Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Урок развития речи
Тема: Сочинение «Зимний пейзаж»
Разработала учитель начальных классов ГБОУ Лицей № 101 Стеценко Инна Геннадьевна.
Ход урока.
Организационный момент. Объявление темы урока.
Работа на уроке проходит в группах по 5 – 7 человек. Дети сидят группами вокруг четырех столов.
Учитель: Сегодня мы с Вами будем говорить о зиме, её приметах, красоте.
Слайд 1. (См. приложение 1)
Актуализация знаний.
Учитель: Вспомним, что мы знаем о зиме, как о времени года?
Слайды 2, 3, 4, 5.
Ученики: (Примерные ответы)
- Зима наступает после осени.
- Зимние месяцы – декабрь, январь, февраль.
- Температура воздуха зимой низкая. Земля покрыта снегом.
- Деревья сбросили листву и стоят голые. Иногда ветки покрываются инеем.
- Солнце стоит низко над линией горизонта, светит, но не греет.
- Некоторые птицы улетели в теплые страны, остались только те, которые могут найти себе пропитание зимой.
- Многие животные зимой в спячке, другие ищут пищу и пользуются запасами, сделанными на зиму летом и осенью.
Учитель: Из ваших ответов можно составить текст. По типу такой текст - научно-популярный. Такие тексты можно встретить, например, в учебнике по природоведению.
А сегодня мы с вами будем составлять текст другого вида, текст–описание.
Какой главный вопрос можно задать к любому тексту – описанию?
Учащиеся: Какой?
Учитель: Слова какой части речи чаще других употребляются в таких текстах?
Учащиеся: Прилагательные.
Учитель: Тема текста определена - «Зима». А какова главная идея текста – описания о зиме?
Учащиеся: Рассказать, какая она. Нарисовать словесную картину, чтобы можно было, как бы увидеть зимнее небо, деревья, покрытые снегом, белые поля, и т.д., показать красоту зимы.
Настрой на эмоциональное восприятие, совместная работа.
Учитель: Нам сегодня предстоит хорошо потрудиться, многому научиться, многое успеть. Вы работаете в группах, поэтому настройтесь на плодотворную совместную работу, помогайте друг другу, советуйтесь друг с другом.
Учитель: Музыка П.И.Чайковского поможет нам настроиться эмоционально.
Звучит музыка П.И.Чайковского. Отрывок из цикла «Времена года». «Святки». Слайд 6.
Что вы услышали в этой музыке?
Ученики: (Примерные ответы)
- Завывание ветра.
- Поскрипывание снега.
- Бубенчики на проезжающей тройке.
Учитель: Чтобы все успеть на уроке, давайте обсудим план работы.
Слайд 7. (или запись на доске)
План:
1)Тема «Зимы» в искусстве.
2)Составление плана текста – описания.
3)Работа со словарями. Подбор эпитетов.
4)Написание мини-зарисовок.
Учитель: Возникли ли у вас вопросы по плану? (Если вопросы есть,
обсудить, выслушать мнения детей.)
Работа по первому пункту плана.
а) Выступление детей с домашними заготовками.
Учитель: Дома вы занимались поисковой работой. Каждой группе было дано задание найти и выучить отрывки из художественных произведений о зиме разных жанров. Давайте познакомимся с результатами. Пока ребята одной из групп выступают, остальные внимательно слушают, замечают, какие эпитеты и образные сравнения используют в своих произведениях признанные мастера слова, люди искусства. Пользуйтесь черновиками, записывайте понравившиеся вам слова и выражения.
1 группа: «Зима» в поэзии.
2 группа: «Зима» в прозе.
3 группа: «Зима» в музыке. (Песни и романсы о зиме)
4 группа: «Зима» в русском народном творчестве. (Пословицы,
поговорки, загадки)
После выступления каждой группы, обсуждение, запись эпитетов.
б) работа с репродукциями:
Каждой группе предлагается репродукция картины о «Зиме» и карточка с заданием.
Учитель: Я приготовила для вас очень интересное, но непростое задание.
Каждая группа получает репродукцию одной из картин русских художников с изображением зимнего пейзажа. Внимательно рассмотрите эти работы, ответьте на поставленные вопросы и выполните задание на карточке.
