Подготовка к написанию сочинения по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»
Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др./ 2012 год издания/
1 категории МБОУ «СОШ № 2 г. Калининска Саратовской области»
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Используемые технологии |
Мотивация к учебной деятельности - Ребята, вы обратили сегодня внимание на деревья? Скажите, какие они? Какое настроение они вызывают? | Отвечают на вопросы. Пробуют описывать деревья. Задумываются о том, что природа сильно влияет на настроение человека. | Самоопределение | Личностно- ориентированная технология |
- Были ли вы в зимнем лесу? Я вам предлагаю перенестись в настоящий зимний лес. | Отвечают на вопросы. Смотрят фотографии зимних пейзажей, слушают музыку. | Умение слушать и наблюдать | ИКТ |
Определение темы урока -Посмотрите на эту картину. Это картина замечательного русского художника. -Подумайте и назовите тему урока. | Смотрят на картину, определяют тему урока | Первичное восприятие картины. Нравственно- этическая ориентация | |
Определение целей - Сформулируйте цели своей учебной деятельности, опираясь на вопросы, предложенные на слайде. | Дети вслух прочитывают вопросы из каждого столбика. Идёт осмысление вопросов и определение целей урока. Два ребёнка озвучивают свои цели. | Целеполагание | Личностно-ориентированная технология |
Пробное учебное действие - Теперь мы откроем цветную вкладку учебника и внимательно рассмотрим картину. Скажите, что изобразил художник? Каково общее впечатление от картины? | Открывают учебник, рассматривают картину. Пробуют рассказать, что на ней изображено. | Анализ объектов. Пробное учебное действие | |
Актуализация знаний - Ребята, когда вы говорили, что изображено на картине, вы использовали определенный тип речи. Какой? - Выйдите к доске и расскажите по кластеру о типах речи. | Вспоминают тему «Типы речи» Дают ответ, используя кластерную систему. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Владение монологической научной речью. Умение выступать перед аудиторией. | Технология РКМ |
Актуализация знаний. -Ребята, скажите, использование каких средств выразительности характерно для описания? -Дайте определение каждому художественному средству. | Дети называют выразительные средства языка (эпитет, метафора, сравнение, олицетворение) Дают определения эпитету и т .д. | Выделение составных частей по общему названию (признаку) Классификация объектов | |
Ролевая игра (работа с текстом о художнике) - Мы сейчас представим себя в роли учёных – исследователей, которые находят текст, прочитывают его и записывают только самое главное, нужное. Прочитайте текст. А теперь объединившись в пары, помогая друг другу, запишите этот текст в виде 1-2 предложений, убирая из текста лишнюю информацию, или обобщая её. Перед своей записью отступите 1 строчку от темы. Эта строка нам понадобиться. | Ребята читают текст вслух. Работают в парах. Записывают текст в сжатом виде. | Умение выразительно читать. Умение обобщать информацию, выделять главное. | Игровые технологии Технология КСО и ГСО |
Беседа Ребята, каков, по – вашему мнению , замысел этой картины? Зачем написал её художник? Значит и нашей целью будет передача этой красоты , только уже не красками, а словами, в своём сочинении. И соответственно, основная мысль вашего сочинения – это…. | Отвечают на вопросы Ставят цели написания сочинения, определяют главную мысль сочинения | Целеполагание | |
Работа со словами Ребята, посмотрите на образец сжатой записи этого текста. В ней нам встретились слова. Я их выделила. Выполним учёбную задачу. Запишем эти слова, также отступив строчку от предыдущей записи, и определим их лексическое значение . Работать продолжаем в парах. И этой работой мы начинаем собирать материалы к описанию картины, материалы для наблюдений | Ребята работают с толковыми словарями. Записывают слова и устно говорят их лексическое значение | Анализ объектов (слов) Поиск информации. | Технологии КСО и ГСО |
Игра «Волшебный сундучок» - Сейчас у нас игра «Волшебный сундучок». Ребята, скажите, а с чем у вас ассоциируется это словосочетание «волшебный сундучок»? Ребята, в сундучок мы будем складывать слова и словосочетания, и я под сундучком подразумевала вашу голову. - Мы позаимствуем слова у самого художника, прочитав его воспоминания о создании картины. Пальчиковая разминка. Выполняем учебную задачу: выпишите из текста художественные средства. Проведите самооценку своей работы | Дети подбирают ассоциативный ряд слов к словосочетанию «волшебный сундучок» Дети читают текст – воспоминание Дети работают с текстом, выписывают эпитеты, метафоры, олицетворения Проводят самооценку своей работы | Выбор объектов - ассоциаций. Умение выразительно читать Самооценка. (Осознание учащимися того, что и на каком уровне ими усвоено. | Игровые технологии Здоровьесберегающие технологии |
Разноуровневые задания -Сейчас я предлагаю ещё раз внимательно посмотреть на картину, сделать таблицу в тетради и заполнить её, выполняя задания разного уровня. Высокий уровень Подберите и запишите слова, передающие восхищение природой, её красоту, а также оттенки цвета к словам Снег ,березки, небо, лес Средний уровень К словам « снег, берёзки, небо, лес» подберите и запишите данные в карточке слова и словосочетания. | Дети проводят наблюдения за объектами картины и подбирают слова для описания этих объектов | Анализ объектов с целью выделения существенных признаков. Развитие речи, обогащение словарного запаса | Личностно – ориентированная технология |
Устный подбор синонимов Работаем в творческих группах Художник – живописец, мастер кисти, пейзажист. Картина – полотно, репродукция, холст, пейзаж | Подбирают синонимы | Выбор оснований для сериации (ряда синонимов) | Технологии КСО и ГСО |
Психологическая разминка. Отдых для глаз | | | Здоровьесберегающие технологии |
Сравнительный анализ - Ребята, вы прослушали музыку, посмотрели на картины Грабаря. Что общего между картиной Грабаря и музыкальной пьесой Чайковского? Сравните настроение, переданное композитором в звуках музыки, а художником в красках картины. Запишите свой вывод, также отступив строчку от предыдущей записи | Ребята проводят сравнительный анализ музыки и картин | Выбор оснований и критериев для сравнения | Исследовательские технологии |
Формулирование своих ощущений Ещё раз внимательно смотрим на картину. Записываем свои ощущения, чувства, которые вызывает полотно художника, отступив строчку от предыдущей записи. | Дети записывают свои чувства, вызванные картиной. | Самоопределение Нравственно – этическая ориентация | Личностно-ориентированная технология |
Записываем план сочинения (работаем в парах) -Ребята, а сейчас я вам предлагаю записать план сочинения, посмотрев на свои записи. Вернитесь к пустым строчкам, которые мы оставляли и придумайте заголовки к своим записям. Это и будет план сочинения. | Составляют план сочинения | Планирование (определение последовательности работа над сочинением) | Технологии КСО и ГСО |
Работа в творческих группах Восстановление текста | Дети дописывают слова в образец – сочинения. | Синтез как составление целого из частей, восполнение недостающих компонентов (слов) | Технологии КСО и ГСО |
Рефлексия Синквейн Картина Домашнее задание Написать сочинение | | Оценка уровня усвоения знаний по теме урока | Личностно-ориентированная технология |