kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка "Правописание Е, И в окончаниях имён существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правописание е, и в окончаниях имён существительных.

Цель: углубить знания учащихся о склонениях имён прилагательных, совершенствовать навыки написания е, и в окончаниях существительных разных склонений; развивать умение работать с текстом; воспитывать любовь ко всему живому.

Ход урока

1.Оргмомент

2.Постановка цели урока:

- Сегодня, ребята, мы с вами продолжим работу по теме «Имя существительное», поработаем с текстом и раскроем ещё один секрет написания имён существительных.

3. Актуализация опорных знаний:

- Ребята, вспомните, сколько падежей в русском языке? (6)

- А в украинском? (7)

- Какого падежа нет в современном русском языке? (кличної форми).

- А знаете ли вы, что и в русском языке времён А.С.Пушкина был такой падеж, назывался он звательным.

Форма этого Звательного падежа сохранилась в сказке А.С.Пушкина «О рыбаке и рыбке»: «Что тебе надобно, старче?» - спрашивает у рыбака рыбка. Звательная форма употреблялась обычно в роли обращения, но позже была вытеснена именительным падежом.

- А теперь скажите, как называется изменение имён существительных по падежам и числам? (склонение)

- Перед вами таблички. Распределите их в соответствии с типами склонения.

- Скажите, ребята, а любите ли вы дарить цветы близким и родным людям?

- Поиграем в игру «Подари букет».

Перед вами 3 вазы, на которых написано: 1, 2, 3 скл. Ваша задача: распределить слова, называющие цветы, по вазам в соответствии с типом склонения существительных. (Карточки с названиями цветов лежат на столе учителя. Дети подходят, выбирают цветок, определяют тип склонения и прикрепляют к соответствующей вазе)                  

3.Работа с текстом.

- Цветы вы любите и разбираетесь в них. А вот скажите, любите ли вы домашних животных?

- Есть ли у вас дома любимец-зверёк или птичка?

- Расскажите коротко о своём любимце. За что вы его любите?

- А теперь послушайте отрывок из рассказа Б.Житкова «Про обезьянку» (тексты лежат у вас на партах).

- Чтение рассказа учителем.

- Работа по содержанию.

- Какой изображает автор обезьянку?

- Откуда она взялась в доме?

- Почему Яшку пришлось привязать верёвкой к ножке стола?

- Как обезьянке удалось освободиться из «плена»?

- Где оказался Яшка утром?

- Как мальчик относился к своему подарку?

- Понравился вам рассказ? Чем?

- Хотели бы вы иметь дома такую обезьянку?

- О других историях, произошедших с Яшкой, вы можете узнать, прочитав рассказ Б.Житкова «Про обезьянку» в полном объёме.

Домашнее задание. А вот о своём любимце и историях, которые с ним произошли, вы напишете в домашнем сочинении.

5. Открытие грамматической темы урока

- А теперь давайте ещё раз обратимся к прочитанному тексту. В некоторых словах вы заметили пропущенные буквы. Посмотрите внимательно и скажите, к какой части речи принадлежат слова с пропущенными буквами? (имена существительные)

- Определите, в какой части слова пропущены буквы? (в окончаниях)

- Сформулируйте тему нашего урока (е, и в окончаниях имён существительных; на доске и в тетрадях)

6. Работа над темой урока.

- Рассмотрите таблицу склонения имён существительных (на листочках с текстом) и скажите: от чего зависит выбор написания е, и в окончаниях имён существительных? (от падежа и склонения).

- Запишем правило написания е, и в окончаниях в краткой форме. Какие падежи вызывают сомнение у существительных 1 скл? 2 скл? 3 скл?

1 скл. – Р.п. -  и

             Д.п. -  е  = река

             П.п. -  е

2 скл. – П.п. -  е  -  и

3 скл. – Р.п. -  и 

             Д.п. -  и                        и

             П.п. -  и   

- Какая гласная – е или и – всегда пишется в окончаниях существительных 3 скл.?

- Можно ли тогда сделать вывод, не определяя падеж, о написании окончаний существительных 3 скл.?

- А можно ли, не определяя падеж, применить правило «е, и в окончаниях существительных» для существительных 2 скл.? (Да,  е  )

- Почему для существительных 1 скл. такой способ самопроверки применять нельзя? (в разных падежах, разные окончания)

- Для этого используем приём подставки, заменяя существительное 1скл. словом река, в котором окончание всегда находится под ударением. Значит, у существительных 1 скл. пишем такую гласную в окончании, какая будет у слова река.

- Итак, у нас появилось краткое правило. Посмотрите на таблицу Т.Я.Фроловой и расскажите о написании е, и в окончаниях существительных.

7. Тренировочные упражнения.

1). – Выпишем из текста, над которым мы сегодня работали, словосочетания с существительными, в которых пропущены буквы. Объясним написание е, и в окончаниях существительных, опираясь на таблицу.

2). «Собери пословицу»

- Запишите пословицы, ставя имена существительные из скобок в нужной форме, Написание е, и в окончаниях существительных объясните.

Не в (сила) честность,                             когда с ним пуд (соль) съешь.

Человека узнаешь,                                 (вежливость).

В (работа) люби размах,                        а в (правда).

Ничего нет дешевле                               не проживёшь.

Без (совесть) и при большом уме          а в личной (жизнь) – скромность.

8. Итог:

«Чемодан»: что бы вы хотели взять с собой в дорогу из тех знаний и навыков, которые только что приобрели?

9. Оценки

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Правописание Е, И в окончаниях имён существительных" »

Правописание е, и в окончаниях имён существительных.

Слушание-понимание текста.


Цель: углубить знания учащихся о склонениях имён прилагательных, совершенствовать навыки написания е, и в окончаниях существительных разных склонений; развивать умение работать с текстом; воспитывать любовь ко всему живому.


Ход урока


  1. Оргмомент

  2. Постановка цели урока:

- Сегодня, ребята, мы с вами продолжим работу по теме «Имя существительное», поработаем с текстом и раскроем ещё один секрет написания имён существительных.

3. Актуализация опорных знаний:

- Ребята, вспомните, сколько падежей в русском языке? (6)

- А в украинском? (7)

- Какого падежа нет в современном русском языке? (кличної форми).

- А знаете ли вы, что и в русском языке времён А.С.Пушкина был такой падеж, назывался он звательным.

Форма этого Звательного падежа сохранилась в сказке А.С.Пушкина «О рыбаке и рыбке»: «Что тебе надобно, старче?» - спрашивает у рыбака рыбка. Звательная форма употреблялась обычно в роли обращения, но позже была вытеснена именительным падежом.

- А теперь скажите, как называется изменение имён существительных по падежам и числам? (склонение)

- Перед вами таблички. Распределите их в соответствии с типами склонения.


1 скл.

3 скл.


2 скл.


м.р.


м.р., а, я

ж.р.

ср.р., о, е

ж.р., а, я













- Скажите, ребята, а любите ли вы дарить цветы близким и родным людям?

- Поиграем в игру «Подари букет».

Перед вами 3 вазы, на которых написано: 1, 2, 3 скл. Ваша задача: распределить слова, называющие цветы, по вазам в соответствии с типом склонения существительных. (Карточки с названиями цветов лежат на столе учителя. Дети подходят, выбирают цветок, определяют тип склонения и прикрепляют к соответствующей вазе)


  1. Работа с текстом.

- Цветы вы любите и разбираетесь в них. А вот скажите, любите ли вы домашних животных?

- Есть ли у вас дома любимец-зверёк или птичка?

- Расскажите коротко о своём любимце. За что вы его любите?

- А теперь послушайте отрывок из рассказа Б.Житкова «Про обезьянку» (тексты лежат у вас на партах).

- Чтение рассказа учителем.

- Работа по содержанию.

- Какой изображает автор обезьянку?

- Откуда она взялась в доме?

- Почему Яшку пришлось привязать верёвкой к ножке стола?

- Как обезьянке удалось освободиться из «плена»?

- Где оказался Яшка утром?

- Как мальчик относился к своему подарку?

- Понравился вам рассказ? Чем?

- Хотели бы вы иметь дома такую обезьянку?

- О других историях, произошедших с Яшкой, вы можете узнать, прочитав рассказ Б.Житкова «Про обезьянку» в полном объёме.


Домашнее задание. А вот о своём любимце и историях, которые с ним произошли, вы напишете в домашнем сочинении.


5. Открытие грамматической темы урока

- А теперь давайте ещё раз обратимся к прочитанному тексту. В некоторых словах вы заметили пропущенные буквы. Посмотрите внимательно и скажите, к какой части речи принадлежат слова с пропущенными буквами? (имена существительные)

- Определите, в какой части слова пропущены буквы? (в окончаниях)

- Сформулируйте тему нашего урока (е, и в окончаниях имён существительных; на доске и в тетрадях)

6. Работа над темой урока.

- Рассмотрите таблицу склонения имён существительных (на листочках с текстом) и скажите: от чего зависит выбор написания е, и в окончаниях имён существительных? (от падежа и склонения).

- Запишем правило написания е, и в окончаниях в краткой форме. Какие падежи вызывают сомнение у существительных 1 скл? 2 скл? 3 скл?


1 скл. – Р.п. - и

Д.п. - е = река

П.п. - е

2 скл. – П.п. - е - и

3 скл. – Р.п. - и

Д.п. - и и

П.п. - и


- Какая гласная – е или и – всегда пишется в окончаниях существительных 3 скл.?

- Можно ли тогда сделать вывод, не определяя падеж, о написании окончаний существительных 3 скл.?

- А можно ли, не определяя падеж, применить правило «е, и в окончаниях существительных» для существительных 2 скл.? (Да, е )

- Почему для существительных 1 скл. такой способ самопроверки применять нельзя? (в разных падежах, разные окончания)

- Для этого используем приём подставки, заменяя существительное 1скл. словом река, в котором окончание всегда находится под ударением. Значит, у существительных 1 скл. пишем такую гласную в окончании, какая будет у слова река.

- Итак, у нас появилось краткое правило. Посмотрите на таблицу Т.Я.Фроловой и расскажите о написании е, и в окончаниях существительных.

7. Тренировочные упражнения.

1). – Выпишем из текста, над которым мы сегодня работали, словосочетания с существительными, в которых пропущены буквы. Объясним написание е, и в окончаниях существительных, опираясь на таблицу.

2). «Собери пословицу»

- Запишите пословицы, ставя имена существительные из скобок в нужной форме, Написание е, и в окончаниях существительных объясните.


Не в (сила) честность, когда с ним пуд (соль) съешь.

Человека узнаешь, (вежливость).

В (работа) люби размах, а в (правда).

Ничего нет дешевле не проживёшь.

Без (совесть) и при большом уме а в личной (жизнь) – скромность.


8. Итог:

«Чемодан»: что бы вы хотели взять с собой в дорогу из тех знаний и навыков, которые только что приобрели?

9. Оценки
































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок русского языка "Правописание Е, И в окончаниях имён существительных"

Автор: Бондарь Людмила Ивановна

Дата: 20.11.2014

Номер свидетельства: 133505

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Урок русского языка «Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие». 3 класс. УМК "Начальная школа 21 века "
    ["seo_title"] => string(128) "urok-russkogho-iazyka-pravopisaniie-okonchanii-imion-sushchiestvitiel-nykh-na-ii-iia-iie-3-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "102483"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402508297"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Урок русского  языка на тему "Правописание окончаний имён существительных 1-го склонения" "
    ["seo_title"] => string(101) "urok-russkogho-iazyka-na-tiemu-pravopisaniie-okonchanii-imion-sushchiestvitiel-nykh-1-gho-sklonieniia"
    ["file_id"] => string(6) "130842"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415996246"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Урок русского языка "Упражнение в правописании окончаний имён существительных в творительном падеже"."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogho_iazyka_uprazhnieniie_v_pravopisanii_okonchanii_imion_sushchiestvi"
    ["file_id"] => string(6) "446935"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1514363553"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "Презентация для урока русского языка по теме "Имена существительные множественного числа в дательном, творительном и предложном падежах". "
    ["seo_title"] => string(161) "priezientatsiia-dlia-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imiena-sushchiestvitiel-nyie-mnozhiestviennogho-chisla-v-datiel-nom-tvoritiel-nom-i-priedlozhnom-padiezhakh"
    ["file_id"] => string(6) "160917"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422130028"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Открытый урок по русскому языку на тему: " Имя существительное" "
    ["seo_title"] => string(68) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "161337"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422202873"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства