Цели урока: Обеспечение глубокого, осознанного усвоения программного содержания темы урока, через формирование УУД:
Задачи:
– познакомить с понятием спряжение, формировать умение определять спряжение глаголов, совершенствовать умения различать окончания глаголов 1 и 2 спряжения, отработать алгоритм определения спряжения глаголов; умения определять число глагола и знания правописания мягкого знака после шипящих в глаголах;
– развивать орфографическую зоркость, мышление и речь учащихся, умение делать выводы; обогащать словарный запас, развивать умение видеть изученные орфограммы.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Спряжение глаголов" »
9
Тема урока: Спряжение глагола.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Цели урока: Обеспечение глубокого, осознанного усвоения программного содержания темы урока, через формирование УУД:
Задачи:
– познакомить с понятием спряжение, формировать умение определять спряжение глаголов, совершенствовать умения различать окончания глаголов 1 и 2 спряжения, отработать алгоритм определения спряжения глаголов; умения определять число глагола и знания правописания мягкого знака после шипящих в глаголах;
– развивать орфографическую зоркость, мышление и речь учащихся, умение делать выводы; обогащать словарный запас, развивать умение видеть изученные орфограммы.
Нравственно-этическая ориентация, самооценка своих возможностей
Познавательные УУД:
Определить наличие у глаголов двух спряжений на основе различий , проявляющихся в наборах личных окончаний глаголов.
Наблюдать за личными окончаниями глаголов.
Разработать алгоритм определения спряжения глаголов с ударными личными окончаниями.
Устанавливать связи на основе аналогии свойств.
Определять спряжение глагола по его ударному окончанию.
Определять грамматические признаки глаголов.
Строить рассуждения, делать и формулировать выводы.
Поиск и выделение необходимой учебной информации, использование имеющихся знаний.
Коммуникативные УУД:
Участвовать в диалоге, общей беседе.
Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, учителем, присутствующими гостями, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Развитие культуры коллективного общения.
Планирование учебного сотрудничества.
Ориентирование в своей системе знаний, обоснование своего ответа.
Регулятивные УУД:
Обучение умению:
планировать и контролировать свою деятельность, оценивать свои результаты.
Принимать и сохранять учебную задачу.
Выделение и осознание того, что усвоено.
Определение целей учебных заданий.
-познакомить с наличием двух спряжений глаголов;
-упражнять в определении спряжения;
-вести работу по запоминанию личных окончаний глаголов;
- развитие способностей обучающихся к рефлексии;
Планируемые результаты:
1. Личностные: активное и сознательное усвоение нового материала, способность к самооценке.
2. Предметные: научиться определять спряжение глагола по его ударному окончанию.
3. Метапредметные: учитывать мнение партнёра в сотрудничестве с целью успешности диалога.
Методы: словесные, наглядно-иллюстративные, наблюдения, работа с книгой, метод упражнений, метод активизации познавательной деятельности, самостоятельная работа, работа в паре, проблемная ситуация.
3. Карточки для индивидуальной работы, карточки со словами,
№
п/п
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результат
По предмету
Формируемые УУД и приемы их формирования
1.
Организационный момент.
Мотивация к учебной деятельности.
-Начинаем ровно в срок наш любимейший урок.
(СЛАЙД 2)
Улыбнемся друг другу. Ведь мир с улыбкой становится добрее и теплее. Пройдите пальчиками по руке соседа до его плеча и скажите ему: «Если будет трудно – я помогу». Давайте с хорошим настроением начнем урок, и пронесем это настроение до конца дня.
Показать наше настроение нам помогут наши смайлы подставки.
Перед тем, как приступить к работе отметьте на ЛЕСЕНКЕ УСПЕХА свое отношение к предстоящей деятельности на уроке.(СЛАЙД 3)(Приложение)
Дети приветствуют учителя, друг друга.
Дети выполняют
Личностные
-Самоопределение.
-Установка на доброжелательное отношение к участникам совместной деятельности: одноклассникам, учителю, всем присутствующим.
П2.
Актуализация знаний и фиксация проблемы.
- Девизом нашего урока будет очень известное выражение Viam supervadet vadens (ВИам супервАдет вАдэнс), что в переводе с латинского (СЛАЙД 4) означает ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ
- Как вы понимаете смысл этого выражения?
