Урок входит в раздел основного курса по предмету "Русский язык" (Программа под редакцией М.М. Разумовской).
Цель урока:
обеспечить применение учащимися знаний и способов действий, связанных с употреблением наречий, в разнообразных речевых ситуациях.
Задачи урока
Образовательные:
закрепить знания о роли наречий в тексте как средстве более точного и образного выражения мысли;
научить учащихся «видеть» наречия в тексте и обоснованно их использовать в различных речевых ситуациях;
обобщить и расширить знания о наречии как части речи через конструирование микротекстов, решение лингвистических задач.
Развивающие:
создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы;
содействовать формированию умения уместно употреблять наречия с учетом их экспрессивной, стилистической окраски для более точного выражения своих мыслей через создание на уроке речевых ситуаций;
развивать умение выстраивать свои рассуждения, критически мыслить, развивать воображение через моделирование учебных интерактивных диалогов;
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Слова, "живописующие" нашу речь" »
Разработка урока русского языка по теме «Наречие»
Учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ п. Баляга
Веляник Татьяна Георгиевна
Тема урока: Слова, «живописующие» нашу речь
Цель урока:
обеспечить применение учащимися знаний и способов действий, связанных с употреблением наречий, в разнообразных речевых ситуациях.
Задачи урока
Образовательные:
закрепить знания о роли наречий в тексте как средстве более точного и образного выражения мысли;
научить учащихся «видеть» наречия в тексте и обоснованно их использовать в различных речевых ситуациях;
обобщить и расширить знания о наречии как части речи через конструирование микротекстов, решение лингвистических задач.
Развивающие:
создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы;
содействовать формированию умения уместно употреблять наречия с учетом их экспрессивной, стилистической окраски для более точного выражения своих мыслей через создание на уроке речевых ситуаций;
развивать умение выстраивать свои рассуждения, критически мыслить, развивать воображение через моделирование учебных интерактивных диалогов;
создать условия для повышения самооценки, развития самостоятельности, формирование коммуникативных качеств;
формировать познавательный интереса, мотивацию к учебному труду через разнообразие приемов и средств обучения;
формировать ценностное отношение школьников к русскому языку;
актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы.
Оборудование урока:
На доске надпись «Цель – это отдаленный результат»
Мультимедиа проектор, компьютер
Рюкзак
Презентация
Заготовки для «Книги жалоб»
Заготовки для «Кодекса…»
Микрофон на стойке
Ход урока
Организационный момент, мотивация.
- Я приветствую вас, ребята! Урок у нас необычный, поэтому мне хочется, чтобы у вас было хорошее настроение. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и останьтесь такими до конца урока.
Догадайтесь, в чем необычность моего следующего обращения к вам:
«Надеюсь, что работать вы будете прекрасно, отвечать уверенно, быстро и четко, читать выразительно, громко и звонко,писать аккуратно и красиво, а чувствовать себя на уроке легко и комфортно».
Ответы: Много наречий.
Конечно. Мы ведь заканчиваем знакомство с этой частью речи.
2.Актуализация знаний, необходимых для решения задач урока
В качестве домашнего задания вам было предложено составить вопросный план изученной темы «Наречие» и оценить степень полноты свих знаний по каждому пункту. Посмотрим, что у нас получилось. (спросить 4-5 человек по 2 вопроса)
1. Как узнать наречие в тексте? «4»
2. Каковы условия слитного написания не с наречием? «5»
3.Постановка проблемы, цели и темы урока
Хорошо, в основном мы научились правильно писать наречие. Но проблема остается. Какая? (Умения употреблять наречие в устной и письменной речи.)
Да, ребята, наши мысли совпадают, поэтому вы без труда определите цель нашей работы на уроке:
Научиться употреблять наречия в различных речевых ситуациях, оценить их роль в тексте.
(Варианты названий урока на доске)
Название нашего урока вы выберете по его окончанию.
А сейчас закройте глаза – я приготовила вам сюрприз.
Звучит песня на стихи Е.Стефанович «Зацветает багул»
(Слайд – о Забайкалье)
Теперь посмотрите на эту красоту!
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите песню и смотрите слайды о Забайкалье?
Да, это наша Родина, Забайкальский край, его символ – багульник. Мы любим свой родной край.
Эпиграфом к нашему уроку предлагаю вам слова Константина Паустовского «Истиннаялюбовьксвоейстраненемыслимабезлюбвиксвоемуязыку».
Безусловно, нужно беречь и любить свой родной язык. А можно ли полюбить часть речи или, по крайней мере, почувствовать к ней симпатию? Можно любить родных и друзей, города и книги, летний день и катание на коньках, но испытывать добрые чувства к приставке или полюбить наречие?!
Будем считать, что это главный вопрос урока. Ответим на него в конце нашей работы.
4. Решение проблемы урока
1) Работа по образцу
А теперь приглашаю вас совершить заочную экскурсию по нашей “малой” родине – Забайкалью.
Идем? Идем. Вот мой незаменимый рюкзак. Он как всегда приготовил нам что-то интересное.
(На слайде текст о Забайкалье)
Этот край поистине удивителен! Природа щедро одарила Забайкалье. Здесь всевидится грандиозно и масштабно: полные богатств подземные кладовые, величественно бушует зеленый океан тайги, бескрайне раскинулись просторы степей, стремительно текут могучие и полноводные реки, высоко в небо устремлены крутые горные вершины, кругом сопки, укутанные сиреневым багульником, удивительно поражают богатейшее разнообразие растительного иживотного мира. Эти края, овеянные мифами и легендами, сказочно красивы, загадочны и весьма привлекательны для туристов.
Определить роль наречий в этом тексте, с какой целью их употребляет автор?
Автор текста выражает восхищение своим родным краем, гордиться им.
Чем необычна нарисованная картина? (Образная, выразительная, красивая, яркая.) – Чем это достигается? Используются такие словосочетания глаголов с наречиями, как «щедро одарила», «величественно бушует», «бескрайне раскинулись» и другие. 3 наречия относятся к прилагательным: «поистине удивителен»,«сказочно красивы», «весьма привлекательны».
- Наречие – особенная часть речи: и трудная, и интересная, а еще она живописует глагол, по словам А.Пушкина.
Ответьте на вопрос: как здесь наречия живописуют глагол?
Наречия, выражая признак действия, выступают в роли выразительных средств: «щедро одарила», «бескрайне раскинулись», «удивительно поражают» и другие
Такие наречия эмоционально окрашивают действие, уточняют и конкретизируют описание целой картины.
(Наречия придают речи особую точность, детальность)
5. Лингвистический эксперимент
Проведем лингвистический эксперимент
Уберем все наречия из текста. Что произошло?
(Если опустить выделенные нами наречия, смысл текста не будет искажен, но утратится живописность, эмоциональность, точность авторских характеристик).
(Возвращаем текст с наречиями: на слайде без наречий они возникают все сразу)
-Хорошо, идем дальше по родному краю.
(На слайде горы).
Что там у нас в рюкзачке еще интересного? (достать надпись «грамматический альпинизм»)
Чтобы покорить вершину этой горы, следует на каждом горном уступе оставить наречие определенной смысловой группы, выбрав его из общего списка.
6. Применение знаний в знакомой ситуации
Дидактическая игра « Грамматический альпинизм»
(подобрать пары)
Идти зачарованно
Петь восхитительно
Ползти едва-едва
Выполнять вперед
Светить по-летнему
Смотреть поневоле
- Молодцы! Вершину покорили! И я вам приготовила сюрприз-загадку.
Физминутка.
Я изображаю действия, вы повторяете, а потом угадываете при помощи наречия признаки моих действий.
Энергично,
бодро,
решительно
по-медвежьи, неуклюже, косолапо
вдаль
вниз
высоко
- Молодцы! Зачем мы это сейчас делали?
Доказали, что важно уметь правильно подбирать синонимы-наречия
- Хорошо!
Мы еще находимся на вершине. Посмотрите вокруг: какие чувства и мысли у вас возникают? Спасибо.
Вы уже многое умеете, но мы идем к самому главному – умению самим создавать текст, конечно, с наречиями. Поэтому мой рюкзак снова приготовил для вас интересное задание. (достать наречия)
Подготовка к самостоятельному созданию текста.
Из предложенных наречий выбрать подходящие по смыслу, по стилистической окраске текста и убедить всех, что они на своем месте. Наречий в два раза больше.
Всё живое в природенеудержимо стремится к объединению.
Только вместе, только по-настоящему веря друг в друга, можно добиться счастья. Сообща живется легче, любая беда не беда.
Чуть-чуть присмотритесь к окружающему миру, и вы повсюду найдёте друзей.
Попробуем услышать голос природы, почувствовать ее душу. О каких друзьях идет речь? Слайды помогут ответить на вопрос.
(на слайдах туристы, природа, птицы, животные, дети, убирающие мусор)
- А ведь мы с вами тоже друзья природы. Помните, собирали мусор вдоль берега озера? Я стала очевидцем разговора двух друзей. Послушайте и вы. (сценка «Подслушанный разговор»)
Диалог
-Ужасно красиво здесь!
- Да, только уж больно крепко мусорят туристы.
- Обидно, вот сейчас уберем, а завтра обратно насорят.
- Коля, я вот о чем думаю, если бы каждый человек более лучше понимал, что природа – это наш друг и болел бы душой за нее, то природа ответила бы нам благодарностью.
- И тогда жутко приятно было бы находиться в чистом лесу и слушать пение птиц.
-Ребята, какие случаи неверного употребления наречий вы заметили? Как их исправить?
Все. Пренебрежительное отношение к наречиям, без учета их смысловой и стилистической нагрузки.
-Несмотря на то, что дети не совсем знакомы с нормами языка, какую ценную мысль они подчеркнули?
Личную ответственность за наш мир, за будущее нашей планеты, нашего края.
Применение полученных знаний в незнакомой ситуации (составление текстов)
«Жалоба лесных обитателей»
Природа – живой организм. Если бы она могла говорить, то могла бы пожаловаться на многое. Попробуем и мы сейчас услышать голос природы, почувствовать её душу.
Задание: Составить жалобу от лица обитателей леса: птиц, животных, растений. И у нас получится жалобная книга. (ответы)
Ваша задача использовать яркие наречия в своих высказываниях.
Предложения должны быть от 1-го лица.
Кодекс поведения человека в природных условиях
- Природа ждет от человека любви и заботы. Она боится жестокости и равнодушия.
Я предлагаю сейчас интересный и нужный проект: составить Кодекс поведения человека вприродных условиях, только правила поведения мы составим не запрещающие, а наоборот, разрешающие.
Например, «Разрешается сколько угодно долго вдыхать багуловый аромат»
или «Находясь на берегу реки, наслаждайся ее журчанием»
- Молодцы! Тексты хорошие, речь правильная. А ваши действия сейчас были направлены на защиту природы родного края. И ведь это не только на словах. Мы с вами проводили экологические десанты, и я знаю, что каждый из вас - настоящий гражданин своей Родины и Забайкальского края.
- Как вы понимаете это слово «гражданин»
Патриотизм
Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине
Боль за родную природу
«Открытый микрофон»
- А сейчас как граждане своей страны вы можете выступить с обращением к друзьям, всем присутствующим, к власти, в целом ко всем жителям Забайкалья. Подумайте, о каких проблемах вы, может быть, им напомните, с какими пожеланиями обратитесь.
Надеюсь, что сегодняшний урок убедил вас, какая замечательная часть речи – наречие, сколько удивительных открытий можно сделать, изучая русский язык.
Вернемся к проблемному вопросу урока:
Надеюсь, что сегодняшний урок убедил вас, какая замечательная часть речи – наречие, сколько удивительных открытий можно сделать, изучая русский язык.
Вернемся к проблемному вопросу урока:
Можно ли проникнуться уважением к наречию?
Осмыслите еще раз эпиграф урока.
Ответы
По утверждению Константина Паустовского, истинная любовь к родной стране немыслима без любви к родному языку.
А любовь к родному языку связана с умением вслушиваться, вдумываться в слово. Умение это надо развивать в себе, чтобы научиться хорошо говорить, писать, а также понимать произведения поэтов и писателей.
Предложите теперь ваш вариант названия урока
11.Рефлексия
Каково ваше (твое) участие в работе урока? Оцените свои успехи, используя оценочные наречия?
За хорошую работу я дарю вам это стихотворение
Наш язык и скромен, и богат, В каждом слове скрыт чудесный клад. Слово «высоко» произнеси - И представишь сразу неба синь. Вспомнится наречие «светло», И увидишь - солнышко взошло. Если скажешь ты «темно», Сразу вечер постучит в окно. Если скажешь «ароматно» ты, Сразу вспомнишь ландыша цветы. Ну а если скажешь ты «красиво», Пред тобою сразу вся Россия!