Оргмомент. Сообщение темы урока. Актуализация знаний. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление положительной эмоциональной атмосферы. Звенит звонок веселый, Настал открытый срок. К заданиям готовы? Тогда начнем урок! -Прочитайте тему урока. - Красота зимнего пейзажа, пронизанного светом, переливы красок всегда восхищали писателей и поэтов, художников и композиторов. - Определите цель урока по опорным словам: рассматривать, анализировать, составлять план, сочинение. -Сегодня будем рассматривать репродукцию картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь. | Настраиваются на урок. Да. Обсуждают тему урока. Формулируют цель урока. | Личностные УУД: самоопределение. Регулятивные УУД: целеполагание. Личностные УУД: осознание роли языка в овладении культурными ценностями, воспитание чувства прекрасного (получение эстетического удовольствия от созерцания картины). |
| Сопоставление личных наблюдений детей и описание природы в литературных произведениях. Заранее подготовленные ученики читают стихотворение Дарьи Варламовой «Февральская лазурь». Яркое утро февральское. В нем необычного много. Золотом солнышко ясное Красит алмазы сугроба. Тени на снеге сиреневом, Небо в оттенках лазури. Дремлют березы в забвении В легкой прозрачной глазури. Ветви мерцают кораллами, Ветер их нежно ласкает. Снежными он одеялами Корни берез укрывает. Краски повсюду волшебные! Русской зимы нет чудесней. Дремлют березы жемчужные, Зрелища нету прекрасней! - Найдите образные выражения о березе, о небе, о снеге. - Найдите олицетворения. - А что вы чувствуете, когда в разгар самого вьюжного и холодного месяца, видите такой солнечный день? Рассматривают в учебнике и на слайде презентации репродукцию. | Работают в парах. Выписывают в блокнот эпитеты, пользуются толковыми словарями. Лазурный - голубой Коралловый – светло-красный Жемчужный – светло-белый с блеском, напоминающим жемчуг. Метафоры: алмазы сугроба, красит золотом, снежное одеяло Олицетворение: ветви мерцают, дремлют березы; ветер ласкает, укрывает. Рассматривают картину. Определяют идею картины. | Регулятивные УУД: прогнозирование Познавательные УУД: осознанное построение речевого высказывания (устно), овладение приемами отбора и систематизации материала. |
Подготовка к сочинению-описанию. | 1. Рассказ о творчестве художника. Игорь Эммануилович Грабарь – известный художник- пейзажист, тонкий знаток русской природы. «Февральская лазурь» - одна из лучших его картин. Грабарь сумел увидеть необыкновенную красоту в обычной березе. Вот, что писал художник об истории создания этой картины: «Я стоял возле дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей…Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликание всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба. Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно, подумал я». - Как вы думаете, почему художник назвал свою картину «Февральская лазурь»? - Посмотрите в словаре значение слова «лазурь». 2. Беседа по содержанию картины. - Такое ярко – синее небо для самого холодного месяца зимы редкость. Рассмотрите небо. Есть ли на нем облака? Изображено ли солнце? | Слушают рассказ учителя, задают вопросы. Высказывают свои предположения. Работают в парах. Выписывают в блокнот. Лазурь – 1. Светло-синий цвет, синева. 2. Природная светло-синяя краска. Художник не изобразил солнце, но картина будто пронизана золотистым солнечным светом. Облаков нет. | Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в коллективное обсуждение, высказывать свою точку зрения на события. Регулятивные УУД: прогнозирование Познавательные УУД: Извлекать информацию из лингвистических словарей различных типов, устанавливать причинно- следственную связь между словом и его лексическим значением. |
| - Какого цвета небо на переднем плане и на дальнем, у горизонта? - А снег, какого цвета? - На переднем плане нарисована береза. Опишите, какие краски использовал художник? Обратите внимание, какими плотными мазками написаны деревья. - Вспомните законы композиции, которые использует художник при создании картины. -Обратите внимание на фон картины. Какой он темный или светлый? А какой цвет здесь главный? - Какие могут быть варианты заключительной части? Хотелось бы вам наяву увидеть такое чудо – февральскую лазурь? Нравится картина или нет, почему? 3.Речевая подготовка к сочинению. Составление карточки-помощницы. Чтобы удобно было писать текст нужно выбрать опорные слова, слова-помощники. При подборе слов используйте произведения о зиме, которые вы знаете. Опорные слова | Синонимы, эпитеты… | 1.Вступление | Художник Игорь Грабарь | 2. Описание неба | Голубое, бирюзовое, лазурное,чистое, высокое, прозрачное, раскинулось шатром, бывает в яркий солнечный день. | 3.Воздух | Чистый, морозный, прозрачный, бодрящий, колется, звенит. | 4.Снег | Шелковым ковром, великолепным покрывалом, рыхлой пеленой, блестит, сиреневые тени на снегу… | 5.Береза | На переднем плане картины художник изобразил… белоствольная, жемчужная, серебристые от инея березы, коралловые ветки и т.д. | - Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? - Как бы вы закончили свое сочинение? 4. Составление плана сочинения. 1. Художник и его картина. 2. Описание картины Небо. Березы. Тени на снегу. 3.Мое отношение к картине. - Очень важно избежать повторов. Подберем синонимы к словам: картина, художник. | На картине преобладают серебристые, розовые, сиреневые, голубые цвета. Большая белоствольная береза с раскидистыми ветвями на переднем плане, вдалеке виднеется березовая роща. Передний и задний план. В картине преобладают светлые тона: лазурный, светло-синий, голубой, сине-сиреневые тона. Варианты: У меня возникает ощущение праздника, когда смотрю на эту картину. Я благодарен художнику за эту зимнюю сказку, которую он написал кисточками и красками. Работа в парах и индивидуально. Одна из групп предлагает свой вариант заполнения таблицы, обсуждают, другие дописывают. Картина проникнута светлым радостным чувством. Предлагают свои варианты. Картина – полотно, холст, репродукция, пейзаж. Художник- живописец, пейзажист, мастер кисти, автор картины. 2-3 человека составляют устный рассказ по картине. Передо мной репродукция самой прекрасной картины Грабаря "Февральская лазурь". Изображён изумительный февральский день. Морозно и солнечно. На небе ни облачка, оно ослепляет. Светло-голубое возле горизонта, а в вышине синее, и синева эта уходит в бесконечность. Снег искрится, сверкает. Он сиреневый на солнце и синий в тени. На переднем плане изображена ветвистая красавица берёза. Её ствол отливает жемчужной белизной, а ветви и прошлогодняя листва на верхушке красно-коричневого цвета. Другие берёзки обыкновенные, они менее величественные. По линии горизонта на заднем плане виднеется тянущийся сплошной стеной кустарник, тоже красно-коричневого цвета. Художник передал на своём полотне красоту природы. При первой встрече с картиной поражает идущее от неё голубое сияние. В природе всё утопает в лазоревом свете, поэтому картина и названа "Февральская лазурь". Этот пейзаж вызывает радостное и праздничное настроение. Хочется побывать здесь и увидеть всё своими глазами. | Коммуникативные УУД: использование речевых средств, для решения различных коммуникативных задач, включая монологическую речь и диалог. Коммуникативные УУД: умение слушать, вступать в учебное сотрудничество. Регулятивные УУД: составление плана и последовательности действий. Познавательные УУД: осознанное построение речевого высказывания (устно). |
4.Самостоятельная работа обучающихся по написанию сочинения. | - Сказку инея и восходящего солнца изобразил И. Грабарь на холсте. Попробуйте передать свои впечатления с помощью слов. Написание на черновике, самопроверка, редактирование (зеленой ручкой), запись окончательного варианта текста. Писать можно несколько уроков. Главное условие, написание сочинения в классе. | Самостоятельно работают над сочинением. Редактируют, переписывают сочинения, учитывая пожелания учителя. | Познавательные УУД: осознанное построение речевого высказывания (письменно). Регулятивные УУД: коррекция |