kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития речи. Сочинение по картине И. Грабаря "Февральская лазурь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данную работу входит технологическая карта, презентация к уроку  и музыкальный файл. Урок  русского языка предназначен для 5 класса. Это урок развития речи, который подготавливает учащихся  к написанию сочинения по картине И. Грабаря "Февральская лазурь".

Содержание урока строится от простого к сложному. Предлагаемая структура обеспечивает поэтапный переход от решения простых задач к их более широкому охвату. Урок полностью соответствует ФГОС. Начинается с мотивации, с обращения учителя к детям, с целью заострить их внимание на окружающую природу. Проходит этап целеполагания с опорой на наводящие вопросы ( так как дети ещё маленькие и не всегда умеют формулировать цели). Урок включает этап повторения с использованием кластера, разноуровневые задания, задания творческого характера. Также включены в урок две минутки отдыха: одна так называемя пальчиковая разминка и отдых по музыкальное сопровождение.

В течение урока ребята работают в парах и творческих группах.  Изюминкой урока я считаю работу над планом.

В конце урока, на этапе рефлексии, учащиеся составляют синквейн.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта открытого урока по русскому языку»

Виноградова Елена Викторовна





Подготовка к написанию сочинения по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Русский язык, 5 класс

Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др./ 2012 год издания/

Учитель русского языка и литературы

1 категории МБОУ «СОШ № 2 г. Калининска Саратовской области»

elenavin09@vail.ru





















Технологическая карта урока по русскому языку

Класс – 5 В

Тема – Подготовка к написанию сочинения по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Тип урока – урок общеметодологической направленности

Преподаватель – Виноградова Е. В.

Цели:

Обучающая – подготовка обучающихся к написанию сочинения по картине И. Э. Грабаря "Февральская лазурь": научить обучающихся пользоваться определёнными группами слов, научить точно, правдиво и ярко описывать предметы с помощью вводимых в текст слов и словосочетаний; помочь овладеть навыками описания изображённого на картине; формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, систематизировать собранный материал, определять основную мысль высказывания; формировать навыки самоконтроля; предупреждать речевые недочёты и грамматические ошибки в работах.

Развивающая — развитие внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи; развитие способности сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях; развитие чувства прекрасного.

Воспитывающая — воспитание самостоятельности, творческой активности, эстетического восприятия произведений искусства, любви к природе; воспитание чувства красоты, интереса к живописи, музыке.

Оборудование урока: репродукция с картины И. Э. Грабаря "Февральская лазурь" (учебник);  презентация «Подготовка к написанию сочинения по картине», "Времена года" П. И. Чайковского (музыкальная пьеса «Февраль. Масленица»); карточки для индивидуальной и групповой работы.







Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Используемые технологии

Мотивация к учебной деятельности

- Ребята, вы обратили сегодня внимание на деревья? Скажите, какие они? Какое настроение они вызывают?


Отвечают на вопросы.

Пробуют описывать деревья.

Задумываются о том, что природа сильно влияет на настроение человека.

Самоопределение

Личностно- ориентированная технология

- Были ли вы в зимнем лесу?

Я вам предлагаю перенестись в настоящий зимний лес.

Отвечают на вопросы. Смотрят фотографии зимних пейзажей, слушают музыку.

Умение слушать и наблюдать

ИКТ

Определение темы урока

-Посмотрите на эту картину. Это картина замечательного русского художника.

-Подумайте и назовите тему урока.

Смотрят на картину, определяют тему урока

Первичное восприятие картины.

Нравственно- этическая ориентация



Определение целей

- Сформулируйте цели своей учебной деятельности, опираясь на вопросы, предложенные на слайде.

Дети вслух прочитывают вопросы из каждого столбика.

Идёт осмысление вопросов и определение целей урока.

Два ребёнка озвучивают свои цели.

Целеполагание

Личностно-ориентированная технология

Пробное учебное действие

- Теперь мы откроем цветную вкладку учебника и внимательно рассмотрим картину.

Скажите, что изобразил художник?

Каково общее впечатление от картины?


Открывают учебник, рассматривают картину.

Пробуют рассказать, что на ней изображено.

Анализ объектов.

Пробное учебное действие


Актуализация знаний

- Ребята, когда вы говорили, что изображено на картине, вы использовали определенный тип речи. Какой?

- Выйдите к доске и расскажите по кластеру о типах речи.

Вспоминают тему «Типы речи»

Дают ответ, используя кластерную систему.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Владение монологической научной речью. Умение выступать перед аудиторией.

Технология РКМ

Актуализация знаний.

-Ребята, скажите, использование каких средств выразительности характерно для описания?

-Дайте определение каждому художественному средству.

Дети называют выразительные средства языка (эпитет, метафора, сравнение, олицетворение)


Дают определения эпитету и т .д.

Выделение составных частей по общему названию (признаку)


Классификация объектов


Ролевая игра (работа с текстом о художнике)

- Мы сейчас представим себя в роли учёных – исследователей, которые находят текст, прочитывают его и записывают только самое главное, нужное.

Прочитайте текст.

