Цель:
- познакомить детей с правилом правописания разделительного ь,
- формировать умение правильного использования разделительного ь на письме;
- выявить различия между функциями смягчающего ь и разделительного ь;
- развивать орфографическую зоркость, психические процессы, познавательную активность.
Оборудование: карточки со словами, карточки с частями пословиц, учебник ,экран, проектор, компьютеры, ЦОР «Семейный наставник»
План урока:
- Организационный момент.
- Минутка чистописания: «Игра на выбивание» (повторение фонетики).
На доске буквы : А, Ь, Ч, Ж, Б, Й
Дети называют буквы, которые по какому-то признаку отличаются от других.
Прописываем Ь с нижним соединением.
- Новый материал:
- На доске записано предложение:
Я полю цветы.
Рядом изображение девочки, которая собирается поливать цветы.
Соотносится предложение и изображение. Предложение изменяется, записывается в тетрадь.
Я полью цветы.
Сравниваются слова полю и полью (смысловое значение и написание), определяется функция ь, дается название мягкому знаку(разделительный), формулируется тема урока .
Озвучивается плану работы на уроке:
- знакомство с правилом употребления разделительного ь;
- выявление различия между функциями смягчающего ь и разделительного ь
- обучение правильному написанию слов с разделительным ь.
- Задание: «Выписать слова с разделительным ь в один столбик, остальные слова в другой столбик».проверяется умение различать разделительный и смягчающий ь.
На доске слова на карточках:
Осенью, пальто, семья, вьюга, учитель, льет, коньки, счастье, сильный, воробьи, деньки.
(после выполнения задания два человека расставляют карточки каждый в свой столбик..)
Дети проверяют выполнение своей работы.
Доказывается правильность заполнения первого столбика на основе места расположения и выполняемой функции разделительного ь.
Строится схема на основе ответов детей : согл . РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ь Я
Ю
Ё
Е
И
Детьми формулируется правило правописания разделительного ь .
Физ.минутка
- Анализируются слова второго столбика , определяется их схожесть.
Дети вспоминают место нахождения и функцию смягчающего ь.
Работа в парах с целью сравнить месторасположения и функции смягчающего и разделительного ь( таблица выводится на экран)
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ь
СМЯГЧАЮЩИЙ Ь
В какой части слова находится
После чего пишется
Перед чем пишется
Для чего нужен в слове
После обсуждения таблица заполняется, еще раз сравниваются различия места нахождения и функции разделительного и смягчающего Ь.
- Закрепление:
- Дети, испытывающие затруднения в самостоятельной работе, выполняют № 5 на стр.32, сравнивая свою работу с тем, что записывает на доске контролер.
Часть детей работает на компьютере с ЦОР «Семейный наставник» , составляя из предложенных слогов слова с разделительным ь. (проверка идет автоматически)
Остальные ученики работают с заданием:
« Измени слова, чтобы они обозначали много предметов».
Ручей, соловей, стул, дерево, лист, колос, друг.
Задание проверяется. Анализируются полученные слова, определяется что в них есть общего, доказывается ,что ь действительно разделительный.
- Составление пословиц (работа в группах):
Каждой группе предлагается несколько частей разных пословиц. Дети должны составить из этих частей одну пословицу:
1 группа: Ученье – путь к уменью.
2 группа: Птица сильна крыльями, а человек – дружбой.
3 группа: Ум да здоровье дороже всего.
Обсуждается , как дети понимают смысл данных пословиц.
Понравившаяся пословица записывается по памяти в тетрадь.
Ученики находят слова с разделительным ь.
- Итог:
Ученики обобщают знания, полученные на уроке.
- Рефлексия
- Домашнее задание: стр.32 № 6.