Урок русского языка 6 класс. Обобщение по теме "Имя существительное"
Урок русского языка 6 класс. Обобщение по теме "Имя существительное"
Данный урок проводился в 6 классе. Класс средний, поэтому заданя подобраны дифференцированно. Я считаю, что с помощью этих заданий можно проверить уровень подготовки учащихся данного класса. Так же имеются творческие задания. по которым можно судить об уровне сформированности письменной и устной речи учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 6 класс. Обобщение по теме "Имя существительное"»
6 класс обобщающий урок, завершающий изучение темы «Имя существительное как часть речи»
Тема. Обобщение по теме «Имя существительное».
Цель.Итоговое обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное».
Задачи.
• Повторить орфографические правила, изученные по данной теме.
• Закрепить навык работы с текстом.
• Обобщить и расширить представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально - выразительной роли имен существительных в речи.
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку русского языка.
Оформление рабочих тетрадей.
2. Постановка цели урока.
- Ребята, мы с вами изучили тему «Имя существительное». Сегодня вам предстоит вспомнить пройденный материал, показать свои знания, умения по данной теме, т. к. сегодняшний урок является обобщающим.
3. Работа с эпиграфом.(2 мин.)
- Эпиграфом к уроку я взяла слова (карточки вывешены на доску):
«Имя существительное – хлеб языка». Лев Успенский
«Хлеб –имя существительное». М. Алексеев
- Читаем хором… Все ли вам понятно?
- Как вы понимаете данные слова? (ответы учащихся) В каком значении употреблено слово «хлеб»?
4. Обобщение и систематизация.
1) Место среди других частей речи.
- Сейчас вы прослушаете сообщение, из которого вы узнаете, какое место среди других частей речи занимает имя существительное.
Сообщение ученика.
К. Г. Паустовский утверждал: "Нет ничего такого в жизни, и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, нежность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия".
Эти слова К.Г. Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных. Недаром поэт говорит: "Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам".
2) Имя существительное как часть речи.
Цель. Обобщение и систематизация теоретических сведений.
- Далее будем говорить о грамматических и морфологических признаках имени существительного, повторим изученные орфографические правила, вспомним о синтаксической роли имени существительного в предложении.
Несколько учащихся получают индивидуальное задание у доски.
Индивидуальное задание № 1
Прочитай предложение, найди в нем имя существительное в косвенном падеже, запиши его, произведи морфологический разбор:
Липовый легкий лист разметало по тротуарам.
Индивидуальное задание № 2.
Прочитай предложение, запиши его. Найди имя существительное, подчеркни его. Каким членом предложения оно является?
Мерцают далёкие звезды.
Коллективная работа
- Дайте определение имени существительному как части речи, не забудьте привести примеры (правило повторяется 2 раза).
- Назови любое существительное и докажи, что слово является существительным (3-4 ученика).
Проверка индивидуальных заданий у доски.
3) Актуализация грамматического значения имени существительного.
- Давайте вспомним, какие названия предметам дает имя существительное. Приведите примеры.
живые существа: девочка:
неживые существа: камень:
явления природы: гроза:
признак как предмет: белизна:
действие как предмет: бег, ходьба:
(Если возникают затруднения, то подсказываю…)
- Какой вывод можем сделать? (Имена существительные обозначают не только предметы, но и отвлеченные(абстрактные) понятия, которые не потрогать, не попробовать и т.д.).
4)Словарный диктант.
Цель. Закрепление орфографического навыка.
- Сейчас вы выполните словарный диктант, но чтобы вы с ним успешно справились, предлагаю вспомнить:
- склонение имен существительных (3 типа);
- падежи и падежные вопросы.
(1-2 ученика с места проговаривают)
(Слова с «окошечками» заранее записаны на доске и напечатаны на карточках) Учащиеся по цепочке выходят к доске, вставляют букву, выполняют задание, остальные работают на карточках.
