kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русскому языку по теме " Определение" с использованием цифровых образовательных ресурсов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема и номер урока в теме: 1

Базовый учебник: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.И. Максимов, Л.А. Чешко «Русский язык. 8 класс».

Цель  урока: углубить и расширить знания учащихся по теме «Определение», сформировать знания о согласованных и несогласованных определениях.

Задачи:

- обучающие: изучить и закрепить знания учащихся об определении как второстепенном члене предложения; сформировать умения различать согласованные и несогласованные определения и способы их выражения.

- развивающие: формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать, критического анализа информации, умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, пользоваться предметным языком, навыки устной монологической речи.

- воспитательные: воспитывать любовь к художественному слову, формировать умения определять художественную значимость слова; воспитывать культуру общения.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, интерактивная доска, ЦОР, используемые на уроке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку по теме " Определение" с использованием цифровых образовательных ресурсов »

Урок с использованием технологии критического мышления через чтение и письмо по теме: "Определение".


Цели урока:


Образовательная:

создание условий для осознания и первичного осмысления блока новой учебной информации;

обретение учащимися опыта деятельностного освоения и целостного осознания определения как второстепенного члена предложения;

формирование умений различать согласованные и несогласованные определения и способы их выражения.

Развивающая:

развитие интеллектуальных умений: выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, критического анализа информации;

развитие познавательных умений: составлять научную статью, пользоваться предметным языком.

осмысление связей нового материала с ранее изученным.

Воспитательная:

формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;

воспитание культуры общения в группе.

Тип учебного занятия: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Технология: критическое мышление.

Приемы критического мышления: кластер, “Пометки на полях”, синквейн.

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Учащиеся в течение урока работают в группах по 4 человека.


Ход урока:


I. Введение в тему. Постановка учебной цели.


- Запишите название темы урока.


- Подберите однокоренные слова.


(Определить, определенный, определитель, определиться).


Слово многозначно: (См. : Ожегов С. И. Словарь русского языка, - М. 1984- 401.)


Определить. С точностью выяснить, установить. Определить болезнь

Объяснение (формулировка), раскрывающее содержание, смысл чего-н. Дать правильное определение значению слова.

Одна из форм судебного решения. Определение суда.

Решение, постановление суда (устар.).

В грамматике: второстепенный член предложения.


- Произведите морфемный разбор слова.


(Определить, Образовано от предел “граница”. Первоначально – “установить предел, границы чего-либо”)


- Сформулируйте общую цель урока.


- Зачем авторы учебника включили эту тему для изучения, если мы уже, кажется, достаточно по ней знаем?


II. Актуализация прежних знаний. Работа в группе.


Ребята, вам необходимо восстановить художественный текст, из которого изъяты определения. Предложения записаны на бумаге разного цвета, впишите в них пропущенные определения и соберите текст из “рассыпанных” предложений.


Поразительно умение белок - грызуний выбирать … орехи, обгрызать шишку … и …


Я не раз находил в лесу … хранилища белок.


Сидя под деревом в … лесу, увидел однажды … белку, скакавшую по… земле, она несла в зубах … …. гроздь … орехов.


Они прячут их в … дуплах и зимою безошибочно находят … запасы.


- Прочитайте восстановленный текст.


1. Я не раз находил в лесу грибные хранилища белок. 2. Сидя под деревом в глухом лесу, увидел однажды рыжую белку, скакавшую по сырой земле, она несла в зубах большую тяжелую гроздь лесных орехов. 3. Поразительно умение белок-грызуний выбирать спелые орехи, обгрызать шишку ели и сосны. 4. Они прячут их в глубоких дуплах и зимою безошибочно находят свои запасы.


- Почему некоторые предложения восстанавливались с большим трудом?


- Какие выводы вы уже можете сделать?


(Без определений рассыпается предложение, теряется смысл, точность, эмоциональность, яркость речи)


III. Стадия осмысления. Оформление кластера.


- Запишите ключевые вопросы, которые позволят полнее представить тему “Определение” и решить задачу урока?


- Обменяйтесь в группах своими знаниями, придите к единому мнению, приготовьтесь отвечать от имени группы.


- Давайте теперь все вместе оформим кластер.


Работа с классом, заслушиваются и записываются вопросы от каждой группы.


Рисунок 1


IV.. Самостоятельная работа


- Напишите научную статью в учебник об определении как второстепенном члене предложения.


- Обсудите тексты в группах и выберите тот, который зачитаете.


- Заслушивается статья. Что можно дополнить? С чем не согласны?


V. Маркировка текста с использованием значков


“V” - знал


“+” - новое


“-” думал иначе


“?” - не понял


- Познакомьтесь с научной статьей, по ходу чтения не забывайте ставить на полях справа значки. Текст составлен на основе словарной статьи. Словарь-справочник лингвистических терминов. Авторы: Розенталь Д. Э. , Теленкова М. А. М. , “Просвещение”, 1985.


- Используя теоретический материал статьи, попытайтесь ответить на вопросы, возникшие во время составления кластера.


VI. Оформление кластера. Рисунок 2


- Давайте вернемся к ранее составленному кластеру, проверим правильность составления и подумаем, какие дополнительные теоретические сведения об определении нужно внести в кластер? (Дополнения к кластеру вносятся другим цветом)


- Какие определения называются согласованными? Несогласованными?


- Установим причинно-следственные связи.


VII. Обобщение и систематизация знаний.


1. Выпишите верные примеры, обоснуйте свой ответ.


- Обсудите свой выбор в группе, приготовьтесь отвечать.


- У кого есть другое мнение?


- Благодаря чему несогласованные определения могут обозначать признак предмета более точно и полно?


(Если существительное выступает в роли главного слова, соотносится по значению с глаголом, то словосочетание является многозначным – зависимое слово обозначает и признак предмета, и место действия, названное существительным).


- От чего зависит значение словосочетания?


(Значение словосочетания зависит от того, какой частью речи является и что обозначает главное слово)


Вывод: если главное слово в словосочетании имя существительное, то зависимое слово, обозначая какой-либо признак предмета, названного именем существительным, выступает в роли определения, какой бы частью речи оно ни было выражено.


2. Выполнение теста по теме “Определение”. Тест составлен по материалам пособия для учителя “Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку 8 класс. Автор: Костяева Т. А. , М. , “Просвещение”, 2001г.


- При выполнении теста постарайтесь не обращаться к статье, только в случае крайнего затруднения пользуйтесь ею.


Ключ


1) второстепенный, признак, какой? чей?


2) а) согласованное б) несогласованное


3) б 4) а 5) б, г, д 6) б, в, д 7) 4 8) 1- 1, 2, 4 2 - 3, 5


VIII. Домашнее задание: § 175, упр. 151, составьте опорный конспект по теме.


IX. Рефлексия. Написание синквейна. Стихотворение из пяти строк позволяет в художественной форме оценить изученное понятие. Каждый ученик пишет синквейн, затем согласовывает с партнером и из двух составляют один - парный.


Правила написания синквейна.


Ключевое слово (тема)


Два прилагательных, характеризующих тему/понятие.


Три глагола, показывающие действие темы/понятия


Короткое предложение, отношение автора к теме/понятию


Синоним, обобщающий тему


Определение.


Согласованное и несогласованное.


Рисует, конкретизирует, характеризует.


Обозначает признак предмета, явления.


Эпитет.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Матвеева Виктория Алексеевна

Дата: 01.04.2015

Номер свидетельства: 195495

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Возможности использования интерактивной доски на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(80) "vozmozhnosti-ispol-zovaniia-intieraktivnoi-doski-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "120533"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413732071"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Разработка открытого урока по математике "Распределительный закон умножения"  5 класс. "
    ["seo_title"] => string(91) "razrabotka-otkrytogho-uroka-po-matiematikie-raspriedielitiel-nyi-zakon-umnozhieniia-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "132832"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416413327"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Исследовательские приёмы контроля и оценки результативности занятий. "
    ["seo_title"] => string(76) "issliedovatiel-skiie-priiomy-kontrolia-i-otsienki-riezul-tativnosti-zaniatii"
    ["file_id"] => string(6) "211669"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431668719"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Олимпиадные развития как инструмент поддержки творческих способностей младших школьников "
    ["seo_title"] => string(100) "olimpiadnyie-razvitiia-kak-instrumient-poddierzhki-tvorchieskikh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "129478"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415716201"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Анализ деятельности  ШМО учителей гуманитарного цикла за 2015-2016 учебный год"
    ["seo_title"] => string(90) "analiz-dieiatiel-nosti-shmo-uchitieliei-ghumanitarnogho-tsikla-za-2015-2016-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "338472"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1470131602"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства