Цель: включение и мотивирование учащихся в учебную деятельность.
Учитель: Прозвенел звонок и смолк,
Нам пора начать урок.
Дети: Рады слышать мы звонок,
Начинается урок!
Интересно нам читать,
Думать, спорить, рассуждать!
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Мы приветствуем гостей
Добрый день, добрый час!
А, сейчас, ребята, проверьте свое рабочее место, все ль готово к уроку русского языка?
Тихо сели, спинку прямо.
II. Актуализация знаний
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».
1. Игра «Наоборот». Слоги – на, то, ру, гы, мэ, ло, ду, ва
Нё, сю, пе, фю, мя, зи, бё, вя
-Замечательно. Скажите, а что мы с вами произносили? (Слоги)
-Что скажете о них?
-Что помогает им меняться? Гласные буквы.
-Какие гласные буквы показывают мягкость согласного?
-Твёрдость согласного?
2. Чистописание. - Теперь откройте ваши тетрадки. (Посадка).
Напишите дату, классная работа.
На доске: (т, п, к, я, н). Внимательно посмотрите на доску, скажите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания? В этом ряду она лишняя. Объясните, почему? Расскажите про неё. (Буква гласная, обозначает мягкость согласного, образует слог.)
Физминутка. РАЗОТРУ ЛАДОШКИ.
Показ учителя на доске: Вспомним, как правильно писать буквы Я, я. (Ставлю ручку чуть выше нижней линии рабочей строки. Веду вниз, закругляю, веду вверх наклонную линию, не доводя до верхней линии рабочей строки, веду влево и пишу овал. Довожу до верхней линии рабочей строки, возвращаюсь вниз, веду наклонную линию с закруглением внизу вправо).
На доске: Посмотрите на показ яЯя, яЯяя, яЯяяя, установите закономерность. Какое следующее сочетание букв? Записываем в тетради.
Тетрадь влево наклоню,
ручку правильно держу,
сижу прямо не согнусь,
на пятёрку потружусь.
3. Словарно-орфографическая работа.
Запишите словарные слова, которые начинаются с этой буквы. Выделите слоги, поставьте знак ударения. (Самостоятельная работа учащихся)
Январь, яблоко, язык, ягода.
Проверьте себя по доске. Поставьте себе оценку.
проверка с помощью шкалы знаков: !,+,- Покажитесь, кто у нас молодцы? + встают и повернулись ко всем и кивнули, + встали и поклонились, - встали и покачали головой.
4. Работа по учебнику.
- В словах вы выделяли слоги.
А что называем слогом? (ответы детей)
- Давайте проверим наши выводы. Прочитайте, что говорит нам профессор Самоваров? Стр. 80 учебник.
Учитель: Слово делится на части
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!
5. Рабочая тетр. стр 72 упр 71. Будете составлять слова из частей. Запишите первый столбик те, у кого имя начинается на гласную букву, а второй столбик, те, у кого начинается на согласную букву.
- Проверка. Читают и называют, сколько слогов в слове.
- Как узнать, сколько слогов в слове?
(Прочитать слова, сосчитать, сколько гласных в слове, столько и слогов.)
Давайте проверим свое мнение, выслушав сообщение проф Самоварова.
Электронное приложение анимация 2. Послушать профессора Самоварова.
ФИЗМИНУТКА «КИСКА».
III. Тема и цели урока
А теперь послушайте стихотворение Шибаева. Читает ученик.
Мы изучаем перенос.
Вот как я слова перенес:
Едва я перенес – е-два И получил за это «два».
Укол я перенес: у-кол И получил за это «кол».
Опять я перенес – о-пять. Теперь, наверное, будет «пять».
- А вы как думаете, ребята, какую оценку получит ученик? Почему? А какое из этих слов можно перенести?
- Кто догадался, чему мы будем учиться сегодня на уроке? (учиться переносить слова с одной строки на другую.)
Какова тема нашего урока? (Ответы детей, открываю запись темы урока на доске)
-Как вы думаете, существуют ли правила переноса слов или можно их переносить, как кому захочется?
IV. Работа в группе.
- Иногда слово не помещается на строке, тогда мы пользуемся переносом. Но чтобы это сделать, надо знать правила переноса.
Я хочу напомнить одно из главных правил переноса слов.
А другие правила переноса вы вспомните сами и расскажете нам. Для этого надо поработать в группах.
1.Прочитать слово 2.Устно разделить его на слоги 3.Вспоминаем, какое правило подходит. 4. Записать в тетрадь, разделив для переноса.5. Написать на бумаге одно слово, разделив для переноса.6. Нарисовать схему к вашему правилу. 7. Рассказать правило переноса друг другу.
Задания для каждой группы: 1 группа переносим слова названия растений;
2 группа перенос слов с ь и ъ
3 группа перенос слов с й
4 группа перенос слов с удвоенными согласными
Защита: Написать по одному слову на каждое правило на доске. Объяснить правило переноса. Выходят из групп желающие.
V. Если в слове два слога, то можно его переносить? (Ответы детей)
- Игра «Мои друзья». (У некоторых учащихся на партах карточки со словами. По заданию учителя дети встают у доски по группам. Остальные проверяют их)
- У вас карточки со словами. Если ваше слово отвечает заданному условию, вы его называете и показываете. (Дети становятся в группы)
1. - Мои друзья те слова, в которых первая буква гласная. (экскаватор, эскалатор)
2. - Мои друзья те слова, в которых есть буква й. Как перенесём эти слова? (Чайник)
3. - Мои друзья те слова, которые нельзя переносить. (класс, вдруг, отец, язык)
4. - Мои друзья те, в которых 3 слога; (деревня, огород)
-Итак, можно ли переносить все слова, в которых два слога? Почему?
-Встаньте по группам односложные слова, двусложные слова, трехсложные слова, четырехсложные слова. (Дети переходят из групп в группы по заданному условию).
-Ребята, почему я так назвала эти группы?
В домашнем задании встретятся эти слова.
VI. Закрепление пройденного материала.
Цель: включение нового знания в систему знаний, применение нового знания в типовых заданиях.
Мальчики записывают слова, которые можно перенести, разделив для переноса.
Девочки, слова, которые нельзя переносить.
Взаимопроверка. Оценивание.
VII. Какие правила переноса слов мы сегодня повторили?
- Где можно использовать знания, полученные сегодня на уроке?
VIII. Рефлексия учебной деятельности.
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.
1. Задание: продолжить предложения: Больше всего мне понравилось (не понравилось… Я узнал, что … Самым полезным для меня было… Я затруднялся… - Оцените своё настроение смайликами.
IX. Домашнее задание. – Раб. тетр стр 40 у 72 в этом упражнении 5 заданий. Можно выбрать, кто, сколько пожелает заданий, но не меньше двух.
Учитель: Вот и кончился урок,
Снова прозвенел звонок.
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.
Конспект урока русского языка "Перенос слова"
Цель:
познакомить учащихся с правилом переноса слов;
Задачи:
развивать умение делить слово на слоги и переносить с учетом особенности слогов;
ознакомить с правилами переноса слова с мягким знаком, й в середине слова;
развивать речь, внимание и память;
воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе.
Ход урока
I. Самоопределение.
Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.
II. Чистописание.
- Какую букву будем писать на минутке чистописания? Она обозначает согласный, твердый, непарный, звонкий звук в данных словах
Трава, дрова, сорока, труд
Рр
– Откройте тетрадь
III. Словарная работа
Великая радость – работа,
В полях, за станком, за столом!
Работа до жаркого пота!
Работай без лишнего счёта,
Всё счастье земли – за трудом! (В. Бирюков)
- О чем говориться в стихотворении?
- Объясните, как вы понимаете, что такое работа?
* Нахождение в действии
* Занятие, труд, деятельность
* Служба, занятие как источник заработка
* Продукт труда, готовое изделие
- Слово – помощник - «раб» - подневольный человек, занимающийся тяжелым трудом.
- Подберите слово близкое по значению слову работа (труд)
- Напишите слово.
- Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете?
Работе – время, потехе ч…с.
- Какая буква пропущена? Объясни.
- Спиши, поставь в словах ударение. Раздели слова на слоги.
IV. Актуализация знаний.
- Сколько букв в русском алфавите? (33).
- Что такое буква?
- Какие бывают буквы? (Письменные и печатные, строчные и заглавные).
(Ученик читает стихотворение)
Буквы можем мы читать И в тетрадку записать. В алфавите, посмотри, Их всего лишь 33.
- Какие бываю речевые звуки? (Гласные и согласные).
- Чем отличаются при произношении гласные звуки от согласных?
Сколько в слове гласных, Столько и слогов. Это знает каждый Из учеников.
V. Постановка проблемного вопроса.
- Как вы поступите, если вы начали писать слово, а места на строке не хватает?
- Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так, как захочет пишущий? Что бы вы предложили?
- Сегодня мы узнаем правила переноса, потренируемся в переносе слов.
VI. Знакомство с новым материалом.
1. – Запишите предложение.
Бродит стадо по лугам.(Под диктовку с комментированием).
- Разделите каждое слово на слоги. Вот так можно перенести эти слова с одной строки на другую. (На доске: Бро-дит ста-до по лу-гам).
Как надо переносить слова? (По слогам).
Запомните это правило:
Здесь порядок очень строгий. Делим все слова на слоги, Переносим по слогам: Бро-дит ста-до по лу-гам.
- Прочитайте правило в учебнике. Что вы ещё узнали?
Не переноси: Переноси правильно:
осёл мо - роз
яма кни - га
мост во – ро - бей
Помните, что одну букву, даже если она составляет слог, оставлять на строке или переносить нельзя!
2. Упражнение 81 ( у доски работает ученик)
VII. Физминутка.
Вы старались, вы писали И немножечко устали Вверх поднимем ручки И дотянемся до тучки.
Уходи от нас скорей, Не пугай ты нас, детей. (Прогоняют). Вот к нам солнышко пришло, Стало весело, светло!
3. - Рассмотрите таблицу “Правила переноса слов” на доске и сформулируйте правила.
Переноси правильно:
груп-па
паль-то
чай-ник
тон-на
подъ-ехал
зай-ка
(Из удвоенных согласных букв одна оставляется на строке, другая переносится. Не разрешается при переносе отрывать ъ, ь, й от предшествующей буквы.)
- Я прочитаю рассказ первоклассника «Как я перенёс слова». А вы ответьте, какую отметку получил мальчик?
Мы изучаем перенос,
Вот как слова я перенёс:
Едва я перенёс Е – ДВА,
Как получил за это «ДВА»,
Укол я перенёс У – КОЛ –
И получил за это «КОЛ».
Опять я перенёс: О – ПЯТЬ,
Теперь, наверно, будет «ПЯТЬ»!
- Какую отметку получит мальчик?
VIII. Итог урока.
- Как же переносятся слова? (по слогам)
- Какие особенности переноса мы должны помнить?
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Базовый учебник:Русский язык (УМК “Начальная школа 21 века”, авторы С.В.Иванов, А.О.Евдокимова и др.) часть 1, раздел “Как устроен наш язык”, с.53-54.
Тема урока: Главные члены предложения
Цель урока:введение понятий “подлежащее”, “сказуемое”; отработка алгоритма поиска главных членов предложения.
Задачи урока:
обучающие:формировать умение находить главные члены в предложениях,
развивающие:развивать речь, мышление, умение работать с ЭОР;
развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
воспитательные:воспитывать интерес к родному языку, познавательную активность учащихся, формировать умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.
Тип урока:открытие новых знаний.
Формы работы учащихся:фронтальная, групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование:учебник, компьютер, проектор, ПК на каждой парте.
Структура и ход урока
№ Этап урока Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2 Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика УУД Время (в мин.) 1. Организационн ый момент Учитель читает высказывание. «Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний…» (Древний Китай. Конфуций) (Слайд 1) – Как вы это понимаете высказывание? Проверяет готовность учащихся к уроку. Слушают. Высказывают свое мнение. Проверяют готовность к уроку. Личностные (самоопределение) 1 2. Мотивация (самоопределен ие) к учебной деятельности Задания. (Слайд 2) – Прочтите предложения. Чёремуха цветёт в мае. Рабочие строят дом. Лодка плывёт по озеру. – Назовите слова, без которых они не смогут существовать Выполняют задания. Выдвигают гипотезы. Отвечают на вопросы. Познавательные (анализ с целью выделения признаков, выбор оснований) 2 3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности Постановка проблемного вопроса – Как называются слова, без которых предложение не сможет существовать? – Какое второе название есть у главных членов предложения? – Как называются главные члены? – Что в предложении выражает подлежащее? – На какие вопросы оно отвечает? – Как подчеркивается? – Что называет сказуемое? – На какие вопросы отвечает сказуемое? Как подчеркивается? Отвечают на вопрос. Называют тему урока. Ставят цели Познавательные (умение осознанно строить речевое высказывание) Регулятивные (умение определять цель деятельности на уроке) Коммуникативные: (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками) 3– К а к в ы д у м а е т е , о ч ё м м ы б у д е м г о в о р и т ь н а у р о к е ? Н а к а к и е в о п р о с ы б у д е м и с к а т ь о т в е т ? 4 . В ы я в л е н и е м е с т а и п р и ч и н ы з а т р у д н е н и й ( п о с т а н о в к а у ч е б н о й з а д а ч и ) О р г а н и з у е т р а б о т у п о у ч е б н и к у . – Д а в а й т е п о с м о т р и м , в е р н ы л и н а ш и в ы с к а з ы в а н и я ? О т к р о й т е с в о и у ч е б н и к и н а с . 5 3 . – П р о ч и т а й т е ф о р м у л и р о в к и я з ы к о в о г о з а к о н а . С р а в н и т е с в о и ф о р м у л и р о в к и с ф о р м у л и р о в к а м и у ч е б н и к а . П о б у ж д а е т у ч а щ и х с я к в ы с к а з ы в а н и ю с о б с т в е н н о г о м н е н и я . ( С л а й д 3 ) Ч и т а ю т п а м я т к у ( с . 5 1 у ч е б н и к а ) . Д е л а ю т в ы в о д . П о з н а в а т е л ь н ы е у м е н и я ( п о и с к и в ы д е л е н и е н е о б х о д и м о й и н ф о р м а ц и и ) К о м м у н и к а т и в н ы е ( у м е н и е с д о с т а т о ч н о й п о л н о т о й и т о ч н о с т ь ю в ы р а ж а т ь с в о и м ы с л и . ) 3 5 . П о с т р о е н и е п р о е к т а в ы х о д а и з з а т р у д н е н и я – К а к н а х о д и т ь п о д л е ж а щ е е и с к а з у е м о е ? – В ы с л у ш и в а е т о т в е т ы . – О б о б щ а е т з н а н и я . Н а з ы в а ю т т е м у у р о к а . ( С л а й д 4 . ) – О р г а н и з у е т ч т е н и е п о у ч е б н и к у а л г о р и т м а « К а к н а х о д и т ь п о д л е ж а щ е е и с к а з у е м о е » н а с . 5 4 . З н а к о м и т с и с т о р и е й с л о в п о д л е ж а щ е е и с к а з у е м о е в р у б р и к е : « П у т е ш е с т в и е в п р о ш л о е » . У т о ч н я е т п о н и м а н и е д а н н о й т е м ы у ч а щ и м и с я . ( С л а й д 5 , 6 ) – В ы д в и г а ю т г и п о т е з ы . – Ч и т а ю т а л г о р и т м « К а к н а х о д и т ь п о д л е ж а щ е е и с к а з у е м о е » . – И з в л е к а ю т и н ф о р м а ц и ю . . Р е г у л я т и в н ы е ( о с о з н а н и е к а ч е с т в а иур о в н я у с в о е н и я . ) К о м м у н и к а т и в н ы е ( у м е н и е с л у ш а т ь и п о н и м а т ь д р у г и х ) 1 0 6 . Р е а л и з а ц и я п о с т р о е н н о г о п р о е к т а О р г а н и з у е т в ы п о л н е н и е у п р а ж н е н и я № 1 с . 5 4 п и с ь м е н н о ф р о н т а л ь н о . . В ы п о л н я ю т у п р а ж н е н и е . № 1 З а к р е п л я ю т а л г о р и т м н а х о ж д е н и я г л а в н ы х ч л е н о в п р е д л о ж е н и я Р е г у л я т и в н ы е ( к о н т р о л ь в ф о р м е с л и ч е н и я с п о с о б а д е й с т в и я ) Л и ч н о с т н ы е ( у м е н и е о п р е д е л я т ь и в ы с к а з ы в а т ь 4самые простые, общие правила) 7 Физминутка 2 8. Первичное закрепление с проговаривани ем во внешней речи Расскажи о главных членах предложения по схеме. http://files.school -collection.edu.ru /dlrstore/d5308f1 2-edf3-4210-af22 -a3f711b5c429/% 5BNS-RUS_3-30 %5D_%5BTQ_0 73%5D.swf (№1) Демонстрация. Задание: расскажи о главных членах предложения по схеме с проговариванием. Организует работу в парах при выполнении упражнения №2 с.55 с последующей взаимопроверкой. (Слайд 7) – Выпиши и подчеркни грамматическую основу Отвечают по схеме. Применяют полученные знания в проблемной ситуации. Перечитывают памятку в учебнике на с.54. Отрабатывают умение находить главные члены предложения. Познавательные (умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц) Регулятивные (внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона) Коммуникативные (умение слушать и понимать других) 5 9. Самостоятельна я работа с самопроверко й по эталону Задание. Прослушать предложения и записать в тетрадь грамматическую основу. Диктует предложения. В лес пришла осень. Густые леса поредели. Опавшая листва кружится в воздухе. Перелетные птицы улетают в теплые края. Часто идут холодные дожди. Природа готовится к зиме. (Слайд 8) Слушают предложения. Записывают главные члены. Выполняют самостоятельно с последующей самопроверкой. Познавательные (умение выявлять сущность, особенности объектов; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке) 5 10. Включение в систему Определи главные члены Предлагает задание: Выполняют задание. Познавательные 5знаний и повторение предложения.htt p://files.schoolcollection.edu.ru/ dlrstore/030ec1cf -d36c-434c-97cc- 73fbd7833f9b/%5 BNS-RUS_3-30 %5D_%5BIM_07 2%5D.swf (№2) – А теперь самостоятельно поработайте с ЭОР и выполните задание. Наблюдает за работой учащихся. Организует работу в группах по учебнику на с. 55, №4 с последующей проверкой. (Слайд 9) Отрабатывают умение находить главные члены предложения, определяют порядок их следования. (анализ объектов с целью выделения признаков существенных, несущественных) Коммуникативные (умение слушать и понимать других) 11. Информация о домашнем задании Выучить алгоритм нахождения главных членов. 1. Выполнить упражнение №3 на с.55 учебника. 2.Составить текст на тему «Осень», выделить главные члены предложения.(Слайд 10) Задание выбирают по желанию. Личностные (самоопределение) 2 12. Рефлексия учебной деятельности на уроке Организует беседу: – Что узнали нового? – Ответили ли на главный вопрос урока? – Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему научились? – Что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Какой вид работы вам особенно удался? – Что было трудным? (Слайд 11) Отвечают на вопросы. Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей) Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию) 3