2.Чистописание. 3. Самоопределение к деятельности. | Откройте тетради, запишите число, кл. работа, подчеркните орфограммы. Посмотрите на экран СЛАЙД1 Вот ромашка не простая А чудесная такая . Посмотрите на лепестки ромашки. - Что может быть у них общего? -Какую одинаковую работу выполняют эти буквы в нашем языке? -Какая буква лишняя?Почему? - А что объединяет оставшиеся буквы? - Вспомним как пишется буква ь? СЛАЙД 2 Белка хвостик изогнула У пенечка отдохнула Распушила хвост Да так-стал похож на мягкий зн. С лайд3 А теперь напишем ь не отрывая руки и спрячем его в мешочек. -Мы прописали строчную - Почему нет заглавной ь? -Вспомните в группах , какие тайны есть у мяг знака, которые вы уже знаете? -Какие правила работы в группе вы должны помнить? Помогать друг другу Вежливо и доброжелательно общаться друг с другом Говорить тихим голосом Работать активно, серьезно относясь к порученному заданию; Отвечать за успехи каждого Умей слушать других. -Полностью осознавать, что совместная работа в группах - это серьезный и ответственный труд; Наш девиз: Мы группа, значит мы способны действовать. Слайд 4(тайны ь) Так какую основную роль он выполняет в слове? Как же мы его называем? Кто усвоил все тайны смягчающе го ь, знает , умеет как их применять – на лучике самооценки, находящемся на схеме модели Ь – нарисуйте зеленый кружок; кому не совсем понятны, нарисуйте синий кружок, а кто ничего не усвоил красный Мы заполнили с вами только 1-ую часть таблицы «знаю». 2-я часть – «Хочу узнать». Физминутка СЛАЙД 5 - Как вы думаете это все тайны, которые мы должны знать или существуют другие тайны у мягкого знака? -Хотите знать еще какие есть тайны у ь? Тогда за работу. | Повторить правила посадки при письме Обозначает мягкость согл Все остальные гласные Работа в группах, Правила работы в группе. Не обозн зв Смягчает согл зв Пишется на конце слова Пишется в середине слова между согласными Орфограмма мяг. Знак При переносе остается на строчке и не переносится на др. Вносит в слово новое значение. Пишется в корне слова. Проверка Смягчает согласный зв Смягчающий. |
Актуализация знаний. Постановка проблемы. Введение в тему.Постановка вопроса. | Есть два похожих, на первый взгляд, правописания. Буква пропущена в словах?Слайд6 Руч…и, лист…я, счаст…е, жил…ё, ноч…ю. ,здоров.е. Как определить, какой Ь писать – смягчающий или разделительный? Нам необходимо ответить на этот вопрос. Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? СЛАЙД7 «Правописание разделительного Ь». А цель? (Научиться применять разделительный Ь, узнать его «тайны» – делить слова с разделительным ь для переноса) Давайте составим план следующего этапа урока СЛАЙД8 Разделительный Ь – Что разделяет? Что показывает? Где пишется? Как переносятся слова с разделительным Ь? - Что мы сейчас с вами делали? (составляли план). - Перед Вами два столбика слов. Они помогут нам открыть новое правило. На доске записаны слова: Слайд коньки шитье пеньки ульи деньки деревья крыльцо счастье редька вьюга - Что вы можете сказать об этих словах? Что их объединяет? (Во всех словах в середине пишется ь). - По какому принципу я разделила слова в столбики? - В каком столбике слова с ь – показателем мягкости? Как узнали? - А с разделительным ь? Прочитаем слова 2 столбика. - Послушайте, как звучат эти слова. - Что заметили? (Слова как - будто разделились на две части) -Какие звуки мы слышим после мягкого согласного? (йа, йо…) - А какую букву нужно писать, когда мы произносим слова таким образом, как – будто они разделились на две части и при этом согласный звучит мягко и слышим звук Й? (мягкий знак- разделительный) - Запишите слова второго столбика в тетрадь, в строчку, через запятую и подчеркните ь знак одной чертой, а гласную двумя чертами. Физминутка для глаз.СЛАЙД 9 - Посовещайтесь в группах и попробуйте сформулировать правило о написании разделительного мягкого знака в словах. - Вы поступили культурно, спокойно выслушав своих товарищей. - Молодцы! Давайте проверим наше открытие. Откройте русский яз на стр 56, прочит правило. А те что мы узнали вне правила пригодятся вам? Назовите их. Для чего нужен разделительный Ь, что он делает? – смягчает согласный, разделяет – а что разделяет? он разделяет согласный звук и звук [й’], а что показывает? (что согласный звук не сливается с гласным). Где пишется? (после согласных перед гласными и, я, е, ё, ю; в корне слова. А как вы будете переносить слова с разделительным Ь? (по слогам, 1 букву нельзя оставлять на строке: .-Дети, мы ответили на вопрос плана? Сколько же тайн у раз.ь?(4) Запишите на схеме.-алгоритме. | НА СЛАЙДЕ Чтобы быть здоровым Нужно заниматься физ-рой, делать зарядку и не лениться, заниматься спортом,играть в подвижные игры. Дети сами формируют тему урока и ставят цель. (формировали регулятивные умения) РАБОТА В ГРУППЕ Обеспечение восприятия и осмысления теоретического материала по теме. Демонстрация материала для наблюдения. Учитель вместе с детьми медленно произносит слова, которые записали. Работав группах Познакомить учащихся с теоретическим материалом. Создание ситуации успеха. |
. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону. | Схема –таблица на доске Слайд10 - Как же отличить на письме разделительный Ь от смягчающего? (если слышу [й’] – пишу разделительный Ь. Узнав, новое о мягком знаке, мы сможем выполнить различные упражнения. 2. У вас на столах лежат сигнальные карточки зеленого и красного цветов. Я сейчас буду называть слова, если в слове нужно писать ь – показатель мягкости, вы поднимаете зеленую карточку. А если в слове нужно писать ь – разделительный – вы поднимаете красную карточку. Будьте внимательны. Вязанье, Наталья, коньки, Илья, мельница, деньки, варенье, яблонька, скамья, веселье. - Молодцы, вы были внимательны друга. Работа по учебнику с 55 упр№4 -Прочитайте задание. Объясните, что вы будете делать? - Обменяйтесь тетрадями, сверьте с доской. (дается эталон). СЛАЙД11 Подведем итог данной работе. - Молодцы! - Кто усвоил все тайны разделительного Ь, знает, умеет их применять, на лучике самооценки, находящемся на схеме – алгоритме Ь (разделительного) нарисуйте зеленый кружок: кому не совсем понятна тема –синий; кто совсем ничего не понял – красный кружок | Познакомить учащихся с теоретическим материалом. Создание ситуации успеха. Применение полученных знаний на практике с учетом особенностей обучающихся. Дети обсуждают в группе, «сигнальщик» показывает соответствующую карточку. Словесное оценивание деятельности обучающихся Самостоятельное выполнение упражнения. Закрепить умения правильно определять «работу» разделительного мягкого знака в слове. |
. Рефлексия деятельности. Домашнее задание Самооценка УУД | .Блиц-опрос. -Попробуем проверить себя: стал ли сегодня разделительный мягкий знак нашим хорошим другом. -Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с разделительным мягким знаком. СЛАЙД12 Итог урока. - Так какая была тема нашего урока? Что нового узнали на уроке? - Что повторили? Чему научились? - Ответили на главный вопрос урока? Было легко? Было трудно? Что взяли с урока для жизни? Больше всего мне понравились задания? Как вы думаете, есть ли еще тайны у Ь? Посмотрите на схему – модель Ь, что там написано? (показатель) – Чего? (рожь, любишь, петь, беречь, учиться,) – узнаем позднее и может быть кто-то из вас догадался? Подарок- стихотворение о разделительном мягком знаке. СЛАЙД 13 Перед е, ё, и, ю, я, Я в корнях стою, друзья. Воробьи, семья, жильё — Перед я, ю, и, е, ё. Каменья, жильё, ручьи, Листья, крылья, стулья, чьи, Колья, перья и семья, Вьюга, осенью, друзья. Дома найти в этом стихотворении слова на изученную орфограмму и подчеркнуть ее. . Как вы оценили свою работу на уроке? - кто или что вам помогло справиться? - Кто доволен своей работой? - У кого не всё получилось? Кто усвоил тему урока – на лучике самооценки «могу», находящемся на схеме – модели Ь, нарисуйте зеленый кружок; кто не усвоил тему полностью –синий кто ничего не понял – красный кружок. Командиры оцените работу своих групп. У вас на столах лежат смайлики. Оцените свою работу.Нарисуйте на смалике улыбку, если все понравилось ,и получилось Серьезное личико -если что то было трудно, Грустное-, если на уроке было не понятно, скучно, неинтересно. Мне понравилась ваша работа на уроке. В группах сохранилось единство и хорошие отношения. СПАСИБО ЗА РАБОТУ!. | Установить правильность и осознанность обучающимися нового материала. Самостоятельная запись. САМОПРОВЕРКА На доске Организация проверки заданий. Демонстрация выполненных заданий, оценивание своих работ Оценить работу отдельных обучающихся, групп и класс в целом. |