание упр. 268.