А теперь объединившись в пары, помогая друг другу, запишите этот текст в виде 1-2 предложений, убирая из текста лишнюю информацию, или обобщая её.

Перед своей записью отступите 1 строчку от темы. Эта строка нам понадобиться.

Ребята читают текст вслух.

Работают в парах.

Записывают текст в сжатом виде.







Умение выразительно читать.

Умение обобщать информацию, выделять главное.

Игровые технологии





Технология КСО и ГСО




Беседа

Ребята, каков, по – вашему мнению , замысел этой картины? Зачем написал её художник?

Значит и нашей целью будет передача этой красоты , только уже не красками, а словами, в своём сочинении.

И соответственно, основная мысль вашего сочинения – это….

Отвечают на вопросы



Ставят цели написания сочинения, определяют главную мысль сочинения

Целеполагание


Работа со словами

Ребята, посмотрите на образец сжатой записи этого текста. В ней нам встретились слова. Я их выделила.

Выполним учёбную задачу. Запишем эти слова, также отступив строчку от предыдущей записи, и определим их лексическое значение . Работать продолжаем в парах. И этой работой мы начинаем собирать материалы к описанию картины, материалы для наблюдений

Ребята работают с толковыми словарями. Записывают слова и устно говорят их лексическое значение

Анализ объектов (слов)

Поиск информации.





Технологии КСО и ГСО

Игра «Волшебный сундучок»

- Сейчас у нас игра «Волшебный сундучок». Ребята, скажите, а с чем у вас ассоциируется это словосочетание «волшебный сундучок»?

Ребята, в сундучок мы будем складывать слова и словосочетания, и я под сундучком подразумевала вашу голову.

- Мы позаимствуем слова у самого художника, прочитав его воспоминания о создании картины.

Пальчиковая разминка.

Выполняем учебную задачу: выпишите из текста художественные средства.

Проведите самооценку своей работы


Дети подбирают ассоциативный ряд слов к словосочетанию «волшебный сундучок»




Дети читают текст – воспоминание



Дети работают с текстом, выписывают эпитеты, метафоры, олицетворения

Проводят самооценку своей работы

Выбор объектов - ассоциаций.





Умение выразительно читать




Самооценка. (Осознание учащимися того, что и на каком уровне ими усвоено.


Игровые технологии











Здоровьесберегающие технологии

Разноуровневые задания

-Сейчас я предлагаю ещё раз внимательно посмотреть на картину, сделать таблицу в тетради и заполнить её, выполняя задания разного уровня.

Высокий уровень

Подберите и запишите слова, передающие восхищение природой, её красоту, а также оттенки цвета к словам Снег ,березки, небо, лес

Средний уровень

К словам « снег, берёзки, небо, лес» подберите и запишите данные в карточке слова и словосочетания.



Дети проводят наблюдения за объектами картины и подбирают слова для описания этих объектов

Анализ объектов с целью выделения существенных признаков.

Развитие речи, обогащение словарного запаса

Личностно – ориентированная технология

Устный подбор синонимов

Работаем в творческих группах

Художник – живописец, мастер кисти, пейзажист.

Картина – полотно, репродукция, холст, пейзаж

Подбирают синонимы

Выбор оснований для сериации (ряда синонимов)

Технологии КСО и ГСО

Психологическая разминка. Отдых для глаз



Здоровьесберегающие технологии

Сравнительный анализ

- Ребята, вы прослушали музыку, посмотрели на картины Грабаря. Что общего между картиной Грабаря и музыкальной пьесой Чайковского?

Сравните настроение, переданное композитором в звуках музыки, а художником в красках картины.

Запишите свой вывод, также отступив строчку от предыдущей записи




Ребята проводят сравнительный анализ музыки и картин



Выбор оснований и критериев для сравнения

Исследовательские технологии

Формулирование своих ощущений

Ещё раз внимательно смотрим на картину. Записываем свои ощущения, чувства, которые вызывает полотно художника, отступив строчку от предыдущей записи.

Дети записывают свои чувства, вызванные картиной.

Самоопределение

Нравственно – этическая ориентация

Личностно-ориентированная технология

Записываем план сочинения (работаем в парах)

-Ребята, а сейчас я вам предлагаю записать план сочинения, посмотрев на свои записи. Вернитесь к пустым строчкам, которые мы оставляли и придумайте заголовки к своим записям. Это и будет план сочинения.

Составляют план сочинения

Планирование (определение последовательности работа над сочинением)

Технологии КСО и ГСО

Работа в творческих группах

Восстановление текста

Дети дописывают слова в образец – сочинения.

Синтез как составление целого из частей, восполнение недостающих компонентов (слов)

Технологии КСО и ГСО

Рефлексия

Синквейн Картина

Домашнее задание

Написать сочинение


Оценка уровня усвоения знаний по теме урока

Личностно-ориентированная технология





Просмотр содержимого презентации
«открытый урок»

Подготовка к написанию сочинения по картине И. Э. Грабарь «Февральская лазурь»

Подготовка к написанию сочинения по картине

И. Э. Грабарь «Февральская лазурь»

Сформулируйте цели своей учебной деятельности Я умею? Я помню? Я помню типы речи? Я умею использовать художественные средства в сочинении? Я помню художественные средства языка? Я могу составить план сочинения?

