Урок русского языка "Правописание Е, И в окончаниях имён существительных"
Урок русского языка "Правописание Е, И в окончаниях имён существительных"
Правописание е, и в окончаниях имён существительных.
Цель: углубить знания учащихся о склонениях имён прилагательных, совершенствовать навыки написания е, и в окончаниях существительных разных склонений; развивать умение работать с текстом; воспитывать любовь ко всему живому.
Ход урока
1.Оргмомент
2.Постановка цели урока:
- Сегодня, ребята, мы с вами продолжим работу по теме «Имя существительное», поработаем с текстом и раскроем ещё один секрет написания имён существительных.
3. Актуализация опорных знаний:
- Ребята, вспомните, сколько падежей в русском языке? (6)
- А в украинском? (7)
- Какого падежа нет в современном русском языке? (кличної форми).
- А знаете ли вы, что и в русском языке времён А.С.Пушкина был такой падеж, назывался он звательным.
Форма этого Звательного падежа сохранилась в сказке А.С.Пушкина «О рыбаке и рыбке»: «Что тебе надобно, старче?» - спрашивает у рыбака рыбка. Звательная форма употреблялась обычно в роли обращения, но позже была вытеснена именительным падежом.
- А теперь скажите, как называется изменение имён существительных по падежам и числам? (склонение)
- Перед вами таблички. Распределите их в соответствии с типами склонения.
- Скажите, ребята, а любите ли вы дарить цветы близким и родным людям?
- Поиграем в игру «Подари букет».
Перед вами 3 вазы, на которых написано: 1, 2, 3 скл. Ваша задача: распределить слова, называющие цветы, по вазам в соответствии с типом склонения существительных. (Карточки с названиями цветов лежат на столе учителя. Дети подходят, выбирают цветок, определяют тип склонения и прикрепляют к соответствующей вазе)
3.Работа с текстом.
- Цветы вы любите и разбираетесь в них. А вот скажите, любите ли вы домашних животных?
- Есть ли у вас дома любимец-зверёк или птичка?
- Расскажите коротко о своём любимце. За что вы его любите?
- А теперь послушайте отрывок из рассказа Б.Житкова «Про обезьянку» (тексты лежат у вас на партах).
- Чтение рассказа учителем.
- Работа по содержанию.
- Какой изображает автор обезьянку?
- Откуда она взялась в доме?
- Почему Яшку пришлось привязать верёвкой к ножке стола?
- Как обезьянке удалось освободиться из «плена»?
- Где оказался Яшка утром?
- Как мальчик относился к своему подарку?
- Понравился вам рассказ? Чем?
- Хотели бы вы иметь дома такую обезьянку?
- О других историях, произошедших с Яшкой, вы можете узнать, прочитав рассказ Б.Житкова «Про обезьянку» в полном объёме.
Домашнее задание. А вот о своём любимце и историях, которые с ним произошли, вы напишете в домашнем сочинении.
5. Открытие грамматической темы урока
- А теперь давайте ещё раз обратимся к прочитанному тексту. В некоторых словах вы заметили пропущенные буквы. Посмотрите внимательно и скажите, к какой части речи принадлежат слова с пропущенными буквами? (имена существительные)
- Определите, в какой части слова пропущены буквы? (в окончаниях)
- Сформулируйте тему нашего урока (е, и в окончаниях имён существительных; на доске и в тетрадях)
6. Работа над темой урока.
- Рассмотрите таблицу склонения имён существительных (на листочках с текстом) и скажите: от чего зависит выбор написания е, и в окончаниях имён существительных? (от падежа и склонения).
- Запишем правило написания е, и в окончаниях в краткой форме. Какие падежи вызывают сомнение у существительных 1 скл? 2 скл? 3 скл?
1 скл. – Р.п. - и
Д.п. - е = река
П.п. - е
2 скл. – П.п. - е - и
3 скл. – Р.п. - и
Д.п. - и и
П.п. - и
- Какая гласная – е или и – всегда пишется в окончаниях существительных 3 скл.?
- Можно ли тогда сделать вывод, не определяя падеж, о написании окончаний существительных 3 скл.?
- А можно ли, не определяя падеж, применить правило «е, и в окончаниях существительных» для существительных 2 скл.? (Да, е )
- Почему для существительных 1 скл. такой способ самопроверки применять нельзя? (в разных падежах, разные окончания)
- Для этого используем приём подставки, заменяя существительное 1скл. словом река, в котором окончание всегда находится под ударением. Значит, у существительных 1 скл. пишем такую гласную в окончании, какая будет у слова река.
- Итак, у нас появилось краткое правило. Посмотрите на таблицу Т.Я.Фроловой и расскажите о написании е, и в окончаниях существительных.
7. Тренировочные упражнения.
1). – Выпишем из текста, над которым мы сегодня работали, словосочетания с существительными, в которых пропущены буквы. Объясним написание е, и в окончаниях существительных, опираясь на таблицу.
2). «Собери пословицу»
- Запишите пословицы, ставя имена существительные из скобок в нужной форме, Написание е, и в окончаниях существительных объясните.
Не в (сила) честность, когда с ним пуд (соль) съешь.
Человека узнаешь, (вежливость).
В (работа) люби размах, а в (правда).
Ничего нет дешевле не проживёшь.
Без (совесть) и при большом уме а в личной (жизнь) – скромность.
8. Итог:
«Чемодан»: что бы вы хотели взять с собой в дорогу из тех знаний и навыков, которые только что приобрели?
9. Оценки
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Правописание Е, И в окончаниях имён существительных" »
Правописание е, и в окончаниях имён существительных.
Слушание-понимание текста.
Цель: углубить знания учащихся о склонениях имён прилагательных, совершенствовать навыки написания е, и в окончаниях существительных разных склонений; развивать умение работать с текстом; воспитывать любовь ко всему живому.
Ход урока
Оргмомент
Постановка цели урока:
- Сегодня, ребята, мы с вами продолжим работу по теме «Имя существительное», поработаем с текстом и раскроем ещё один секрет написания имён существительных.
3. Актуализация опорных знаний:
- Ребята, вспомните, сколько падежей в русском языке? (6)
- А в украинском? (7)
- Какого падежа нет в современном русском языке? (кличної форми).
- А знаете ли вы, что и в русском языке времён А.С.Пушкина был такой падеж, назывался он звательным.
Форма этого Звательного падежа сохранилась в сказке А.С.Пушкина «О рыбаке и рыбке»: «Что тебе надобно, старче?» - спрашивает у рыбака рыбка. Звательная форма употреблялась обычно в роли обращения, но позже была вытеснена именительным падежом.
- А теперь скажите, как называется изменение имён существительных по падежам и числам? (склонение)
- Перед вами таблички. Распределите их в соответствии с типами склонения.
1 скл.
3 скл.
2 скл.
м.р.
м.р., а, я
ж.р.
ср.р., о, е
ж.р., а, я
- Скажите, ребята, а любите ли вы дарить цветы близким и родным людям?
- Поиграем в игру «Подари букет».
Перед вами 3 вазы, на которых написано: 1, 2, 3 скл. Ваша задача: распределить слова, называющие цветы, по вазам в соответствии с типом склонения существительных. (Карточки с названиями цветов лежат на столе учителя. Дети подходят, выбирают цветок, определяют тип склонения и прикрепляют к соответствующей вазе)
Работа с текстом.
- Цветы вы любите и разбираетесь в них. А вот скажите, любите ли вы домашних животных?
- Есть ли у вас дома любимец-зверёк или птичка?
- Расскажите коротко о своём любимце. За что вы его любите?
- А теперь послушайте отрывок из рассказа Б.Житкова «Про обезьянку» (тексты лежат у вас на партах).
- Чтение рассказа учителем.
- Работа по содержанию.
- Какой изображает автор обезьянку?
- Откуда она взялась в доме?
- Почему Яшку пришлось привязать верёвкой к ножке стола?
- Как обезьянке удалось освободиться из «плена»?
- Где оказался Яшка утром?
- Как мальчик относился к своему подарку?
- Понравился вам рассказ? Чем?
- Хотели бы вы иметь дома такую обезьянку?
- О других историях, произошедших с Яшкой, вы можете узнать, прочитав рассказ Б.Житкова «Про обезьянку» в полном объёме.
Домашнее задание. А вот о своём любимце и историях, которые с ним произошли, вы напишете в домашнем сочинении.
5. Открытие грамматической темы урока
- А теперь давайте ещё раз обратимся к прочитанному тексту. В некоторых словах вы заметили пропущенные буквы. Посмотрите внимательно и скажите, к какой части речи принадлежат слова с пропущенными буквами? (имена существительные)
- Определите, в какой части слова пропущены буквы? (в окончаниях)
- Сформулируйте тему нашего урока (е, и в окончаниях имён существительных; на доске и в тетрадях)
6. Работа над темой урока.
- Рассмотрите таблицу склонения имён существительных (на листочках с текстом) и скажите: от чего зависит выбор написания е, и в окончаниях имён существительных? (от падежа и склонения).
- Запишем правило написания е, и в окончаниях в краткой форме. Какие падежи вызывают сомнение у существительных 1 скл? 2 скл? 3 скл?
1 скл. – Р.п. - и
Д.п. - е = река
П.п. - е
2 скл. – П.п. - е - и
3 скл. – Р.п. - и
Д.п. - и и
П.п. - и
- Какая гласная – е или и – всегда пишется в окончаниях существительных 3 скл.?
- Можно ли тогда сделать вывод, не определяя падеж, о написании окончаний существительных 3 скл.?
- А можно ли, не определяя падеж, применить правило «е, и в окончаниях существительных» для существительных 2 скл.? (Да, е )
- Почему для существительных 1 скл. такой способ самопроверки применять нельзя? (в разных падежах, разные окончания)
- Для этого используем приём подставки, заменяя существительное 1скл. словом река, в котором окончание всегда находится под ударением. Значит, у существительных 1 скл. пишем такую гласную в окончании, какая будет у слова река.
- Итак, у нас появилось краткое правило. Посмотрите на таблицу Т.Я.Фроловой и расскажите о написании е, и в окончаниях существительных.
7. Тренировочные упражнения.
1). – Выпишем из текста, над которым мы сегодня работали, словосочетания с существительными, в которых пропущены буквы. Объясним написание е, и в окончаниях существительных, опираясь на таблицу.
2). «Собери пословицу»
- Запишите пословицы, ставя имена существительные из скобок в нужной форме, Написание е, и в окончаниях существительных объясните.
Не в (сила) честность, когда с ним пуд (соль) съешь.
Человека узнаешь, (вежливость).
В (работа) люби размах, а в (правда).
Ничего нет дешевле не проживёшь.
Без (совесть) и при большом уме а в личной (жизнь) – скромность.
8. Итог:
«Чемодан»: что бы вы хотели взять с собой в дорогу из тех знаний и навыков, которые только что приобрели?