1 группа: А.А.Пластов «Первый снег».
2 группа: Н.П.Крымов «Зима».
3 группа: И.Э.Грабарь «Февральская лазурь».
4 группа: К.Ф. Юон «Конец зимы. Полдень».
(См. приложение 2, 3)
Дети работают под тихое звучание музыки П.И.Чайковского. Слайд 8.
Отчет каждой группы о выполнения задания, обсуждение.
Слайды 9, 10, 11, 12.
Примерные тексты, которые должны получиться у детей при выполнении задания на карточках:
№1. Первый долгожданный снег. Он белый, пушистый, похожий на легкие хлопья, комочки ваты. Воздушные снежинки кружатся, парят в воздухе, тихо опускаясь на землю.
№ 2. Зимний вечер. Лучи заходящего солнца окрашивают плотный, глубокий снег в нежно-розовые тона. Кристально чистый, прозрачный воздух застыл в ожидании ночи.
№ 3. На фоне лазурно-голубого неба прекрасная, белоствольная береза широко раскинула свои руки-ветви. Ярко сверкает на солнце, припорошенная снегом, сохранившаяся кое-где прошлогодняя листва.
№ 4. На голубоватом снегу тонкоствольные березы отбрасывают длинные темно-синие тени. Глубокий, рыхлый снег сверху покрыт тоненькой, сероватой корочкой льда.
Работа по второму пункту плана.
Учитель: Составим план нашего текста – описания. Что предлагаете нарисовать в нашей словесной картине «Зимний пейзаж»?
(Ответы детей)
Коллективное составление плана.
1)Зимний день
2)Сверкающий снег
3)Заснеженные деревья
4)Шустрые воробьи
Слайд 13.
Работа по 3 пункту плана.
Учитель: Сегодня на уроке мы воспользуемся необычным словарем.
Вот он (учитель показывает словарь эпитетов).
(См. приложение 4)
- Что такое эпитет?
Ученики:
(примерные ответы: слова, описывающие предмет, образные сравнения)
Учитель: вот как трактуют этот термин толковые словари Ушакова и Ожегова: (слайд 15)
эпитет - слово или целое выражение, определение при слове, влияющее на его выразительность, прилагаемое к названию предмета для большей образности, дающее дополнительную художественную характеристику предмета.
- Для удобства работы я подготовила выписки из словаря эпитетов для каждой группы. Получив карточку, посовещайтесь друг с другом и решите, какие эпитеты вы выберете для своего описания.
Каждой группе учитель выдает карточку с выписанными эпитетами из словаря эпитетов. Детям предлагается выбрать и записать подходящие.
(Приложение 5)
Дети совещаются, выписывают на черновик выбранные ими слова (2 – 3 минуты), озвучивают всему классу.
Работа по 4 пункту плана.
Учитель: Сейчас каждая группа должна будет сделать словесную зарисовку по «своему»
пункту плана нашего текста-описания. Постарайтесь использовать те слова, которые вы записали на черновике.
Тихо звучит музыка Чайковского. Слайд 16. Учащиеся работают в группах. Каждая группа записывает свое мини-сочинение на листок в форме облачка, сугроба, дерева, воробья. (Листки заранее подготовлены и выданы каждой группе). На этот этап работы отводится 6 – 8 минут. По окончании работы дети зачитывают свои отрывки, коллективно обсуждают результаты, если есть необходимость, исправляют недочеты.
В конце этого этапа скорректированные работы вновь зачитываются, объединяясь в единое сочинение-описание, вывешиваются на стенд или доску, образуя «зимний пейзаж».
Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Сегодня мы хорошо потрудились. Составили коллективное сочинение «Зимний пейзаж». Вспомните весь урок. Что вам запомнилось больше всего? Что показалось трудным? Что нового узнали? Чему вы научились?
Ответы детей.
Учитель: Кому понравился сегодняшний урок, поднимите ваши снежинки.
(У каждого ребенка заранее заготовлена вырезанная из бумаги снежинка).
Снежинки также прикрепляются на стенд.
Конец урока. Слайд 17.
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт