урок русского языка с применением стратегий критического мышления
Урок русского языка с применением стратегий критического мышления
Урок русского языка в 6 классе с применением стратегий критического мышления, т.е.были использованы приемы "Диаманта", "Перепутанные логические цепочки", "Лекция со стопами", также учащиеся защищали постеры на лексичекую и грамматическую тему урока. Наиболее эффективным было применение возможностей интерактивной доски программы Activ Studio (использованы инструменты "шторка", "волшебная лупа").
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок русского языка с применением стратегий критического мышления »
ФИО
Ботантаева Жаннат Асановна
СШ №5, 6 класс
Предмет:
Русский язык
Ссылка:
Учебник «Русская речь»
Тема урока:
Изменение глаголов настоящего времени по числам и по лицам
Общие цели:
Углубить знания учащихся по теме «Глагол».
Задачи урока:
1. Знать правописание личных окончаний глагола.
2. Закрепить теоретический материал на практике при выполнении различных заданий, способствовать развитию критического мышления, образного мышления.
3. Учить наблюдательности.
Ожидаемые результаты
Умеют работать в группе, совместно решать поставленные учебные задачи. Различают времена глаголов.
Форма урока, методы и приемы
Прием «Верные и неверные утверждения»составление кластера, «Словесная оценка»
Наглядности:
ИКТ, презентация новой темы, оценочные листы, постеры
Ход урока:
Организационный момент:
Деятельность учителя:
1) Приветствие
2) Постановка цели, эмоциональный настрой.
Звучит музыка «Снег кружится и тает»
– Здравствуйте, ребята! Давайте послушаем музыку и настроимся на плодотворный урок русского языка.
3) Деление на группы (на снежинках слова: имена существительные, глагол)
─ Что можно делать под эту музыку? (танцевать, веселиться, плясать, петь, двигаться)
─ Какие части речи вы назвали? (глаголы)
Сегодня мы продолжим знакомство с удивительной частью речи
Глагол – самостоятельная часть речи,
Она заставит действовать нас всех:
Читать, писать, спрягать – и обеспечит
В конце урока непременно намуспех!
Прежде чем к изучению нового приступить,
Надо пройденную тему повторить.
Деятельность ученика:
Опрос домашнего задания
Сочинение на тему «Жил-был глагол...»
І стадия:
вызова
Актуализация знаний.
Заполнение таблицы
Кроссворд «Снег»
В предложении глагол является ...
Глаголы какого вида отвечают на вопросы «Что делать?»
Глаголы образуют форму прошедшего, настоящего, будущего ...
Самая живая часть речи…
Назначение его –выражать само действие.
ІІ стадия Осмысление.
Прием «Чтение с остановками»
Составление постеров, защита проектов
Работа с текстом «Снег...Снег...Белый снег...»
Прием «Чтение с остановками» (использование инструмента «Шторка»)
Задание: выписать глаголы настоящего времени.
Работа по таблице «Изменение глаголов настоящего времени по лицам и числам»
Минутка шутки «Диалог учителя и ученика» (назовите чередующиеся согласные в корне слова. Что такое чередование?)
Прием «Перепутанные логические цепочки» (работа по картинкам)
«Грамматические загадки» - беседа по содержанию.
Задание: списать текст, вставляя вместо точек пропущенные буквы, выделить окончания, определить время глагола.
1 группа – разбор по членам предложения
2 группа – составить видовые пары с данными глаголами.
Постеры на темы:
1 группа – «Глагол»
2 группа – составить Синквейн на тему «Снег»
ІІІ-стадия Рефлексия
Рефлексия
Заполнение оценочного листа
Оцените свою работу на уроке (заполнение оценочного листа).
Ресурсы:
Интернет материалы
Задание на дом:
Сочинение-рассуждение «Почему снег белый?»
Пересказ текста «Снег...Снег...Белый снег...» по плану.
Глаголы несовершенного вида образуют форму прошедшего, настоящего и будущего времени, а глаголы совершенного вида форму настоящего времени не имеют.