Сформулируйте цели своей учебной деятельности

Я умею?

Я помню?

Я помню типы речи?

Я умею использовать художественные средства в сочинении?

Я помню художественные средства языка?

Я могу составить план сочинения?

Типы речи Рассуждение Описание Повествование Почему? Какой? Какая? Какое? Что произошло?

Типы речи

Рассуждение

Описание

Повествование

Почему?

Какой?

Какая?

Какое?

Что произошло?

Игорь Эммануилович Грабарь был певцом родной природы. Его картины «Сентябрьский снег», Белая зима. Грачиные гнёзда», «Мартовский снег», Лучезарное утро», «Зимний пейзаж», «Берёзы летом» проникнуты радостным светлым чувством. «Февральская лазурь – одно из лучших полотен художника. 1881 - 1960

Игорь Эммануилович Грабарь был певцом родной природы. Его картины «Сентябрьский снег», Белая зима. Грачиные гнёзда», «Мартовский снег», Лучезарное утро», «Зимний пейзаж», «Берёзы летом» проникнуты радостным светлым чувством. «Февральская лазурь – одно из лучших полотен художника.

1881 - 1960

Игорь Эммануилович Грабарь – певец родной природы, известный пейзажист , написавший множество замечательных картин. «Февральская лазурь » – одно из лучших полотен художника. Автопортрет. И. Грабарь

Игорь Эммануилович

Грабарь – певец родной природы,

известный пейзажист , написавший множество замечательных картин. «Февральская лазурь » – одно из лучших полотен художника.

Автопортрет. И. Грабарь

Работаем со словом в парах Пейзаж, лазурь Пейзаж (франц.)-1) общий вид местности, картина природы; 2) рисунок, картина, изображающая природу. Лазурь (др. русск. - из греч.) - 1) светло-синий цвет, голубизна; 2) краска светло-синего цвета. Лазурный = лазоревый = голубой .

Работаем со словом в парах

Пейзаж, лазурь

Пейзаж (франц.)-1) общий вид местности, картина природы; 2) рисунок, картина, изображающая природу.

Лазурь (др. русск. - из греч.) - 1) светло-синий цвет, голубизна; 2) краска светло-синего цвета.

Лазурный = лазоревый = голубой .

Игра «Волшебный сундучок»

Игра «Волшебный сундучок»

"Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу".

Проверьте и оцените свою работу

Проверьте и оцените свою работу

"Я стоял около дивного экземпляра березы , редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты : какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги , объединенные голубой эмалью неба . Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу".

Объекты Материалы Берёзки Снег Дополнения небо лес

Объекты

Материалы

Берёзки

Снег

Дополнения

небо

лес

Разноуровневые задания Подберите и запишите слова, передающие восхищение природой, её красоту, а также оттенки цвета. Уровень С Снег ,березки, небо, лес, листья Уровень В . К словам « снег, берёзки, небо, лес, листья» подберите и запишите данные в карточке слова.

Разноуровневые задания

Подберите и запишите слова, передающие восхищение природой, её красоту, а также оттенки цвета.

Уровень С

Снег ,березки, небо, лес, листья

Уровень В

.

К словам « снег, берёзки, небо, лес, листья» подберите и запишите данные в карточке слова.

Синквейн картина 2 прилагательных 3 глагола Фраза Слово - ассоциация

Синквейн

картина

2 прилагательных

3 глагола

Фраза

Слово - ассоциация


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок развития речи. Сочинение по картине И. Грабаря "Февральская лазурь"

Автор: Виноградова Елена Викторовна

Дата: 23.06.2014

Номер свидетельства: 107997

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "конспект урока "Сочинение по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь" (2 часа) "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-sochinieniie-po-kartinie-i-e-grabaria-fievral-skaia-lazur-2-chasa"
    ["file_id"] => string(6) "159913"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421959843"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Проект урока на тему "Сочинение по репродукции картины И. Грабаря "Февральская лазурь""
    ["seo_title"] => string(79) "proiekturokanatiemusochinieniieporieproduktsiikartinyigrabariafievralskaialazur"
    ["file_id"] => string(6) "257624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448367143"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "презентация к уроку "Сочинение по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь" "
    ["seo_title"] => string(81) "priezientatsiia-k-uroku-sochinieniie-po-kartinie-i-e-grabaria-fievral-skaia-lazur"
    ["file_id"] => string(6) "159917"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421960631"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Сценарий урока развития речи "Зимний пейзаж" "
    ["seo_title"] => string(49) "stsienarii-uroka-razvitiia-riechi-zimnii-pieizazh"
    ["file_id"] => string(6) "101291"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402412699"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Конспект урока для 4 класса "Сочинение-отзыв по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"" "
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekt-uroka-dlia-4-klassa-sochinieniie-otzyv-po-kartinie-i-e-grabaria-fievral-skaia-lazur"
    ["file_id"] => string(6) "232793"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442922511"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства