МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №34
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ
Конспект урока
«Сочинение-отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»»
Подготовила: учитель начальных классов
Стрельникова Ольга Ивановна
2015г.
Цели урока:
1. Закрепить знания об описании как типе речи, формировать навыки работы над сочинением по картине, познакомить с творчеством художника И.Э.Грабаря;
2. Учить работать с различными источниками информации, уметь анализировать, сопоставлять произведения разных видов искусства;
3. Учить работать в группе (команде), вырабатывать коммуникативные навыки в процессе работы.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, музыка П.И.Чайковского “Времена года” («Февраль», «Декабрь», «Январь»).
Ход урока:
Организационный момент.
- Все вы, ребята, любите путешествовать. Давайте совершим необычайное путешествие в лес. А помогут нам в этом стихотворения русских поэтов о природе, а также прекрасная музыка П. И. Чайковского.
- Какое сейчас время года? (сейчас зима)
- Ребята мы с вами неоднократно наблюдали за изменениями происходящими в природе. Опишите пожалуйста картину, которую вы видели когда шли сегодня в школу? Что вы видели? (Снег мягкий, пушистый, ковром закутал озябшую землю. Деревья словно одеты в белые шубы и шапки.)
(Учитель включает музыку Чайковского (декабрь месяц). Подготовленный ученик читает стихотворение:
Заметает пурга белый путь.
Хочется в мягких снегах потонуть.
Ветер резвый уснул на пути;
Ни проехать в лесу, ни пройти).
-Какая зима у Есенина? ( Зима очень снежная. В лесу надуло столько снега, что невозможно пройти).
(Под музыку Чайковского (месяц январь) заранее подготовленный ученик рассказывает стихотворение Ф. И. Тютчева «Чародейкою- зимою…»:
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит-
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвей и не живой-
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой-
В ничто не затрепещет.
Он весь вспухнет и заблещет
Ослепительной красой.
-Как же показал нам зиму Тютчев? Что он изобразил? (В стихотворении мы видим прекрасный зимний денек, нет даже слабого ветерка, солнце освещает неподвижный лес. Чудно в зимнем лесу!)
- Видите, и Чайковский , и поэты изобразили зиму по-разному, ведь у нее, как и у любого другого времени года, каждый месяц и день неповторим.
Выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»
-Какие чувства пробуждает у нас это стихотворение? (Чувство радости, бодрости. Хочется на санках покататься в такую погоду, в снежки поиграть)
-А сразу ли Пушкин вводит читателя в это царство волшебницы- зимы? (Нет. Прежде Пушкин напомнил о вчерашней вьюге, мутном небе, мрачных тучах, и луна не светила, а лишь желтела, как бледное пятно. Поэт подсказал читателю, что такая пора не радует, а печалит человека).
-Как меняется картина природы? (Все делается великолепным, блестящим, звучным, даже затопленная печь трещит» «веселым треском»).
- Пушкин в этом стихотворении каждой фразой нарисовал картину, которую можно видеть в природе и жизни человека. А сейчас мы с вами посмотрим, как изобразил красоту русской зимней природы художник Грабарь.
2. Запись темы урока и эпиграфа с доски.
Ребята откройте учебник .
Посмотрите на картину. Какова тема нашего урока? Определим цели.
Цели урока:
Подготовимся к написанию сочинения по картине. познакомимся с творчеством художника И.Э.Грабаря;
Узнаем историю создания картины «Февральская лазурь»;
Научимся правильно и последовательно описывать картину, используя средства лексики: синонимы, слова с переносным значением. Повторим тип речи - описание, художественно-изобразительные средства языка (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение)
Запишите сегодняшнее число.
Сегодня мы напишем сочинение по картине, которая радует людей вот уже более 100 лет и считается одним из лучших зимних пейзажей.
3. Слово о художнике и его картинах.
Арина подготовила сообщение об авторе данной картины.
Игорь Эммануилович Грабарь родился в Будапеште 25 марта 1871 года. В 1876 году его семья перебралась в Россию. Игорь Грабарь получил начальное образование в лицее цесаревича Николая, а по его окончании поступил на юридический факультет в Санкт-Петербургский университет. В 1893 году он получает диплом, но юристом не стал, избрав профессию художника. И снова начинается образование: с 1894 года он студент петербургской Академии Художеств, ему преподает сам Илья Репин. Был попечителем Третьяковской галереи.
Картины этого художника проникнуты любовью к Родине, радостным, светлым чувством. Самые известные его картины : «Февральская лазурь», «Грачиные гнезда», «Сентябрьский снег», «Мартовский снег», «Лучезарное утро» и др.
- Живописец гостил зимой 1904-ого года в Подмосковье у своих друзей и на одной из прогулок увидел зрелище небывалой красоты. Вот как вспоминал он об этом дне художник.(на экране появляется слайд со следующими словами).
Слов какой части речи здесь не хватает? (прилагательных).
Сейчас попробуем с вами восстановить текст воспоминаний, написанных самим художником Грабарем. Но для этого нам с вами необходимо подобрать синонимы к именам прилагательным. А что такое синонимы? (лазоревый-ярко-синий, жемчужный - белый, сапфировый – синий или зеленый, коралловый – ярко-красный)
- Возьмите карточку № 1 и восстановите текст.
Настали чудесные .... дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычайное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник ..... неба, ..... берез, .... веток и .... теней на сиреневом снегу. (И.Э.Грабарь.)
- Что у вас получилось? (2-3 ответа)
- Поменяйтесь, пожалуйста, листиками, возьмите карандаши и проверьте работу.
4. Беседа по содержанию картины.
- Картина называется «Февральская лазурь». Почему?
- Как вы понимаете слово «лазурь»?
(светло-синий, голубой с сиреневым оттенком)
- Когда бывает такое небо?
(в яркий солнечный день в феврале или марте)
- Что еще изобразил художник?
(березы)
- А почему березы?
(Это наше самое любимое, красивое, нарядное дерево. Береза – символ нашей родины. О березе сложено много песен и стихов.)
- Какая береза изображена на переднем плане?
(могучая, огромная, видевшая ни одну зиму)
- Закроем нижнюю часть картины, что напоминает нам оставшаяся часть?
(кружево, морозный узор на стекле)
- Чтобы увидеть кружево березы, живописец рассматривает ее снизу вверх. Все другие деревья как бы отодвинуты, чтобы не мешали рассматривать березу на фоне голубого неба.
Физкультминутка
Стали мы учениками, соблюдаем режим сами.
Утром мы, когда проснулись, улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз, на носочки поднялись,
То присели, то нагнулись и опять же улыбнулись.
5. Изобразительные средства картины.
- Какой день показывает художник – теплый или холодный?
(это зима, лежит снег, но уже пригревает солнце)
- А что помогает понять, что день солнечный?
(сверкают стволы берез, тени)
Какие краски использует художник?
(желтые, красноватые, оранжевые оттенки – теплые тона)
Вывод: В картине И. Грабаря сочетаются теплые и холодные тона, поэтому можно сказать, что это солнечный прекрасный февральский день.
А сейчас, ребята, мы будем работать по рядам в парах.
1 ряд будет готовить описание БЕРЕЗЫ, главной героини картины.
2 ряд опишет НЕБО, которое играет очень важную роль в этом полотне.
3 ряд попробует свои силы в описании СНЕГА. А поможет вам материал, который содержится на карточках. Карточка №2 (5 минут)
Выбор опорных слов.
Небо, береза, снег
Небо – лазоревое, светло-синее, голубое, яркое, чистое.
Береза – жемчужная, как королева, царица, развесила коралловые ветки, серебристые кружева.
Снег – серебристый, белый с сиреневыми тенями, синеватый.
6. Работа со «словарем настроений».
- Давайте выберем слова, которые отражают наше настроение.
Радость грусть
Удивление недовольство
Испуг -
Волнение -
Интерес
Восхищение
Восторг
Грусть
7. Составление плана.
- Как построим свое сочинение? Сколько частей должно быть в сочинении?
(вступительная, основная, заключительная)
ПЛАН
Какой февральский день изобразил художник.
Что изображено на картине:
а) небо; б) снег; в) берёзы.
Впечатление от картины.
8. Написание сочинения.
Постарайтесь так рассказать о картине Грабаря в своем сочинении, чтобы даже тот, кто никогда ее не видел, смог мысленно представить «Февральскую лазурь». Полотно, отличающееся звучностью красок, полного света, гармонии, красоты.(На карточках материал к сочинению).
Слабым –клише.
(карточки-«помощницы»)
9. Самопроверка и самоконтроль.
Дополните фразы, которые я приготовила.
10. Домашнее задание.
Дописать и проверить сочинение дома.
11. Итог урока.
- Получилось ли у нас сочинение?
- Помогли ли нам поэты и художники увидеть красоту зимних картин?
(Мы использовали в своем сочинении выразительные средства языка, писали с хорошим настроением и думаем, что сочинение удалось.)
Карточка №1
Настали чудесные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычайное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник ..... неба, ..... берез, .... веток и .... теней на сиреневом снегу. (И.Э.Грабарь.)
Карточка №1
Настали чудесные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычайное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник ..... неба, ..... берез, .... веток и .... теней на сиреневом снегу. (И.Э.Грабарь.)
Карточка №1
Настали чудесные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычайное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник ..... неба, ..... берез, .... веток и .... теней на сиреневом снегу. (И.Э.Грабарь.)
Карточка №2 (1ряд)
Береза – жемчужная, как королева, царица, развесила коралловые ветки, серебристые кружева.
Карточка №2 (2ряд)
Небо – лазоревое, светло-синее, голубое, яркое, чистое.
Карточка №2 (3ряд)
Снег – серебристый, белый с сиреневыми тенями, синеватый.
Карточка №3 (1 уровень)
1. Что изобразил художник на картине «Февральская лазурь»?
2. а) На что похожа береза? Какая она?
б) Какими цветами пользовался художник, изображая картину?
в) Какое настроение вызывает картина?
3. Понравилась ли тебе картина?
Карточка №3 (2 уровень)
На картине И. Грабаря изображено голубое небо и …
На переднем плане мы видим…
Береза могучая, развесистая…
Небо…
Картина вызывает … настроение.
Я люблю зиму. И поэтому мне понравилась картина.
(или: Мне нравится картина И. Грабаря потому, что он изобразил нашу русскую красавицу березу)