Цель. Конкретизировать основной закон русского письма на правописание корневых морфем.Задачи.1) Сформировать способ проверки ОСП с помощью орфографического словаря.2)Развивать понимание, осмысление и словарный запас по дорожной лексике.3) Воспитывать дисциплинированного пешехода, навыки культурного общения.Оборудование. Карточки со словарными словами, орфографический словарь, знак «Пешеходный переход», рисунок светофора, кроссворд, картинки транспорта.
1. Организационный момент.
-Сегодня у нас необычный урок русского языка. Кроме основного закона русского письма мы повторим главные правила дорожного движения. Открываем тетради, записываем число.
2. Минутка чистописания.Пп оп пе пл пешеход
-Прочтите. Назовите ОСП. Какие можете проверить? Как? О чем должен помнить пешеход, выходя на улицы города?
3. Создание учебной ситуации.
На доске карточки д_рога ул_ца м_шина г_род
-Почему в этих словах пропущены буквы? Какие буквы спорят за право писаться?Как проверить орфограммы слабых позиций?
-Что заметили? Смогли подобрать проверочное слово?
-Как же проверить, какую гласную писать? (Надо посмотреть в словарь)
Вывод: Непроверяемую безударную гласную нужно запомнить или проверять по словарю. Такие слова мы будем называть как принято в русском языке –словарными.
-Вставьте пропущенные буквы. (Работа со словарем) Запомнили эти слова. Составьте предложение с этими словами. По улицам города мчатся машины.Подчеркните ОСП в словарных словах. Напомните, о чем нужно помнить на улицах города? Как переходить дорогу, если есть светофор? А если его нет? (Обобщение ответов)
4. Постановка учебной задачи.
-Напомните, какая задача стоит перед нами? (Научиться писать словарные слова и повторить правила поведения на дорогах) Если безударную гласную мы проверяем по словарю, то пдд мы получим в школе дорожных наук. Куда мы и отправимся сейчас.Путь неблизкий, поэтому мы идем на остановку. Физминутка
5.Решение учебной задачи.
-Вот и остановка. Записали это слово. А как надо вести себя на остановке? А вот наш транспорт.(Картинки). Записываем, предварительно найдя это слово в словаре. (I ряд ищет первое слово, II –второе, III –третье) Трамвай, автобус, троллейбус. (На доску вывешиваем карточки) Подчеркните непроверяемые безударные гласные. Назовите их. Чтобы ехать было веселее, поиграем. Отвечаем хором.
Игра: *От слов, отвечающие на вопрос что делать? образуем слова, отвечающие на вопрос что делаю?
переходить - перехожу,тормозить –.,бежать –,,,.стоять –., смотреть –.,Свяжите эти слова с правилами дорожного движения.
*Образуйте множественное число переход – переходы,поворот –., пешеход –.,автобус –.,светофор -,,,
-Стоп. Впереди – знак. ( Пешеходный переход) Как он называется? О чем он нам напоминает? Прочитайте.
Если ты сп_шишь в пути чер_з ул_цу пройти.Там иди, где весь н_род. Где есть надп_сь переход.
- Найдите слова с непроверяемыми безударными гласными. Отыщите их в словаре. Как проверить другие гласные?
На рояль я не похож, Но педаль имею тоже. Кто не трус и не трусиха,Прокачу я лихо. У меня мотора нет, я зовусь …(велосипед)
- Найдите это слово в словаре, запишите.Что нужно помнить из пдд про велосипед? ( А вот и следующий знак на нашем пути. Что это?
Чтоб помочь путь пройти опасный, горим и день, и ночь -зеленый, желтый,красный (картина светофора) О чем говорят цвета? Запишите слова-признаки: красный, желтый, зеленый. В каких словах есть непроверяемые безударные гласные, а - проверяемые? (Желтый, зеленый- зелень)
Едем дальше.
*Измени слова по образцу: мотор – моторный. сигнал, пассажир Какие слова подобрали? Запишите, предварительно найдя их в словаре.А вот и школа дорожных наук. (Картинка)
Работа в парах. Сейчас вы сдадите экзамен, решив кроссворд и отгадав ключевое слово.
Проверка.Какое ключевое слово получилось? (Дорога) Вывод: дорога будет безопасной, если вы будете осторожны и бдительны.
6.Итоговая рефлексия.
