Урок развития речи
Тема: Сочинение «Зимний пейзаж»
Разработала учитель начальных классов ГБОУ Лицей № 101 Стеценко Инна Геннадьевна.
Ход урока.
Организационный момент. Объявление темы урока.
Работа на уроке проходит в группах по 5 – 7 человек. Дети сидят группами вокруг четырех столов.
Учитель: Сегодня мы с Вами будем говорить о зиме, её приметах, красоте.
Слайд 1. (См. приложение 1)
Актуализация знаний.
Учитель: Вспомним, что мы знаем о зиме, как о времени года?
Слайды 2, 3, 4, 5.
Ученики: (Примерные ответы)
- Зима наступает после осени.
- Зимние месяцы – декабрь, январь, февраль.
- Температура воздуха зимой низкая. Земля покрыта снегом.
- Деревья сбросили листву и стоят голые. Иногда ветки покрываются инеем.
- Солнце стоит низко над линией горизонта, светит, но не греет.
- Некоторые птицы улетели в теплые страны, остались только те, которые могут найти себе пропитание зимой.
- Многие животные зимой в спячке, другие ищут пищу и пользуются запасами, сделанными на зиму летом и осенью.
Учитель: Из ваших ответов можно составить текст. По типу такой текст - научно-популярный. Такие тексты можно встретить, например, в учебнике по природоведению.
А сегодня мы с вами будем составлять текст другого вида, текст–описание.
Какой главный вопрос можно задать к любому тексту – описанию?
Учащиеся: Какой?
Учитель: Слова какой части речи чаще других употребляются в таких текстах?
Учащиеся: Прилагательные.
Учитель: Тема текста определена - «Зима». А какова главная идея текста – описания о зиме?
Учащиеся: Рассказать, какая она. Нарисовать словесную картину, чтобы можно было, как бы увидеть зимнее небо, деревья, покрытые снегом, белые поля, и т.д., показать красоту зимы.
Настрой на эмоциональное восприятие, совместная работа.
Учитель: Нам сегодня предстоит хорошо потрудиться, многому научиться, многое успеть. Вы работаете в группах, поэтому настройтесь на плодотворную совместную работу, помогайте друг другу, советуйтесь друг с другом.
Учитель: Музыка П.И.Чайковского поможет нам настроиться эмоционально.
Звучит музыка П.И.Чайковского. Отрывок из цикла «Времена года». «Святки». Слайд 6.
Что вы услышали в этой музыке?
Ученики: (Примерные ответы)
- Завывание ветра.
- Поскрипывание снега.
- Бубенчики на проезжающей тройке.
- Обсуждение плана урока.
Учитель: Чтобы все успеть на уроке, давайте обсудим план работы.
Слайд 7. (или запись на доске)
План:
1)Тема «Зимы» в искусстве.
2)Составление плана текста – описания.
3)Работа со словарями. Подбор эпитетов.
4)Написание мини-зарисовок.
Учитель: Возникли ли у вас вопросы по плану? (Если вопросы есть,
обсудить, выслушать мнения детей.)
Работа по первому пункту плана.
а) Выступление детей с домашними заготовками.
Учитель: Дома вы занимались поисковой работой. Каждой группе было дано задание найти и выучить отрывки из художественных произведений о зиме разных жанров. Давайте познакомимся с результатами. Пока ребята одной из групп выступают, остальные внимательно слушают, замечают, какие эпитеты и образные сравнения используют в своих произведениях признанные мастера слова, люди искусства. Пользуйтесь черновиками, записывайте понравившиеся вам слова и выражения.
1 группа: «Зима» в поэзии.
2 группа: «Зима» в прозе.
3 группа: «Зима» в музыке. (Песни и романсы о зиме)
4 группа: «Зима» в русском народном творчестве. (Пословицы,
поговорки, загадки)
После выступления каждой группы, обсуждение, запись эпитетов.
б) работа с репродукциями:
Каждой группе предлагается репродукция картины о «Зиме» и карточка с заданием.
Учитель: Я приготовила для вас очень интересное, но непростое задание.
Каждая группа получает репродукцию одной из картин русских художников с изображением зимнего пейзажа. Внимательно рассмотрите эти работы, ответьте на поставленные вопросы и выполните задание на карточке.
1 группа: А.А.Пластов «Первый снег».
2 группа: Н.П.Крымов «Зима».
3 группа: И.Э.Грабарь «Февральская лазурь».
4 группа: К.Ф. Юон «Конец зимы. Полдень».
(См. приложение 2, 3)
Дети работают под тихое звучание музыки П.И.Чайковского. Слайд 8.
Отчет каждой группы о выполнения задания, обсуждение.
Слайды 9, 10, 11, 12.
Примерные тексты, которые должны получиться у детей при выполнении задания на карточках:
№1. Первый долгожданный снег. Он белый, пушистый, похожий на легкие хлопья, комочки ваты. Воздушные снежинки кружатся, парят в воздухе, тихо опускаясь на землю.
№ 2. Зимний вечер. Лучи заходящего солнца окрашивают плотный, глубокий снег в нежно-розовые тона. Кристально чистый, прозрачный воздух застыл в ожидании ночи.
№ 3. На фоне лазурно-голубого неба прекрасная, белоствольная береза широко раскинула свои руки-ветви. Ярко сверкает на солнце, припорошенная снегом, сохранившаяся кое-где прошлогодняя листва.
№ 4. На голубоватом снегу тонкоствольные березы отбрасывают длинные темно-синие тени. Глубокий, рыхлый снег сверху покрыт тоненькой, сероватой корочкой льда.
Работа по второму пункту плана.
Учитель: Составим план нашего текста – описания. Что предлагаете нарисовать в нашей словесной картине «Зимний пейзаж»?
(Ответы детей)
Коллективное составление плана.
1)Зимний день
2)Сверкающий снег
3)Заснеженные деревья
4)Шустрые воробьи
Слайд 13.
Работа по 3 пункту плана.
Учитель: Сегодня на уроке мы воспользуемся необычным словарем.
Вот он (учитель показывает словарь эпитетов).
(См. приложение 4)
- Что такое эпитет?
Ученики:
(примерные ответы: слова, описывающие предмет, образные сравнения)
Учитель: вот как трактуют этот термин толковые словари Ушакова и Ожегова: (слайд 15)
эпитет - слово или целое выражение, определение при слове, влияющее на его выразительность, прилагаемое к названию предмета для большей образности, дающее дополнительную художественную характеристику предмета.
- Для удобства работы я подготовила выписки из словаря эпитетов для каждой группы. Получив карточку, посовещайтесь друг с другом и решите, какие эпитеты вы выберете для своего описания.
Каждой группе учитель выдает карточку с выписанными эпитетами из словаря эпитетов. Детям предлагается выбрать и записать подходящие.
(Приложение 5)
Дети совещаются, выписывают на черновик выбранные ими слова (2 – 3 минуты), озвучивают всему классу.
Работа по 4 пункту плана.
Учитель: Сейчас каждая группа должна будет сделать словесную зарисовку по «своему»
пункту плана нашего текста-описания. Постарайтесь использовать те слова, которые вы записали на черновике.
Тихо звучит музыка Чайковского. Слайд 16. Учащиеся работают в группах. Каждая группа записывает свое мини-сочинение на листок в форме облачка, сугроба, дерева, воробья. (Листки заранее подготовлены и выданы каждой группе). На этот этап работы отводится 6 – 8 минут. По окончании работы дети зачитывают свои отрывки, коллективно обсуждают результаты, если есть необходимость, исправляют недочеты.
В конце этого этапа скорректированные работы вновь зачитываются, объединяясь в единое сочинение-описание, вывешиваются на стенд или доску, образуя «зимний пейзаж».
Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Сегодня мы хорошо потрудились. Составили коллективное сочинение «Зимний пейзаж». Вспомните весь урок. Что вам запомнилось больше всего? Что показалось трудным? Что нового узнали? Чему вы научились?
Ответы детей.
Учитель: Кому понравился сегодняшний урок, поднимите ваши снежинки.
(У каждого ребенка заранее заготовлена вырезанная из бумаги снежинка).
Снежинки также прикрепляются на стенд.
Конец урока. Слайд 17.
Просмотр содержимого документа
«Приложения»
Приложение 1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Приложение 2
1 группа: А.А.Пластов «Первый снег».
2 группа: Н.П.Крымов «Зима»
3 группа: И.Э.Грабарь «Февральская лазурь»
4 группа: К.Ф. Юон «Конец зимы. Полдень»
Приложение 3
Группа 1
Что увидели дети с крыльца своего дома? Почему они радуются?
Вставьте подходящие по смыслу слова
Первый ___________________ снег. Он ____________, ________________,
похожий на ________________ хлопья, комочки ваты. ___________________
снежинки кружатся, __________________ в воздухе, ____________________
опускаясь на землю.
Слова для справок:
(воздушные, белый, парят, пушистый, долгожданный, легкие, тихо)
Группа 2
Каким увидел снег художник? Как вы думаете почему?
Вставьте подходящие по смыслу слова
Зимний вечер. Лучи ____________солнца окрашивают _____________,
_________________снег в ______________________________ тона.
______________________, ______________воздух застыл в ожидании ночи.
Слова для справок:
(Кристально чистый, плотный, нежно-розовые, заходящего, глубокий, прозрачный)
Группа 3
Какие краски использовал художник для изображения березы, её ствола, ветвей, неба?
Вставьте подходящие по смыслу слова
На фоне __________________ неба _____________, ______________береза
широко раскинула свои ______________________ . Ярко сверкает на
солнце ________________ снегом, сохранившаяся кое-где ________________
листва.
Слова для справок:
(белоствольная, прекрасная, прошлогодняя, руки-ветви, припорошенная, лазурно-голубого)
Группа 4
По каким признакам узнаем, что день солнечный, (ведь солнца на картине нет)? Каким художник изображает снег?
Вставьте подходящие по смыслу слова
На _______________ снегу _____________________ березы отбрасывают
длинные _____________________ тени . ____________, _____________
снег сверху покрыт _________________, _________________ корочкой льда.
Слова для справок:
(тонкоствольные, Глубокий, сероватой, рыхлый, голубоватом, тоненькой, темно-синие)
Приложение 4
1 группа:
Выписка из словаря эпитетов
Птицы.
Озябшие, красногрудые, голодные, промерзшие, городские, зимующие, перелетные, хохлатые, напуганные, веселые, бесстрашные, важные, гордые.
Воробьи.
Любопытные, нахохлившиеся, шустрые, подвижные, шумные, драчливые, серые, рябые, маленькие, снующие, ненасытные.
2 группа
Выписка из словаря эпитетов
Иней.
Блестящий, жемчужный, искристый, лазурный, бахромчатый, колкий, ломкий, махровый, сквозной, молочный, седой, нежный, тяжёлый.
Снег.
Голубеющий, лучистый, ослепительный, почерневший, сахарный, серебристый, слепящий, чистый, вчерашний, первый, ранний, свежевыпавший.
3 группа:
Выписка из словаря эпитетов
Мороз.
Безжалостный, бодрящий, звонкий, колючий, ленивый, лютый, скрипучий, собачий, страшный, трескучий, обжигающий, сердитый.
Воздух.
Промозглый, прохладный, студеный, безветренный, застывший, легкий, бодрящий, прозрачный, стеклянный, хрустально-чистый.
4 группа:
Выписка из словаря эпитетов
Ель. (Ёлка).
Ветвистая, высокая, гибкая, громадная, густая, зубчатая, косматая, могучая, островерхая, остроконечная, пушистая, развесистая, стройная, темная.
Берёза.
Белая, белоствольная, нарядная, плакучая, прозрачная, прямоствольная, серебристая, стройная, юная, дремлющая, хмурая, печальная, беззащитная.
9
Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока Зимний пейзаж урок развития речи»
Урок развития речи
Тема: Сочинение «Зимний пейзаж»
Разработала учитель начальных классов ГБОУ Лицей № 101
Стеценко Инна Геннадьевна.
Цели:
1. Закрепить и систематизировать знания по теме «Зима», «текст-описание»;
2. Развивать речь, внимание, воображение;
3. Способствовать формированию умения наиболее точно употреблять слова в письменной речи;
4. Отрабатывать умения составлять текст по заданному плану;
5. обогащать словарный запас;
6. Воспитывать интерес к родному языку.
Оборудование:
Мультимедиа проектор, презентация, магнитофон, аудиозапись Чайковский «Времена года», репродукции картин А.А. Пластова «Первый снег», Н.П.Крымова «Зима», И.Э.Грабаря «Февральская лазурь», К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», карточки с деформированными текстами для каждой из четырех групп, словарь (словари) эпитетов для демонстрации, четыре выписки из словаря эпитетов на отдельных карточках, разлинованные листки в форме облака, сугроба, дерева, воробья для записи частей сочинения, вырезанные из бумаги снежинки.
Ход урока.
Организационный момент. Объявление темы урока.
Работа на уроке проходит в группах по 5 – 7 человек. Дети сидят группами вокруг четырех столов.
Учитель: Сегодня мы с Вами будем говорить о зиме, её приметах, красоте.
Слайд 1. (См. приложение 1)
Актуализация знаний.
Учитель: Вспомним, что мы знаем о зиме, как о времени года?
Слайды 2, 3, 4, 5.
Ученики: (Примерные ответы)
- Зима наступает после осени.
- Зимние месяцы – декабрь, январь, февраль.
- Температура воздуха зимой низкая. Земля покрыта снегом.
- Деревья сбросили листву и стоят голые. Иногда ветки покрываются инеем.
- Солнце стоит низко над линией горизонта, светит, но не греет.
- Некоторые птицы улетели в теплые страны, остались только те, которые могут найти себе пропитание зимой.
- Многие животные зимой в спячке, другие ищут пищу и пользуются запасами, сделанными на зиму летом и осенью.
Учитель: Из ваших ответов можно составить текст. По типу такой текст - научно-популярный. Такие тексты можно встретить, например, в учебнике по природоведению.
А сегодня мы с вами будем составлять текст другого вида, текст–описание.
Какой главный вопрос можно задать к любому тексту – описанию?
Учащиеся: Какой?
Учитель: Слова какой части речи чаще других употребляются в таких текстах?
Учащиеся: Прилагательные.
Учитель: Тема текста определена - «Зима». А какова главная идея текста – описания о зиме?
Учащиеся: Рассказать, какая она. Нарисовать словесную картину, чтобы можно было, как бы увидеть зимнее небо, деревья, покрытые снегом, белые поля, и т.д., показать красоту зимы.
Настрой на эмоциональное восприятие, совместная работа.
Учитель: Нам сегодня предстоит хорошо потрудиться, многому научиться, многое успеть. Вы работаете в группах, поэтому настройтесь на плодотворную совместную работу, помогайте друг другу, советуйтесь друг с другом.
Учитель: Музыка П.И.Чайковского поможет нам настроиться эмоционально.
Звучит музыка П.И.Чайковского. Отрывок из цикла «Времена года». «Святки». Слайд 6.
Что вы услышали в этой музыке?
Ученики: (Примерные ответы)
- Завывание ветра.
- Поскрипывание снега.
- Бубенчики на проезжающей тройке.
Обсуждение плана урока.
Учитель: Чтобы все успеть на уроке, давайте обсудим план работы.
Слайд 7. (или запись на доске)
План:
Тема «Зимы» в искусстве.
Составление плана текста – описания.
Работа со словарями. Подбор эпитетов.
Написание мини-зарисовок.
Учитель: Возникли ли у вас вопросы по плану? (Если вопросы есть,
обсудить, выслушать мнения детей.)
Работа по первому пункту плана.
а) Выступление детей с домашними заготовками.
Учитель: Дома вы занимались поисковой работой. Каждой группе было дано задание найти и выучить отрывки из художественных произведений о зиме разных жанров. Давайте познакомимся с результатами. Пока ребята одной из групп выступают, остальные внимательно слушают, замечают, какие эпитеты и образные сравнения используют в своих произведениях признанные мастера слова, люди искусства. Пользуйтесь черновиками, записывайте понравившиеся вам слова и выражения.
1 группа: «Зима» в поэзии.
2 группа: «Зима» в прозе.
3 группа: «Зима» в музыке. (Песни и романсы о зиме)
4 группа: «Зима» в русском народном творчестве. (Пословицы,
поговорки, загадки)
После выступления каждой группы, обсуждение, запись эпитетов.
б) работа с репродукциями:
Каждой группе предлагается репродукция картины о «Зиме» и карточка с заданием.
Учитель: Я приготовила для вас очень интересное, но непростое задание.
Каждая группа получает репродукцию одной из картин русских художников с изображением зимнего пейзажа. Внимательно рассмотрите эти работы, ответьте на поставленные вопросы и выполните задание на карточке.
1 группа: А.А.Пластов «Первый снег».
2 группа: Н.П.Крымов «Зима».
3 группа: И.Э.Грабарь «Февральская лазурь».
4 группа: К.Ф. Юон «Конец зимы. Полдень».
(См. приложение 2, 3)
Дети работают под тихое звучание музыки П.И.Чайковского. Слайд 8.
Отчет каждой группы о выполнения задания, обсуждение.
Слайды 9, 10, 11, 12.
Примерные тексты, которые должны получиться у детей при выполнении задания на карточках:
№1. Первый долгожданный снег. Он белый, пушистый, похожий на легкие хлопья, комочки ваты. Воздушные снежинки кружатся, парят в воздухе, тихо опускаясь на землю.
№ 2. Зимний вечер. Лучи заходящего солнца окрашивают плотный, глубокий снег в нежно-розовые тона. Кристально чистый, прозрачный воздух застыл в ожидании ночи.
№ 3. На фоне лазурно-голубого неба прекрасная, белоствольная береза широко раскинула свои руки-ветви. Ярко сверкает на солнце, припорошенная снегом, сохранившаяся кое-где прошлогодняя листва.
№ 4. На голубоватом снегу тонкоствольные березы отбрасывают длинные темно-синие тени. Глубокий, рыхлый снег сверху покрыт тоненькой, сероватой корочкой льда.
Работа по второму пункту плана.
Учитель: Составим план нашего текста – описания. Что предлагаете нарисовать в нашей словесной картине «Зимний пейзаж»?
(Ответы детей)
Коллективное составление плана.
Зимний день
Сверкающий снег
Заснеженные деревья
Шустрые воробьи
Слайд 13.
Работа по 3 пункту плана.
Учитель: Сегодня на уроке мы воспользуемся необычным словарем.
Вот он (учитель показывает словарь эпитетов).
(См. приложение 4)
- Что такое эпитет?
Ученики:
(примерные ответы: слова, описывающие предмет, образные сравнения)
Учитель: вот как трактуют этот термин толковые словари Ушакова и Ожегова: (слайд 15)
эпитет - слово или целое выражение, определение при слове, влияющее на его выразительность, прилагаемое к названию предмета для большей образности, дающее дополнительную художественную характеристику предмета.
- Для удобства работы я подготовила выписки из словаря эпитетов для каждой группы. Получив карточку, посовещайтесь друг с другом и решите, какие эпитеты вы выберете для своего описания.
Каждой группе учитель выдает карточку с выписанными эпитетами из словаря эпитетов. Детям предлагается выбрать и записать подходящие.
(Приложение 5)
Дети совещаются, выписывают на черновик выбранные ими слова (2 – 3 минуты), озвучивают всему классу.
Работа по 4 пункту плана.
Учитель: Сейчас каждая группа должна будет сделать словесную зарисовку по «своему»
пункту плана нашего текста-описания. Постарайтесь использовать те слова, которые вы записали на черновике.
Тихо звучит музыка Чайковского. Слайд 16. Учащиеся работают в группах. Каждая группа записывает свое мини-сочинение на листок в форме облачка, сугроба, дерева, воробья. (Листки заранее подготовлены и выданы каждой группе). На этот этап работы отводится 6 – 8 минут. По окончании работы дети зачитывают свои отрывки, коллективно обсуждают результаты, если есть необходимость, исправляют недочеты.
В конце этого этапа скорректированные работы вновь зачитываются, объединяясь в единое сочинение-описание, вывешиваются на стенд или доску, образуя «зимний пейзаж».
Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Сегодня мы хорошо потрудились. Составили коллективное сочинение «Зимний пейзаж». Вспомните весь урок. Что вам запомнилось больше всего? Что показалось трудным? Что нового узнали? Чему вы научились?
Ответы детей.
Учитель: Кому понравился сегодняшний урок, поднимите ваши снежинки.
(У каждого ребенка заранее заготовлена вырезанная из бумаги снежинка).
Снежинки также прикрепляются на стенд.
Конец урока. Слайд 17.
7