1. Организация мотивации, постановки учебной задачи.
2. Актуализация опорных знаний | -Прозвенел звонок и смолк, начинается урок. (Звучит аудиозапись) - Ребята, скажите, какая по настроению прозвучала песня. - Какое у вас сейчас настроение? - Что бы вы пожелали друг другу на урок? - Я желаю, чтобы на уроке было интересно и вы дружно работали. Успехов вам! - Тихонько занимайте свои места. - Кто внимательно слушал песню, о каком времени года она была? - Давайте послушаем зимнюю тишину. (звучит аудиозапись голосов птиц) - Что вы услышали? - Как называют птиц, которые живут у нас зимой? - Перечислите зимующих птиц.
- Молодцы! Вы знаете зимующих птиц. - Как вы думаете легко ли им зимовать? - Почему? - Как вы можете помочь птицам перезимовать? - Молодцы! Вы заботливые дети.
- Откройте тетради, положите с наклоном, запишите число и название работы. Не забываем о правильной посадке. - Посмотрите, кто сегодня прибыл на урок? - Назовите их. - Что вы можете рассказать об этих словах на уроке русского языка?
Минутка чистописания
- Вам нравятся рисунки птиц? - Почему? - Как это сделать?
- Но у нас нет красок. Как быть? Как вы думаете, на уроке русского языка с помощью чего можно раскрасить рисунки? -Закончите фразу Имя прилагательное обозначает.. Имя прилагательное согласуется с... Имя прилагательное изменяется... - Назовите эти слова. (рисунок поворачивается цветной стороной) (рисунок поворачивается цветной стороной) (рисунок поворачивается цветной стороной) | Дети становятся в круг, берутся за руки
- Бодрая, весёлая
- Хорошее - Научиться новому, хороших оценок
Дети рассаживаются. - О зиме.
- Голоса птиц. - Зимующие птицы.
- Синица, ворона, снегирь, сорока, воробей, свиристель, поползень, клёст.
- Нет - Холодно зимой.Мало корма. - Сделать кормушки и каждый день насыпать корм: хлебные крошки, зерно.
Дети пишут дату и «Классная работа»
- Птицы - Дятел, воробей, синица. - Слова обозначают живые предметы, отвечают на вопрос – кто? – имена существительные - Дятел – он мой, это имя существительное мужского рода. - Воробей – он мой, это имя существительное мужского рода. - Синица- она моя, это имя существительное женского рода. Прописывают элементы букв
- Нет. - Они не разноцветные.Они не раскрашены. -При помощи красок
- С помощью слов... прилагательных
...признак предмета ...именем существительным ...по родам, по числам, по падежам
- Дятел (какой?) Пёстрый Большой - Воробей (какой?) Маленький Серенький - Синица (какая?) Шустрая Весёлая Жёлтая | Регулятивные: умеют организовать своё рабочее место и работу Личностные: проявляют интерес к процессу познания, положительно относятся к школе
Познавательные: извлекают информацию, высказывают суждения Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге
Регулятивные: умеют работать по предложенному плану, используя необходимые средства Коммуникативные: строят монологические высказывания; участвуют в учебном диалоге; аргументируют свою точку зрения |
3. Планирование достижения цели. | - Предположите, какой будет тема сегодняшнего урока. - Чему учились на прошлых уроках? - Чему будем учиться на уроке?
-На какой вопрос будем искать ответ?
| -Склонение имён прилагательных
- Склонение имён существительных - Изменять по падежам, числам, родам имена прилагательные -Согласовывать имена прилагательные с именами существительными -Как не ошибаться в безударных окончаниях имён прилагательных?
| Регулятивные: выделяют учебную задачу на основе соотнесения известного; работают по плану; сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно |
4. Поиск способа решения учебной задачи. | -Где мы можем встретить этих птиц? -Рассмотрите запись на доске прекрасный озеро река лес полянки - Составьте словосочетания с этими словами -Почему ничего не получилось с другими словами? -Что необходимо для этого сделать? - Умеете ли вы склонять имена прилагательные ? - Что нужно знать, чтобы просклонять прилагательные? 1. Падеж 2. Вопрос
3. Окончание
- А хотите немного поиграть? Вы любите собирать пазлы? Собрать пазл - Памятка «Как узнавать буквы в безударных окончаниях имён прилагательных?» (стр.164) - Ваша задача – правильно собрать Памятку «Как узнавать буквы в безударных окончаниях имён прилагательных?» - Затем мы сравним результаты (на экране) -А теперь подарите Памятку своему соседу. | -В лесу, в парке, на полянке, возле реки и озера
-Прекрасный лес
-Изменить окончание имени прилагательного
- Найти существительное, к которому относится прилагательное, и определить падеж - От существительного задать вопрос к прилагательному - Сравнить окончание вопроса и окончание прилагательного. Записать словосочетания на доске
-Да Собирают пазл
-Обмениваются Памятками
| Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Познавательные: ориентируются в системе знаний; осознают необходимость нового знания; сопоставляют и отбирают информацию Коммуникативные: используют свою речь для регуляции своего действия; соблюдают грамматические нормы произношения Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес; понимают и осознают необходимость выполнения учебных требований |
5. Физкультурная минутка | - Замечательно поработали вместе. Давайте дружно отдохнём. Прогуляемся по зимнему лесу. *Потёрли ладошки, чтобы они стали тёплыми *Тёплыми ладошками погрели щёчки *Ещё раз потёрли ладошки, погладили шейку *Пощипали и слегка подёргали себя за мочки ушей *Растёрли и помассировали каждый пальчик правой руки *Растёрли и помассировали каждый пальчик левой руки *Подняли руки вверх, зарядились энергией солнышка *С силой стряхнули руки вниз, всю отрицательную энергию отдали земле *Погладили себя по голове: «Какие мы молодцы!» | Ученики выполняют движения «Пальчиковой гимнастики» | Личностные: осознавать важность сохранения и укрепления здоровья |
6. Конкретизация и применение способа решения учебной задачи. | Чтобы всё успеть нам в срок – продолжаем мы урок. - Работа с упр. 244 Утро. Ещё спит лес. Но вот на опушке, на краю поляны, появился лис. Осторожно ступает он по снегу. - Чего не хватает этому тексту? Приведите примеры
-Почему вы не взяли прилагательное ПОЛОСАТЫЙ? Почему оно оказалось лишним?
-Словесная зарисовка на стр.110 -Списать, определить окончания имён прилагательных, устно рассуждать по памятке. -Совпадает ли окончание в подчёркнутых словах? -О зиме писали и поэты. Есть у Бориса Заходера тоже стихотворение о зиме. Предположите, какое прилагательное будет использовано поэтом в стихотворении. -Послушайте это стихотворение. Постарайтесь запомнить слова, с которыми согласуется прилагательное белый. |
-Яркости, красоты...прилагательных Тихий, ранний, зимний, лесной, снежный, старый, рыжий, мягкий, пушистый, полосатый -Прилагательное должно согласовываться с существительным и в форме, и в значении, т.е. по смыслу
-Белый
-В чистом поле, в белом поле Было всё белым-бело, Потому что это поле Белым снегом занесло. И стоял в том белом поле Белоснежно-белый дом, С белой крышей, с белой дверью, Беломраморным крыльцом. Работа с упр.78 («Потренируйся!») | Регулятивные: учатся высказывать своё предположение (версию) Коммуникативные: обосновывают высказанное суждение Личностные: обнаруживают настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности |
7. Оценивание продвижения к цели, рефлексивный анализ деятельности. | -Вы легко смогли подобрать слова к именам существительным. А узнаете ли вы, о каком предмете идёт речь? Серый, хищный, жадный... Рыжая, хитрая, ловкая... .Косой, слабый, трусливый... Большой, косолапый... Умные, весёлые, ответственные, замечательные... - Мы заканчиваем нашу работу. Вспомним, какую задачу мы поставили в начале урока. Выполнили её?
- Довольны ли вы своей работой? - Какое настроение у вас сейчас? - С хорошим настроением вы легко справитесь с домашним упражнением. Запишите в дневнике: Составить небольшой рассказ о зиме или выполнить упр.241 -Встаньте, на правую ладонь мысленно положите знания, с которыми вы пришли на урок, на левую — те, которые получили на уроке. Соедините их и скажите друг другу «спасибо» - Спасибо и вам за урок! Мне приятно было работать с вами. Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет. Вам от души желаю я, Друзья, всего хорошего. |
волк
лиса заяц медведь мы, дети
-Изменять по падежам, числам, родам имена прилагательные -Согласовывать имена прилагательные с именами существительными -Не ошибаться в безударных окончаниях имён прилагательных - Да. - Хорошее.
Дети записывают в дневнике домашнее задание. | Регулятивные: обращаются к способу действия; оценивают свои возможности, осознают уровень и качество выполнения; адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников Познавательные: структурируют знания; осознанно и произвольно строят речевые высказывания по результатам выполненной работы Коммуникативные: умеют вести учебное сотрудничество Личностные: осознают личную значимость в приобретении нового знания |