Цели:
· повторить и обобщить изученный материал по теме «Глагол»;
· продолжить развитие у детей орфографических и речевых навыков, умения определять морфологические признаки глагола и его роль в тексте;
· воспитывать у шестиклассников любовь к родному языку и красоте родной природы.
Оборудование: презентация по теме «Глагол», рисунки детей на тему «Портрет глагола»
Ход урока
I. Организационный момент.
II.
- Сегодня тема нашего урока: «Глагол». Цель урока: повторить и обобщить изученный материал по теме «Глагол»
─ А каков же портрет глагола?
"Глагол - самая огнепышущая часть речи, самая живая и
яркая. В глаголе струится самая алая, самая свежая,
артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола –
выражать само действие!” – такую яркую характеристику глаголу дал писатель.
-Как вы понимаете их смысл? (Глагол обозначает движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.)
– Итак, ребята, глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие, и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека и многообразные аспекты его деятельности (трудовой, научной, общественной и др.), различные явления природы.
Знаете ли вы, что….
По частоте употребления занимает второе место после имён существительных. На 9 тысяч слов приходится 2,5 тысячи глаголов. Самыми частыми из них являются мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить.
III. Проверка д\з
- Я вас дома просила нарисовать портрет глагола. Давайте посмотрим на ваши рисунки.
─ Скажите, почему вы глагола видите именно таким? (демонстрация и защита рисунков на тему «Портрет Глагола»).
IV. Актуализация знаний.
Игра " Не прерви цепочку”, которая поможет обобщить наши знания. Цепочку начинаю я, задавая вопрос по теме «Глагол».
Учащиеся отвечают на вопросы, приводя примеры.
1. Как доказать, что слово «ухожу» является глаголом?
2. Расскажите о начальной форме глагола. Почему она называется неопределённой?
3. Какого вида бывают глаголы?
4. Все ли глаголы в русском языке относятся к одному из спряжений?
5. В каком наклонении глаголы могут оканчиваться только на -ите, а в каком на -ите и -ете?
6. В чём особенность безличных глаголов?
7. Расскажите, как определить, к какому спряжению относятся глаголы?
8. Расскажите о переходных и непереходных глаголах.
9. Как пишется глагол ненавидеть с НЕ? (слитно)
10. Пишется или нет в Н.Ф. после буквы Ч – мягкий знак? (да)
11. Какие окончания имеет глагол в неопределенной форме? (-ТЬ, -ТИ, и нулевое окончание в глаголах на -ЧЬ)
12. Изменение глагола по лицам и числам – это … (спряжение)
- Итак, мы повторили важные моменты нашей сегодняшней теме. На нашем уроке у нас будут очень хорошие помощники, которые помогут провести остальную часть урока. Но сначала - небольшая разминка.
Предлагаю учащимся решить орфографическую задачу.
На доске выведены слова, которые нужно разделить с учётом их правописания на две группы. Ответить на вопрос: По какому признаку каждую группу, в свою очередь, можно разделить на подгруппы? Приведите по1-2 примера.
Ведущий. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у него три сына.
Старший сын:
Епифан был старший брат,
Сам себе он был не рад.
Все б у парня получалось,
Если б что-то не случалось.
-Я бы сделал, я бы смог,
если б кто-нибудь помог!
Средний сын:
Брат Тимоня средний был,
Тот командовать любил.
Только слышно от него:
-То возьми! Подай того!
Младший сын:
Меньший брат Иваном звался.
Тот во все дела совался.
Он зимою дров наколет,
А весной засеет поле.
-Слов на ветер не бросаю,
что надумал – выполняю!
Ведущий. Жили братья, не тужили, да напал на то царство-государство враг, Змей девятиглавый. Обратился царь к сыновьям, чтобы они защитили землю Русскую от врага.
Епифан.
Я пошел бы воевать,
Если б не любил поспать,
Я сразился б со злодеем,
Самозванцем, лиходеем,
Я бы Змея победил,
Если б папка разбудил!
Тимоня.
Эй, Ванюшка! Эй, дурак!
Снаряжайся! В царстве враг!
Есть и спать не любишь вволю-
Так ступай во чисто поле,
Заруби дракона злого
Аль доставь сюда живого!
Иван.
Вижу: час настал мой, братцы,
В путь-дорожку собираться.
Я за землю за свою
Постою в любом бою!
Меч возьму с собой в подмогу…
Тимоня.
Ну, иди, Ванюша, с Богом!
А кто вам больше всего понравился в сказке? Почему? А почему не понравились Епифан и Тимоня? А ведь братья, ребята, познакомили нас с наклонениями глагола. Каким наклонениям глагола соответствуют наши братья?
А теперь давайте вернемся к теме нашего урока и вспомним, какие глаголы любят употреблять братья.
Задание: из предложений выбрать и записать глаголы в таблицу изъявительного, условного, повелительного наклонений. Приготовиться к проверке.
1. С людьми советуйся, а ума не теряй.
2. Наградила бы я тебя по-царски, да не послушался ты моего совета.
3. Не спеши языком, торопись делом.
4. Делом к Отчизне любовь докажи, лучше учись, больше трудись.
5. Я бы в летчики пошел, пусть меня научат.
6. Берегите силы, улучшайте жизнь, всегда учитесь и никогда не падайте духом.
7. Я бы уступил свое место, да не бывать Марту прежде Февраля.
Давайте, ребята. Снова вернемся к нашей сказке.
Ведущий.
Царь-отец рассержен очень,
Братьев он зовет пред очи:
-брат Иван пошел сражаться-
вам без дела грех слоняться!
Вот решите-ка задачку!
Будет худо вам иначе!
Отдает Епифану карточки-задания (по любой орфограмме глагола)
Епифан.
Головы мне не сносить-
Надо помощи просить
Епифан раздаёт задания классу.
Задание. Помогите Епифану найди третье лишнее:
возвратиться выскочить пить
бежать копать пилить
рассеяться поливать таять
Проверка.
- По какому принципу вы находили ответ?
1 группа слов– по суффиксу –ся ( какой признак имеет глагол с суффиксом –ся? –возвратность)
2 группа слов – по виду глагола (какие виды имеет глагол?)
3 группа слов – по спряжению глагола (рассказать о спряжении глагола).
Ведущий.
И опять поближе к ночи
Братьев царь зовет пред очи:
-Не хотите наказанья?
Вот-ка вам ещё заданье!
Отдаёт карточки Тимоне.
Тимоня.
Головы мне не сносить-
Надо помощи просить
Тимоня раздаёт задания классу.
Поскольку глагол по своей употребительности занимает 2-е место, известно, что 17605 слов в русском языке составляют глаголы с безударными личными окончаниями.
Задание. На доске записаны слова с пропущенными гласными:
Из данных пословиц выпишите глаголы в форме 2-го лица единственного числа. Графически выделите орфограмму.
Ø Бе… смелости (не)возьм…ш... и крепости.
Ø Днём раньше посе…ш…– неделей раньше пожн…ш….
Ø По твоим делам о тебе суд…т.
Ø Глубже вспаш…ш…– больше хлеба возьм…ш….
Ø В.лков разбуд…ш…– и сам (не) усн…ш….
Учитель собирает работы, которые дети выполняли в течение урока для оценивания.
Слово учителю.
Ребята, а кто знает, как заканчивается русская народная сказка, которую мы сегодня использовали на уроке русского языка? (говорят дети). В сказке всегда счастливый конец. Добро победило Зло и в нашей сказке. Так хочется, чтобы так было всегда и в жизни.
Итог урока
Составление синквейна. Работа в парах.
Существительное (тема)
НАПРИМЕР:
Глагол
2 прилагательных действующий, движущий
3 глагола обозначает, изменяется, спрягается
4 слова (отношение автора) Глаголы делают речь живой.
Синоним действие
- Ребята, я очень благодарна вам за активную работу на уроке. Какие вы молодцы! Как много вы сумели сегодня сделать! Я уверена, что, повторив, обобщив и систематизировав изученное по теме «Глагол», вы успешно справитесь дома с творческой работой.
VIII. Домашнее задание: сочинить сказку о глаголе по данному началу: «Жил-был Глагол…»