Карточка № 1
Р…зерв, на д…тал…, в ак…деми…, д…быча, в тр…л…ейбус…, в кафе, кашне, о газ…провод…,шимп…нзе, (не)п…седу, в б…тон…, егозой, врем…н…м.
Резерв (склон., падеж), на детали (склон., падеж, объясни правоп. безуд. падежн. оконч.), в академии (склон., падеж, объясни правоп. безуд. падежн. оконч.), добыча (склон, падеж), в троллейбусе (склон., падеж, объясни правоп. безуд. падежн. оконч.), в кафе (род, особенность), кашне (лекс. знач., род, особенность), о газопроводе (склон., падеж, пад. оконч.),шимпанзе (род, особенность), непоседу (род, СИНОНИМ), в бетоне (склон., падеж, пад. оконч.),егозой (род, падеж), временем (род, склон., падеж).
Итог.
- Мы повторили основные теоретические сведения об имени существительном.
5)Работа с текстом.
Цель. Повторение и закрепление ЗУН по теме. Развитие связной монологической речи.
- Возьмите карточку № 2.
1. Чтение текста про себя.
2. Выразительное чтение вслух.
Карточка № 2.
Пусть тот бой (не)уп…мянут
В списк…славы з…л…той,
День пр…дет – еще п…встанут
Люди в памят… ж…вой.
(А. Твардовский)
3. Определение темы и идеи текста.
- О чем этот текст? (ВОв)
- Определите основную мысль (идею) текста. ( Еще повстанут люди в памяти живой. Никто не забыт , ничто не забыто).
- Почему именно это четверостишие я взяла для работы на уроке?
4. Работа над художественными образными средствами.
- Найдите эпитет.
- В каком значении употреблены слова «славы золотой»? (Переносное значение). Что значит «золотая» слава? Подберем синонимы (великая, вечная).
- Что значит словосочетание «в памяти живой»? Подберите антоним к слову ЖИВАЯ (МЕРТВАЯ).
5. Орфографическая работа.
- Найдите слова с пропущенными буквами. По цепочке объясняем тип орфограммы, записываем слово , вставляем пропущенную букву.
6. Синтаксический разбор предложения.
Еще повстанут люди в памяти живой.
6) Роль существительных в тексте.
Я предлагаю вам прослушать несколько строк из стихотворения А. Фета. Это стихотворение имеет свою особенность, а какую вы сейчас сами поймете и скажете. (Читаю стихотворение, которое имеется у каждого ученика на парте.)
Карточка № 3.
А. А. Фет
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
- Кто-то, может быть, уже догадался? (В этом стихотворении много существительных).
Какова особенность таких предложений при синтаксическом разборе? (В них содержится только подлежащее).
- Это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имен существительных. Л.Н.Толстой так писал об этом стихотворении: "В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина". Из 22 -ух слов стихотворения - 14 существительных, 6-ть прилагательных, 2 служебных слова, а получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа.
- Прочитайте отрывки из других стихотворений. Какие картины могут "нарисовать" существительные?
Вечер, поле,
Огоньки.
Дальняя дорога.
(В.Маяковский)
Опять дожди, опять туманы.
И листопад, и голый лес,
И потемневшие поляны,
И низкий, серый свод небес.
(С. Аксаков)
Итог.
- Сделайте, пожалуйста, вывод о роли существительных в речи вообще и в поэтической в частности.
(С помощью существительных можно нарисовать картину природы, портрет и т.д. Действие происходит здесь и сейчас, как будто в настоящем времени).
7) Сочинение – миниатюра.
Цель.Развитие речи. Формирование умений в употреблении существительных в речи.
- Мы рассмотрели примеры, в которых с помощью существительных можно нарисовать картину природы.
- Я предлагаю вам сейчас написать мини – сочинение на тему «Зимний вечер».Что значит сочинение – миниатюра? (3-5 предложений) Но картину зимнего утра необходимо «нарисовать» при помощи существительных.
В случае затруднения можно использовать существительные – помощники: