Урок русского языка в 7 классе с использованием
технологии развития критического мышления .
Тема : « У истоков письменности»
Цель: познакомить учащихся с материалом об истоках коми и славянской письменности , выявив различие и общее между ними, отметив роль создания письменности для русского и коми народов.
Задачи:
– развить умения и навыки устной речи на основе изученного материала,
– развить умение организовывать, планировать работу в группах, организовывать рефлексию самостоятельной и групповой деятельности,
- научить грамотно и полно воспринимать информацию;
- повысить интерес как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
Тип урока: открытие новых знаний
Технология: развитие критического мышления
Оборудование: проектор, компьютер, дидактические материалы ( тексты, памятка), презентация, иллюстрации ( портреты Стефана Пермского, Кирилла и Мефодия, виды азбуки )
Ход урока
На доске – тема ( закрыта ) и эпиграф.
« Русскую грамоту составил Кирилл, а зырянскую Стефан. Оба они были добры и мудры, оба подъяли ратный подвиг…
Как два светлыя светила, они просветили народов…»
Епифаний Премудрый
1. Стадия вызова
- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?
- О чём говорят вам имена в эпиграфе? Знакомы ли они вам?
- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
- Какие ключевые слова в эпиграфе вы бы выделили?
- Согласны ли вы с тем ,что слово « подвиг» является главным в высказывании Епифания Премудрого?
II. Стадия осмысления содержания.
Заполнение таблицы ( только 1 и 2 столбик)
Что я знаю | Что я хочу узнать | Что я узнал |
| | |
| | |
| | |
Работа в группах
Текст № 1.( группа №1)
Создателями славянской письменности были болгарские просветители - братья Кирилл и Мефодий. По просьбе моравского князя Ростислава и по поручению византийского императора Михаила 3 в 863 году они привезли в Великую Моравию первые книги на славянском языке, предназначенные для богослужения и просвещении славян.
Первой славянской азбукой была глаголица ( или кириллица). Она родилась из «уставного греческого письма» в 9 веке нашей эры. Кириллица насчитывала 43 буквы, каждая из них имела своё название. В кириллицу вошли буквы из греческого алфавита; были изобретены буквы и специально для славян. На Руси кириллица получила распространение после принятия христианства.
Кирилл и Мефодий вели большую просветительскую работу на земле славян. Они перевели много научных и литературных трудов на славянский язык.
Текст № 2. ( группа № 2)
Возникновение коми письменности в последней четверти 14 века связано с деятельностью известного русского миссионера и просветителя Стефана Пермского. В 1372 году Стефан, ставший впоследствии епископом Пермским, составил древнепермскую (древнекоми) азбуку из 24 букв по образцу греческих и славянских букв, используя также и древние коми пасы-тамги.
По письменным источникам Стефан ещё до отправления в земли Перми Вычегодской изучил (или знал) коми язык. Он читал проповеди среди местного населения на понятном ему древнепермском языке, открыл школы, где изучали этот язык и переводили богослужебные книги с русского языка , готовил духовенство из пермян.
Всё это способствовало принятию христианства в Коми крае.
Задания для 1 и 2 группы:
- Выразительно прочитайте текст .
- Что нового вы узнали о первой славянской ( 1 гр.), коми азбуке ( 2 гр.) и её создателях ?
Задание для 3 группы :
- Прочитайте оба текста
- Найдите отличие и общее в содержании текстов № 1 и № 2 и оформите свои наблюдения в виде таблицы
III. Стадия рефлексии
Выступление групп
Каждая группа представляет свои наблюдения и размышления по содержанию текста.
Выступление 3-й группы сопровождается фронтальной беседой с классом:
- Какую роль для русского и коми народов сыграло появление письменности?
- Как можно определить тему нашего урока? ( открыть тему на доске)
- Согласны ли вы с тем, что ключевое слово в эпиграфе « подвиг» ? Почему?
Так как для учащихся новым материалом является информация о Стефане Пермском , ученикам предлагается посмотреть презентацию « Святитель Стефан Пермский».
- Что вы узнали о Стефане Пермском? Является ли эта информация для вас новой?
- Какие чувства вызывает у вас Стефан Пермский как личность?
Заполнение таблицы ( 3-й столбик « Что я узнал»)
Обмен наблюдениями и чувствами
Создание синквейна ( по итогам урока).
Учащимся предложены памятки «Правила написания синквейна».
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах ,как правило, именами прилагательными или причастиями
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия…).
Четвертая строчка – это фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к теме.
Последняя строчка – это слово - синоним (метафора) из одного слова, которое передаёт суть темы на эмоциональном или философско-обобщённом уровне.
Синквейн
Письменность
своевременная, нужная
объединяет, развивает, учит
без книг нет прогресса
просвещение
Домашнее задание
Написать сочинение « Если бы не было письменности…»
Автор – Забелинская Вера Васильевна , учитель русского языка и литературы МОУ « СОШ № 9» г. Республики Коми