Урок русского языка. 6 класс
Тема: Буквы О и А в корне -гор- – -гар-
Цель урока: закрепить умения различать на письме в однокоренных словах -гор- (-гар-); подбирать слова с чередующимися О и А в корнях; работать над развитием логического мышления и речи учащихся.
Ход урока.
1. Повторение пройденного материала.
1. Проверка домашнего задания.
3. Орфографическая диктовка.
Располагать свободным временем, школьный возраст, богатая растительность, разобрать предложение, соприкасаться с разными людьми, загорелый юноша, возлагать надежды, молодая поросль, собираться за грибами, запереть дверь, блистательная победа.
4. Конкурс «запоминалок».
– А вот «запоминалка» на другие корни, выбор гласной в которых зависит от суффикса: Ира не хочет быть Ерой.
– Как вы думаете, для каких корней она подойдет?
5. Вставьте пропущенные буквы.
Зам..реть от восторга, отп..рать замок, зам..рать от восхищения, приб..ру в квартире, уд..рать с места происшествия, к..саться темы, уд..ру без оглядки, прик..снуться к прошлому, написать изл..жение.
6. Объяснение нового материала.
– Какой загадочный корень встречается в этих пословицах?
1) Когда повара дерутся, все стынет или г..рит.
2) Огонь тушат, пока не разг..релся.
3) От искры сыр-бор заг..релся.
4) От копеечной свечи Москва заг..релась.
– Найдите его в схеме. От чего зависит выбор гласной? Сформулируйте правило. Сравните его с правилом в учебнике (с. 64)
– Вставьте пропущенные гласные.
– Обратите внимание на остальные корни в первом столбике.
– Во всех ли корнях под ударением нужно писать А?
– Чтобы не запутаться при встрече с таким корнем, нужно подобрать слово-двойник, где гласная будет под ударением. Например, заг?релся – ударение на корень не падает. Подбираем слово-двойник с ударением в корне – загар. Значит, в этом корне А пишется под ударением. В слове заг?релся пишем О.
7. Слово учителя. Итак, ребята, вы хорошо поработали. Предлагаю вам поиграть в лингвистическую игру. Я приготовила для вас задания, которые сейчас представлю.
- Задание для 1 ряда: найдите лишнее слово: растут, загореть, роскошный, замирать.
- Задание для 2 ряда: распределите данные слова в 2 столбика: прикасаться, перебирать, выращивать, положить, расти. Объясните свой выбор.
- Задание для 3 ряда: однокоренные ли это слова: гора, загорать, горе? Почему? Что такое омонимы?
А сейчас я предлагаю вам более сложный вид работы - выборочно-распределительное письмо. Вы должны прочитать текст (листочки с текстом лежат у учащихся на столе), найти в нём слова с пропусками, определить орфограмму и распределить слова по группам.
Слова с чередованием, написание которых зависит от суффикса - а -.
Слова с чередованием, написание которых зависит от ударения.
Слова с чередованием, написание которых зависит от согласного.
Слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
Текст.
Мы предпол..гали выехать рано, но задержались. Вдоль дороги, кроме кустарниковой пор... сли, не было видно никакой другой р..стительности. В полдень мы устроились на отдых у озера. Заг...релые ребятишки плавали на самой его середине на пл... ту. Солнце п... кло так, что к песку нельзя было прик..снуться. В лучах солнца озеро сверкало, как зеркало.
Физминутка - здоровьесберегающая технология
Делаем носом вдох, а на выходе произносим слова:
Писать «корова» нелегко.
Даёт корова молоко,
Она пасется на лугу,
Мы слышим громкое «му-му».
Вдох носом, на выходе:
Мы за коровой последим,
Подышим носом, помычим:
«М-М-М-М-М».
9. Закрепление изученного материала
Задание №1
- Я показываю приставки, а вы запишите слова с корнем –гор-гар. (с,-вы,-до,-на,-за,-пере,-у)
Задание №2 Отгадай слово
От глагола приехать взять приставку.
От существительного горение - корень.
От глагола лететь взять суффикс.
От глагола увидеть -окончание.
- Какое слово у вас получилось? пригореть
Задание №3. Разберите это слово по составу
Итог урока.
Домашнее задание: упражнение 150; подготовиться к проверочной работе.