– Чему учились на уроке? О чем должен помнить каждый человек, выходя за порог дома, школы?
7.Домашнее задание.
I уровень сложности: выучить слова с непроверяемыми безударными гласными,составить с некоторыми из них предложения, связанные с пдд; II уровень сложности: составить небольшой рассказ на тему «Безопасная дорога в школу».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-Что заметили? Смогли подобрать проверочное слово?
-Как же проверить, какую гласную писать? (Надо посмотреть в словарь)
Вывод: Непроверяемую безударную гласную нужно запомнить или проверять по словарю. Такие слова мы будем называть как принято в русском языке –словарными.
-Вставьте пропущенные буквы. (Работа со словарем)
-Запомнили эти слова. (Проговорили хором)
-Составьте предложение с этими словами.
По улицам города мчатся машины.
- Подчеркните ОСП в словарных словах.
- Напомните, о чем нужно помнить на улицах города?
- Как переходить дорогу, если есть светофор? А если его нет? (Обобщение ответов)
4. Постановка учебной задачи.
-Напомните, какая задача стоит перед нами? (Научиться писать словарные слова и повторить правила поведения на дорогах)
-Если безударную гласную мы проверяем по словарю, то пдд мы получим в школе дорожных наук. Куда мы и отправимся сейчас.
–Путь неблизкий, поэтому мы идем на остановку. Физминутка
5.Решение учебной задачи.
-Вот и остановка. Записали это слово. (Остановка) –А как надо вести себя на остановке?
-А вот наш транспорт.(Картинки автобуса, троллейбуса, трамвая). Записываем, предварительно найдя это слово в словаре. (I ряд ищет первое слово, II –второе, III –третье)
Трамвай, автобус, троллейбус. (На доску вывешиваем карточки)
-Подчеркните непроверяемые безударные гласные. Назовите их.
-Чтобы ехать было веселее, поиграем. Отвечаем хором.
Игра:
*От слов, отвечающие на вопрос что делать? образуем слова, отвечающие на вопрос что делаю?
переходить - перехожу
тормозить –
бежать –
стоять –
смотреть –
- Свяжите эти слова с правилами дорожного движения.
*Образуйте множественное число
переход – переходы
поворот –
пешеход –
автобус –
светофор -
-Стоп. Впереди – знак. ( Пешеходный переход)
-Как он называется? О чем он нам напоминает?
-Прочитайте.
Если ты сп_шишь в пути
Чер_з ул_цу пройти,
Там иди, где весь н_род,
Где есть надп_сь переход.
- Найдите слова с непроверяемыми безударными гласными. Отыщите их в словаре. Как проверить другие гласные?
- Самостоятельная работа. Списать по правилам списывания, подчеркнуть ОСП. (Оценить 3-4 работы. Коллективно проверить)
Едем дальше. Игра «Доскажи словечко».
На рояль я не похож,
Но педаль имею тоже.
Кто не трус и не трусиха,
Прокачу я лихо.
У меня мотора нет Я зовусь …(велосипед)
- Найдите это слово в словаре, запишите.
– Что нужно помнить из пдд про велосипед? (Ответы детей)
А вот и следующий знак на нашем пути. Что это?
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный, Горим и день, и ночь - Зеленый, желтый, красный. (картина светофора)
- О чем говорят цвета?
Запишите слова-признаки: красный, желтый, зеленый. В каких словах есть непроверяемые безударные гласные, а - проверяемые? (Желтый, зеленый- зелень)
Едем дальше.
*Измени слова по образцу:
мотор – моторный
сигнал -
пассажир -
- Какие слова подобрали?
Запишите, предварительно найдя их в словаре.
- А вот и школа дорожных наук. (Картинка)
Работа в парах.
– Сейчас вы сдадите экзамен, решив кроссворд и отгадав ключевое слово.
Проверка.
– Какое ключевое слово получилось? (Дорога)
Вывод: дорога будет безопасной, если вы будете осторожны и бдительны.
6.Итоговая рефлексия.
– Чему учились на уроке?
- О чем должен помнить каждый человек, выходя за порог дома, школы?
7.Домашнее задание.
I уровень сложности: выучить слова с непроверяемыми безударными гласными,
составить с некоторыми из них предложения, связанные с пдд;
II уровень сложности: составить небольшой рассказ на тему «Безопасная дорога в школу».