А) проверка д/з
- Давайте проверим, смогли ли вы справиться с домашней работой.
- Что нужно было сделать дома? МОЛОДЦЫ!
Б) оформление работ
- А сейчас приступим к оформлению работ, но для этого вспомним правило:
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою -
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь.
За работу я возьмусь.
Девятнадцатое марта.
Классная работа.
В)Минутка чистописания (СЛАЙД 5)
Дд Дд
До ду До ду
Дорогу осилит идущий. (найти орфограммы)
Г) Словарная работа (СЛАЙД 6)
Р *ботать ж * лаю
Т *традь а ** лея
П *нал вч* ра
(Ребятам желаю: работать старательно
Все будет в тетрадях тогда замечательно.
Слова без ошибок пишите всегда:
Аллея, пенал и конечно вчера)
- Проверим. «Принцип 3 К» (СЛАЙД 7 )
МОЛОДЦЫ (СЛАЙД8)
Дети объясняют.
Проверка дом. работы
письмо минутки чистописания
Словарная работа, объяснение написания
Грамматические признаки глагола, изменение глагола по лицам и числам.
Коммуникативные УУД
-Договариваться с другими детьми, сотрудничать в совместном решении поставленной задачи.
Регулятивные УУД
-Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
3.
Постановка учебной задачи.
- Я задумала слово, которое имеет (СЛАЙД 9 _ пустой)непосредственное отношение к нашей теме урока, угадайте его, задавая мне вопросы. («Данетка» ТРИЗ)
А сейчас мы с вами проведем игру «Мои друзья» (ТРИЗ), использую карточки с глаголами, которые находятся на ваших столах. МОЛОДЦЫ (СЛАЙД 10)
- Давайте составим паспорт глагола в виде многоэтажного дома. (СЛАЙД 11)
Число
Единств. и множеств.
Лицо
1-е, 2-е, 3-е
Род
Муж., Жен., сред. только у глаголов прошедшего времени
Время
Настоящее, прошедшее, будущее
Начальная форма
Неопределенная форма
Вопросы
Что делать , Что делает?, Что сделает?
Обозначает
Действие предмета
Что такое глагол?
Часть речи
Объект - ГЛАГОЛ
Ребята, какое понятие из данных слов нужно нам для составления паспорта глагола? (спряжение или склонение)
- Почему склонение мы не можем внести в таблицу?
- А знаете ли вы, что такое Спряжение?
-Сформулируйте тему нашего урока. (ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ И НА СЛАЙДЕ 12)
-Какую цель поставим на урок?
1.узнать о спряжении глагола;
-определить способ написания безударных личных окончаний глаголов.
2. Развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы; уметь доказывать, аргументировать своё мнение;
3. Способствовать умению работать самостоятельно, в паре, в группе, воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи.
Регулятивные УУД
-Самостоятельно формулируют цель урока после предварительного обсуждения.
4.
Выявление места и причины затруднения.
Построение проекта выхода из затруднения
Физминутка
А) Наблюдение за изменением глаголов по лицам и числам ( СЛАЙДЫ13, 14)
- Как изменялись глаголы? (по лицам и числам)
- В каком времени употреблены глаголы?
- Какая часть слова изменялась? (окончание)
- Какую особенность окончаний заметили?
- Обратите внимание на правописание окончаний глаголов во 2 лице ед. ч.:
- ешЬ, - ёшЬ, - ишЬ, во 2 лице мн. ч.: - етЕ, - ётЕ, - итЕ.
Б) Работа с учебником с. 80 у. 163 (УСТНО)
ПУНКТ – ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Работа с таблицей с. 81 у. 164 (УСТНО) (СЛАЙД15)
- На какие две группы можно разделить глаголы?
Вывод: Изменение по лицам и числам в настоящем и будущем времени называется спряжением.
Как живешь? – Вот так! (СЛАЙД 16)
А плывешь? – Вот так!
Как бежишь? – Вот так!
Вдаль глядишь? – Вот так!
Как жуешь? – Вот так!
Машешь вслед? – Вот так!
Утром спишь? – Вот так!
А шалишь? – Вот так!
Как сидишь? – Вот так!
А учится, будешь как?
