Перенос слов. 1урок в теме.
УМК «Школа России», учебник «Русский язык» 1 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.2016г.
- Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 1класс,автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Время |
I. Мотивация к учебной деятельности | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Организует деятельность учащихся на создание рабочей обстановки. На урок зовёт звонок, Начинать пора урок. Будем мы работать дружно И узнаем, что нам нужно! Сегодня у нас очередная встреча с русским языком. Надеюсь, что у вас замечательное настроение, достаточный багаж знаний. Все это обязательно поможет вам на уроке. Ребята! На нашей стене целей должны появиться кирпичики. Помогите, пожалуйста, определить, какие они будут. Выберите! На доске - полотно стены с пустыми кирпичиками, на котором появляются «нужные» кирпичики. Конкретизирует и подводит итог в определении целей. | Погружаются в рабочую атмосферу. Дети выбирают кирпичики: доказывают, почему выбрали эти цели | Регулятивные УУД: - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; Личностные УУД: -развитие готовности к сотрудничеству -формирование ценностных ориентиров учебной деятельности на основе развития познавательной деятельности | 2мин |
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения. | Проводит повторение пройденного материала. Вам даны карточки. -Прочитайте. -Что заметили? - Для чего в речи нужны слова? -Что можно получить из этих слов? -Составьте предложение, запишите его в тетрадь. Создаёт проблемную ситуацию. - Что делать? | - Работают с карточкой. Отвечают на вопросы, доказывают своё мнение Слова нужны, чтобы называть предметы, действия… В орешнике на берегу озера ребята поймали белку. Один ученик записывает предложение на доске, остальные дети – у себя в тетрадях. - Слово «ребята»,или «поймали» не умещается на строке. - Можно писать сразу на другой строчке. - Можно написать мельче и уместить на этой строчке. Учащиеся сталкиваются с проблемой: возникает необходимость в переносе слова. | Регулятивные УУД: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно. Коммуникативные УУД: - умение слушать и вступать в диалог, - умение выражать свои мысли полно и точно, - учёт разных мнений и умение обосновывать своё. | 5мин |
III. Выявление места и причины затруднения. | - Кто догадался, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке? Предположите, какова тема сегодняшнего урока? На доске учитель фиксирует запись.; «Перенос слов» - Как вы думаете, ребята, что же сегодня нам предстоит выяснить? Чему вы можете научиться сегодня? Поднимите руки, кто тоже ставит себе такие же цели? (прикрепляем на доску) А для чего это нужно? -А чем мы будем пользоваться на уроке, чтобы достичь своей цели? Объяснение о том, что иногда необходимо слова переносить. - Что такое перенос? Слово это произошло от слова переносить. Можно переносить что-то с одного места на другое, можно перенести заболевание, встречу на другой день. Создаёт условия для организации деятельности по планированию. | -о правилах переноса слов --как переносить слова со строки на строку -для правильного письма -быть грамотными | Познавательные УУД : - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска. | 2мин |
IV. Построение проекта выхода из затруднения. | Каждый ряд получает ксерокопию страницы книги и инструкцию по поиску. Через некоторое время итоги работы обсуждаются. Какие слова нашли? Как они были перенесены? - Теперь, я думаю, мы справимся с проблемой, которая была у нас в начале урока? - Как можно выполнить перенос ребята? - Допишите предложение до конца, выполнив перенос слова. | Собирают информацию (дети получают ксерокопии страниц книг, находят слова, которые были перенесены с одной строки на другую), анализируют, делают вывод: «Слова перенесены по слогам». Дети дают два варианта переноса слова: ре-бята, ребя-та Затем дописывают предложение, переносят слово, используя один из вариантов. | Познавательные УУД: - выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения; - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; - формулирование ответов на вопросы; - обучение работе с разными видами информации. Регулятивные УУД: - умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя | 3мин |
V. Реализация построенного проекта. | Кто догадался, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке? Предположите, какова тема сегодняшнего урока? На доске учитель фиксирует запись.; «Перенос слов» - Как вы думаете, ребята, что же сегодня нам предстоит выяснить? Чему вы можете научиться сегодня? Поднимите руки, кто тоже ставит себе такие же цели? (прикрепляем на доску) А для чего это нужно? -А чем мы будем пользоваться на уроке, чтобы достичь своей цели?
В русском языке много «тайн», в том числе и о случаях переноса. Поэтому, к сегодняшнему уроку я подобрала слова «Всё тайное становится явным». - Как вы понимаете эти слова? - Сегодня на уроке перед нами стоит задача - раскрыть «тайны» случаев переноса слов с одной строки на другую. Каждая тайна обозначена знаком вопроса. Одну из «тайн» вы уже знаете, я лишь напомню её. Поиграем. - Я сейчас у вас спрошу: как слова переношу? Зима? (зи-ма) мо-роз, не-бо. ок-но -Как же мы переносили слова? (Учитель открывает 1 правило под первым вопросительным знаком Формулирование первого правила. Итак, первое правило переноса слова: Здесь порядок очень строгий. Делим все слова на слоги. Давайте запишем эти слова в 1 столбик, разделяя их для переноса. Соблюдайте правила письма. На письме перенос обозначают вертикальной чертой. Попробуйте повторить правило соседу по парте -Как вы думаете, достаточно ли этих знаний, чтобы переносить слова? - Для решения этой проблемы выполним задания. Организует работу в группах У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило.. А план работы такой. группа : Май-ка; Зай-ка; Лей-ка. 2 Группа : Боль-шой: пень-ки, Отъ-езд. 3.Группа( 2-3ряд) дом, кот этаж?
Проверяет работу групп и организует формулирование правил переноса - К каким выводам вы пришли? Какие «тайны» вы открыли? Слушаем результаты работы групп. Слушаем первую группу. Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос. На что вы обратили внимание и какой сделали вывод. (Учитель открывает 2 правило под вторым вопросительным знаком .Вы согласны с выводом группы? Слушаем вторую группу. Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос. На что вы обратили внимание и какой сделали вывод. (Учитель открывает 3 правило под третьим вопросительным знаком. Вы согласны с выводом группы? Слушаем третью группу. Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос. На что вы обратили внимание и какой сделали вывод? ( 4 правило под четвёртым вопросительным знаком –Вы согласны с выводом группы? |
? ? ? ? зи-ма мо-роз не-бо ----- ок-но ? - По слогам (работа в парах) -записывают в тетрадь
Дети повторяют правило в парах
-нет не достаточно
1. Прочитать слова 2. Обратить внимание на выделенные буквы 3. Посмотреть, где стоит знак переноса 4. Сформулировать правило переноса слов Одну букву нельзя оставлять на строчке или переносить на другую строку
? Буква й не переносится на следующую строку» Запись слов в тетрадь
? «Буквы ъ, ь, не переносятся на следующую строк Запись слов в тетрадь
? «Нельзя оставлять на строке и переносить одну букву. Запись слов в тетрадь | Личностные УУД: - формирование установки на здоровый образ жизни. Познавательные УУД: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; - умение применять новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД: - умение договариваться, находить общее решение, оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные УУД: - умение работать по коллективно составленному плану. | 10мин |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - Предлагаю поработать в парах. (в учебнике с. 38 упр. 4) - Запишите слова, разделив их чёрточкой для переноса. Посовещайтесь с соседом по парте. Организует работу в парах. Осуществляет индивидуальную коррекцию действий учащихся. | Дети контактируют друг с другом на уровне учебного сотрудничества, согласования действий с партнёром. Если необходимо просят помощи учителя | Регулятивные УУД: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коммуникативные УУД: - взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | 6мин |
Физкультминутка с использованием тренажёра для глаз. | А теперь немного отдохнём и проведём минутку отдыха для глаз. На уроке мы писали, Глазки у ребят устали. Посмотрите все в окно. Солнце очень далеко. Мы глаза сейчас закроем, В классе радугу построим. Вверх по радуге пойдём, Вправо, влево повернём. А потом скатились вниз. Жмурься сильно, но держись. Учитель ведёт указкой по цветным линиям тренажёра в разных направлениях в соответствии с текстом. | Дети следят глазами за движениями указки учителя по тренажёру, выполняя гимнастику для глаз. | Личностные УУД: - формирование установки на здоровый образ жизни. Коммуникативные УУД: - умение слушать и выполнять инструкцию учителя. | |
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Выполним самостоятельно в тетрадях упр. 5, с.38. - Прочитайте. Это текст? - О чём говорится в тексте? - Подберите заголовок к тексту. - Запишите последнее предложение в тетрадь, используя правила переноса слов. -Как вы это сделали сейчас проверим. -Давайте сравним ваши варианты с образцом на доске: - А теперь предлагаю выполнить задания из электронного приложения к нашему учебнику «Русский язык»: 1. «Игра «Собираем слова» Распределите слова на две группы: в одну корзину слова, которые можно разделить для переноса, а в другую, которые нельзя перенести с одной строки на другую. 2. Игра «Перенос слов» Раздели слова горизонтальными чёрточками для переноса. Учитель организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. Учитель организует самопроверку работ учащихся по эталону, образцу, представленному на доске, выявляет места и причины затруднений, организует работу над ошибками Проводится работа по электронному приложению к учебнику. Учитель демонстрирует игру на экране, объясняет задание, помогает детям в выполнении задания на интерактивной доске. | Дети самостоятельно выполняют упражнение после инструкции учителя. Происходит самопроверка работ учащихся по образцу на доске, выявляются и исправляются ошибки. Дети выполняют задания на интерактивной доске, раскладывая слова в разные корзины. Здесь же происходит проверка – при неправильном выполнении задания звучит сигнал-предупреждение. На интерактивной доске дети расставляют в словах знак переноса. При ошибочном выполнении чёрточка не ставится – дети имеют возможность сделать повторную попытку. | Регулятивные УУД: - овладение пооперационными действиями, готовность взаимодействия со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности, выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем; - умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные УУД: - овладение навыками речевого отображения содержания совершаемых действий, способностью с помощью вопросов, материалов учебника добывать и использовать недостающую информацию. Личностные УУД: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | 10мин |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке | - Вы хорошо поработали! - Что нового вы узнали? - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться? - Оцените свои достижения на уроке. - Кто доволен своей работой, все ли было понятно? - Если вы работали с увлечением, вам было интересно, понятно, у вас всё получалось, то поднимите улыбающийся смайлик. - Если вы работали, но было не всё понятно, и вы допускали ошибки, то поднимите серьёзный смайлик. - Если вам было неинтересно и непонятно, то ваш смайлик – грустный. - Спасибо за урок! Создаёт условия для рефлексии пройденного на уроке. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, дают самооценку своей деятельности на уроке. | Познавательные УУД : - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные УУД: - умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД: - формирование адекватной позитивной осознанной самооценки; - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика». | 1мин |