Проанализируйте таблицу.(СЛАЙД 17)
Спряжение глаголов
Единственное лицо
I спряжение
IIспряжение
1 л.
Я
- у, - ю
2 л.
Ты
-ешь, - ёшь
- ишь
3л.
Он (она)
-ет, - ёт
- ит
I спряжение
IIспряжение
Множественное число
1 л.
Мы
- ем, - ём
-им
2 л.
Вы
- ете, - ёте
- ите
3 л.
они
- ут, -ют
- ат, - ят
Работа по вариантам и у доски:
- Измени по лицам и числам глаголы, выдели окончания:
1в. – читать – наст. время.
2 в. – пробегу – буд. время
Дописывают:
Какие глаголы изменяются по лицам и числам?
По какому признаку различают глаголы I и II спряжения?
Как личные окончания глаголов зависят от спряжения?
Делают вывод .
Пошагово контролировать правильность и полноту выполнения.
Делают вывод: спряжение - это изменение глагола по лицам и числам.
Познавательные УУД
-Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предлагают, что нужно для выхода из этой проблемы.
Коммуникативные УУД
-Сотрудничать в совместном решении учебной задачи.
Коммуникативные
-умение делать вывод на основе обобщения знаний.
5.
Реализация построенного проекта и первичное закрепление во внешней речи
Работа с комментированием у доски и в тетрадях. Упр. 165 с. 81
Проговаривают , пользуясь презентацией.
Проговаривают типы спряжения
Регулятивные
-Принятие учебной задачи.
6.
Работа в парах с проверкой по эталону.
- Определите спряжение глаголов, разместив их в нужные столбики. «Принцип 3К» (Слайд 18,19)
Работа в паре.
Проверка с помощью презентации
Записывают глаголы.
Регулятивные
-Установка на воспитание волевой саморегуляции (не бояться преодолевать трудности).
-Контроль (проверка выполненной работы по образцу и по алгоритму).
-Оценка
7.
Включение в систему знаний и повторение
Составим алгоритм действий, как определить спряжение глагола.
Алгоритм: (СЛАЙД 20)
1. Поставь глагол в Н.Ф.
2. Определи спряжение.
3. Если гл. I спр. –
пиши - ет, - ете,- ем, ешь - ут, ют.
4. Если гл.II спр.-
пиши -ит, - ите, - им, - ишь, - ат,- ят.
Игра «Я возьму в свою команду» (ТРИЗ) - работа с карточками – глаголами.
Дополнительно:
«Верное/неверное утверждение»
- Я считаю, глаголы изменяются по временам…
-Я считаю, что глаголы с частицей не пишутся слитно…
- Я считаю, что глаголы склоняются…
Я считаю, что глаголы обозначают действие предмета…
Я считаю, что глаголы изменяются по лицам и числам…
Я считаю, что все глаголы изменяются по родам…
Самостоятельная работа с проверкой в классе.
Коллективное обсуждение.
Выполняют задание. Отвечают на вопросы.
Алгоритм:
1. Поставь глагол в Н.Ф.
2. Определи спряжение.
3. Если гл. I спр. –
пиши - ет, - ете,- ем, ешь - ут, ют.
4. Если гл.II спр.-
пиши -ит, - ите, - им, - ишь, - ат,- ят.
Познавательные УУД
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую, представить информацию в виде схемы.
8.
Рефлексия
Оценивание
- Подведем итог нашего урока. Что нового мы узнали на уроке?
- Что такое спряжение? На какие две группы делятся глаголы? Нужно ли продолжить работу над этой темой?
- Этому будут посвящены наши следующие уроки. Мы будем изучать правописание безударных личных окончаний глаголов. Скажите, девиз нашего урока помог нам в работе.
(СЛАЙД 21)
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
– Выберите для себя нужное утверждение.
А теперь на ЛЕСЕНКЕ УСПЕХА отметьте вашу деятельность на уроке.(СЛАЙД22)
Кого из ребят вы хотели бы поблагодарить на уроке?
Кому пожелали бы быть более активным?
Регулятивные
-Учатся совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности.
-Определяют степень успешности выполнения своей работы
-Учатся планировать свою деятельность.
Домашняя работа
Проспрягать глаголы бежать, думать. Составить предложение с одним из глаголов (Слайд 23), (СЛАЙД 24)